Студопедия — А. Скрябин. Сатаническая поэма, главная тема и связующая партия (редукция)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А. Скрябин. Сатаническая поэма, главная тема и связующая партия (редукция)






Связующая партия — модуляция из C-dur главной партии в E-dur побочной. Делает ее Скрябин элементарным образом: снача­ла повторяет начало главной темы (такты 33-40, что равно четы­рем метрическим тактам) в главной тональности и с окончанием на тонике (такт 40); далее — снова его повторяет, но тоника C-dur принимается за большую субмедианту E-dur. В этой новой тональ­ности композитор даже разрешает доминанту в тонику (такт 48), чем в большой мере разряжается модуляционное напряжение (и чего обычно не делается в классических динамичных сонатных связую­щих ходах). Элементарность и малая напряженность модуляции находятся в некотором противоречии с романтическим «сатанин­ским» названием пьесы, которому просто не следует придавать принципиального (тем более идейного) значения. (Скорее, это уют­ная «домашняя» или салонная пьеса, с претенциозно «романтиче­ским» названием.)

Как видим, произведение Скрябина, несмотря на внутреннее усложнение некоторых сторон гармонической системы, строится в точном соответствии с законами классической музыкальной фор­мы, оно отнюдь не более сложно, чем камерная соната Моцарта или Бетховена.

Классическое соотношение гармонии и формы остается здесь непоколебленным.

Литература

1. Аренский А.С. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки [1893]. 2-е изд. М., 1929.

2. Арзаманов Ф. Г. С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм. 2-е изд. М., 1984.

3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 3-е изд. Л., 1971.

4. Бусслер Л. Учебник форм инструментальной музыки [1878] / Пер. Н. Кашкина и С. Танеева. М., 1883.

5. Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVI — первой половины XVIII в. М., 1983.

6. Мясковский Н. Я. Рондо; см. в диссертации О. А. Белогрудова «Музыкально-кри­тическое наследие Н. Я. Мясковского» (Приложение, раздел 4). Μ.: ΜΓΚ, 1984.

7. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкаль­ных формах [1887]. 2-е изд. М., 1929.

8. Способин И. В. Музыкальная форма. 7-е изд. М., 1984 (1-е изд. М.; Л., 1947). Введение, § 4, 6-11.

9. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [1909]. 2-е изд. М., 1959.

10. Тюлин Ю. Н. Современная гармония и ее историческое происхождение [1964] // Теоретические проблемы музыки XX в. Вып. 1. М., 1967.

11. Холопов Ю. Н. Гомофония // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1973; Фор­ма музыкальная (раздел V) // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981.

12. Холопов Ю. Н. Метрическая структура периода и песенных форм (раздел 10) // Проблемы музыкального ритма. М., 1978.

13. Холопов Ю. Н. Принцип классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971.

14. Холопов Ю. Н. О трех зарубежных системах гармонии (раздел 3) // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966.

15. Холопов Ю. Н. Проблема модуляции в связи с проблемой соотношения модуля­ции и формообразования у Бетховена // Бетховен. Вып. 1. М., 1971.

16. Холопов Ю. Н. Метод анализа музыкальной формы (песенные формы классико-романтического типа): Методическая разработка по курсу «Анализ музыкальных произведений» («Песенные формы классико-романтического типа»), Минск, 1982.

17. Холопов Ю. Н. Структурные уровни гармонии // Musica theorica-6. M.: ΜΓΚ, 2000 (на правах рукописи).

18. Холопов Ю. Н. Мусоргский как мастер музыкальной формы: «Картинки с вы­ставки» // Музыкальная культура: ΧΙΧ-ΧΧ. М., 2002.

19. Цуккерман В. А. О выразительном и формообразующем действии гармонии // Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

20. Cholopov Ju. Prinzipien der musikalischen Formbildung bei J. S. Bach. Die Struktur der Bachschen Instrumentalfuge im Kontext der Entwicklung von Harmonik und Thematismus // Beiträge zur Musikwissenschaft. 1983. Heft 2. S. 97-104.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 746. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия