Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тоблица 17




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Основной принцип тяготения Функциональная инверсия
От D (S) к Т От Т к D (S)
От диссонанса к консонансу От диссонанса (или даже от консонанса) к диссонансу
От побочной функции к основной От основной функции к побочной
От неустоя к устою От неустоя (или даже от устоя) к неустою
От вводного тона к его разрешению От вводного тона к другому вводному тону
От хроматического тона к диатоническому От хроматического тона (или даже от диатонического) к хроматическому
От неаккордового звука к аккордовому От неаккордового (или даже от аккордового) к неаккордовому
Подчеркивание разряда напряжения Подчеркивание напряжения
Выдвижение на первый план центральных отношений Выдвижение на первый план местных связей и значения созвучия самого по себе

тов (как при альтерации, побочных доминантах, диссонирующих побочных тонах, мажоро-миноре, линеарных гармониях и т. д.). Поэтому функциональная инверсия может быть трактована, по ана­логии с функциональной переменностью, как создание дополнитель­ной системы значений практически при тех же гармонических эле­ментах (аккордах, неаккордовых звуках, побочных тонах; разуме­ется, если в системе есть альтерации, мажоро-минорные смешения, побочные доминанты и т. п., то функциональная инверсия может распространяться и на них). Значение же функциональной инвер­сии, как уже было показано, в том, что с помощью гармонического движения, направленного обратно нормативному, возможно созда­ние эффектов, равнозначных введению гармонических систем, осно­ванных на диссонансе, на каких-то гармониях из ладов помимо классических мажора и минора. Возможно, пусть мимолетное, вку­шение сладости запретного пока плода без обременения себя, одна­ко, неизбежной ответственностью (то есть не переходя в какую-то иную гармоническую систему). В своих крайних выражениях это похоже на свободный полет романтической мечты, когда чувства «пробуждают духов, дремлющих в потайных уголках нашей души» (В. Г. Ваккенродер) и реализуют мечту с помощью какого-нибудь вовремя подвернувшегося под руку «волшебного напитка».

Другая особенность функциональной инверсии — возможность ее проявления в любых «дозах», начиная от нуля. Возможно отвле­чение от центральной функциональности и отдельного аккорда, по­лучающего нормативное разрешение («Композитора может в боль­шей мере интересовать решение некоторой художественной задачи через выразительность самой структуры аккорда, нежели через его связи с предыдущим и последующим, его функцию»,— пишет,

рассматривая целотоновый «аккорд Лешего» из «Снегурочки» Римского-Корсакова, М. И. Ройтерштейн; см.: Введение в анализ гармо­нии. С. 51-52). Поэтому о функциональной инверсии следует гово­рить, как правило, лишь тогда, когда уже к обычным тяготениям дело свести нельзя.

Конечно, и у венских классиков было сколько угодно подобных явлений, однако в качестве средств контраста. Например, в трио Менуэта из 1-й симфонии Бетховена вся середина непрерывно стоит на доминанте. Тем более это касается сонатной разработки. Часто и в побочной теме делается упор не на тонику побочной тональности, а на ее доминанту (в противовес главной с упором на тонику главной тональности). Да и внутри самого устойчивого классического перио­да фразы нередко завершаются неустойчивой, диссонантной гармо­нией (см., например, в менуэте квартета Моцарта C-dur; KV-465).

О функциональной инверсии может идти речь только, если на­правленность к неустою составляет основу мысли или если такая направленность последовательно выдерживается, подменяя собой нормативную (пример 260).

260 А) Р. Вагнер. «Закат богов»

Б) Ф. Шуберт. «Привет тебе»

В) М. Глинка. «Руслан и Людмила»

Г

Ф. Лист. «Мефисто-вальс» (редукция)







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия