А. Скрябин. Прелюдия ор. 48 № 1
Родство функций S и DD и соответственно функциональных основных тонов терцового отношения 4 и 2 (см., например, комматическое приравнивание еще в «двойном применении» Рамо) при взаимодействии с тритоновыми заменами ведет к образованию сходно-функциональной, а далее и о дисфункциональной малотерцовой цепи Eis-Gis-H-D (в будущем — уменьшенного или малотерцового лада, в сочинениях позднего периода творчества; ср. приведенный пример с началом этюда ор. 56 № 4). По мере того как на месте тоники постепенно утверждается под разными предлогами мягко диссонирующая гармония с тритоном, тритоновая замена начинает сближать данную тонику с ее тритоновой транспозицией, что объективно ведет к будущему скрябинскому дважды-ладу, уменьшенному ладу. Поводами для укрепления «доминантовой» структуры тоники могут быть значения: (поэма ор. 32 № 2 D-dur; «Сатаническая поэма» ор. 36, начало, см. пример 292, такт 1, а также 33); (прелюдия ор. 31 № 4, начало; «Нюансы» ор. 56 № 3; «Желание» ор. 57, № 1, такты 1, 2). Но в результате развития структуры тонического аккорда его роль оказался в состоянии выполнять обычно и «доминантовый» тритоно-диссонантный аккорд — функциональный дубль (пример 255). В примере 255А «доминантообразный» аккорд тоники уже полностью лишен функции ; его следует сравнить с последним аккордом 5-й сонаты (в Dis-dur): тритоновый дубль тоники на тоническом басу завершает огромное произведение; дубль-тоникой в Dis оно и начинается.
|