Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КЛАССИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ




Контраст между устойчивым пребыванием в тональности и то­нальным движением (модуляцией) есть всеобщая гармоническая ос­нова классико-романтических форм. Ощущение музыкальной ком­позиции в ее становлении (при живом исполнении), музыкальная форма и ее контуры могут быть отчетливо запечатлены в нашем восприятии уже через представление гармонической структуры це­лого. Например, развитие образного содержания столь непохожих друг на друга произведений, как Largo 3-го концерта Бетховена или вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (вариант для концертного исполнения, то есть до цифры [6]), или финал 7-й сонаты Прокофьева, легко и непо­средственно воспринимается нами в последовании пяти основных Разделов «гармонической формы» — чередовании тем (с типичным Для них пребыванием в тональности) и ходов (соответственно — их тональным движением):

1) пребывание в главной тонике --> слышим тему (главную);

2) началось тональное движение --> слышим переход к другой теме;

3) пребывание в побочной тонике --> слышим новую тему;

4) возобновляется тональное движение --> слышим вновь переход;

5) пребывание в главной тонике --> слышим вновь главную тему.

Малая модуляция (тональное движение внутри темы) в широ­ком масштабе, как уже говорилось, приравнивается к однотональному изложению (в формах периода, простой двухчастной и про­стой трехчастной). Собственно модуляционное движение (покида­ние одной тоники и установление другой; либо непрерывная смена тоник) усматривается только в большой модуляции (связующая партия, разработка в сонатной форме; переход от одной темы к другой в иных формах).

С этой, наиболее общей точки зрения, классические формы выгля­дят следующим образом (малая, внутритемная модуляция, как имею­щая локальное значение, в схемах крупного плана не указывается).*

I

1. Песня (простая двух-, трехчастная форма; «трехчастный пери­од» типа а а1 а; также период и большое предложение как форма полного изложения темы);

Примеры: Моцарт, «Свадьба Фигаро», ария Сюзанны (F-dur, № 27), песня «Пускай мрачен я»; Шопен, Этюды ор. 10 № 1, 2, 4-8, 12, ор. 25 № 1-3, 6, 11, 12; Шопен, Прелюдии E-dur, fis-moll; Глин­ка, «Жизнь за царя», ария Сусанина; Чайковский, «На землю сум­рак пал»; Прокофьев, «Мимолетности», № 1, 18.

2. Куплетная форма. Вариации (те же формы, что и в предыду­щем пункте, но с повторениями):

Примеры: Моцарт, «Тоска по весне»; Моцарт, Соната для фор­тепиано A-dur, I часть; Бетховен, Вариации c-moll; Шуберт, «Ave Maria»; Глинка, «Руслан и Людмила», персидский хор; Бородин, «Князь Игорь», песня половчанки с хором в начале II акта.

* Обозначения: = главная тема, «побочная тема при (необходимости

= 1-я побочная, 2-я побочная); Т, D = главная, доминантовая тонально­сти; = модулирующие части ( = ход, = возвратный ход); = заключительная часть; ―→ = модуляция, = разработка. Схемы, разумеет­ся, не могут отразить ряда специфических сторон данной формы (строения тем, их соотношения, характера связи частей и т. п.)·

3. Сложная трехчастная с трио:

Примеры: Гайдн, 104-я симфония D-dur, менуэт; Бетховен, 3-я симфония, скерцо; Шопен, Скерцо № 3; Чайковский, 5-я симфония, вальс; Мусоргский,«Картинки с выставки», «Балет невылупивших­ся птенцов»; Шостакович, Фортепианный квинтет, скерцо; Проко­фьев, 1-я симфония, гавот.

II

4. Формы рондо. Трехчастная с эпизодом (малое рондо; рондо-1):

Примеры: Бетховен, Соната ор. 2 № 1, II часть; Бетховен, 5-й концерт для фортепиано с оркестром, II часть; Шопен, Ноктюрн ор. 15 № 1 F-dur; Шопен, Этюд ор. 10 № 3 E-dur; Чайковский, Раз­мышление, из ор. 72; Прокофьев, 1-я симфония, II часть, Larghetto; Прокофьев, 2-я соната для фортепиано, III часть.

5. Трехчастная с переходами (малое рондо; рондо-2):

Примеры: Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром A-dur; II часть (fis-moll); Шопен, Соната b-moll, финал; Брамс, 1-я симфо­ния, медленная часть; Лист, Забытый вальс Fis-dur; Глазунов, 8-я симфония, II часть; Прокофьев, 7-я соната, III часть.

6. (Большое) рондо, включая и рондо-сонату (8, 10 частей):

Примеры: Моцарт, Соната для скрипки и фортепиано A-dur, финал; Бетховен, финалы сонат ор. 49 № 2, ор. 14 № 2, ор. 13, ор. 90, ор. 78 (и аналогичные); Чайковский, 1-й концерт для форте­пиано с оркестром, финал; Прокофьев, финалы фортепианных сонат № 4-6, 8, 9; 3-й концерт для фортепиано с оркестром, финал; 5-я симфония, финал; Шостакович, 5-я симфония, III часть; финалы симфоний № 5-10.

III

7. Сонатная форма:

Примеры: Бетховен, 5-я симфония, I часть; соната ор. 10 № 2, финал; Шостакович, 8-я симфония, I часть; Моцарт, «Свадьба Фи­гаро», увертюра (форма сонатины).


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 616. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7