ТИПЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Главнейшие смысловые значения частей музыкальной формы в большой мере зависят от того, насколько функция их в музыкальной композиции реализована в виде гармонических структур (в их совместном действии с мелодикой, тематизмом, ритмическими структурами крупного плана и другими факторами формы). Чтобы выполнять ту или иную функцию в произведении, часть формы должна быть соответствующим образом построена, прежде всего — гармонически. Разным типам частей формы поэтому соответствуют различные типы гармонического изложения музыкального материала. Типы частей формы, в свою очередь, примерно соответствуют шести разделам ораторской речи в реторике: 1) exordium — вступление; 2) narratio — повествование; 3) propositio — (главное) положение; 4) confutatio — оспаривание, возражение (букв. «опровержение»); 5) confirmatio — утверждение; 6) conclusio — заключение. Так как музыкальная «речь» (как и музыкальное мышление) по способу представления мысли (внепонятийному) резко отличается от словесно-логической (с ее словесно-понятийной спецификой), то в автономной музыкальной форме, как она сложилась в эпоху нового времени, всеобщие категории мышления и музыке систематизиру- ются несколько иначе, притом смысловое их значение не вполне идентично категориям словесной речи: 1) exordium — вступление; 2) propositio — главная тема; 3) narratio — переход, связующая часть; 4) confutatio — контртема, разработка (также середина); 5) confirmatio — реприза (или иная утверждающая часть); 6) conclusio — кода (дополнение). Этим общим функциям частей музыкальной формы и соответствуют определенные типы гармонического изложения. В первую очередь это три главных типа: 1) экспозиционный (соответствует изложению темы); 2) срединный (соответствует середине простой формы, разработке, переходу); 3) заключительный (в коде). Кроме них определенные типы изложения свойственны вступлениям (в собственно вступительных частях формы, а также в предыктах в конце разработок, связующих партий, внутри больших код); иногда — коротким связкам, как бы заполняющим пространство между окончанием одного раздела и началом другого. Теория типов изложения музыкального материала разработана И. В. Способиным (см. учебник «Музыкальная форма»). 1. Экспозиционный тип изложения характеризуется общим признаком: устойчивостью в сочетании с подвижностью. Тематически — наличие определенной излагаемой темы. Структурно — наличие крупных сплоченных построений, чаще всего опирающихся на квадратность (замкнутые кадансами предложения, период). Гармонически — устойчивость и единство тональности (сильно выраженное господство главной тональности, не нарушаемое и модуляционным кадансом в конце построения, в особенности если он делается на другом звуке консонирующего трезвучия тоники), активные смены гармонии (обрисовывающие ходы по звукам тонического трезвучия или близкие к таковым, как бы в крупном плане фигурирующие звуки тоники). 2. Срединный тип изложения имеет общий признак: неустойчивость, текучесть, стремление к устою. Тематически — дробность мелодических построений. Структурно — избегание законченных устойчивыми каденциями развернутых построений; повторения мелких построений в виде секвенций (но также и повторения на месте). Гармонически — опора на неустой (например, начало и конец на доминанте), избегание тоники (ее полное отсутствие или вытеснение на метрически легкие доли времени), возможно повторение гармонических построений (с ощущением нетерпеливой настойчивости), заметное превышение уровня неустойчивости, данного в предшествующей устойчивой части (опора на доминантовый органный пункт; отклонения, если их не было в экспозиционной части; если были — то более далекие и сильные отклонения, и т. п.). 3. Заключительный тип изложения. Общий признак — подчеркнутая устойчивость в сочетании с прекращением развития. Тематически — повторные проведения мотивов с оттенком прощания с ними. Структурно — серия дополнений, повторных каденций после ясно закончившейся основной части, сужение круга действия вплоть до сосредоточения на повторении одного только тонического аккорда. Гармонически — прекращение развития, тенденция к сокращению гармонических смен, органный пункт на тонике, плагальные отклонения, повторения устойчивых гармонических оборотов, все более усиливающееся звучание тонического аккорда. В связи с эволюцией гармонической системы изменяются и конкретные носители гармонических структурных функций. Например, если у романтиков одним из приемов экспозиционной гармонии стало начало с нетонического аккорда (Шуман, «Отчего»; Чайковский, «Январь»), то есть с того, что у классиков часто служило целям развивающего изложения, то, следовательно, для сохранения ясности функций частей формы в середине необходимы гораздо более сильные средства превышения неустойчивости (у Чайковского — далекая модуляция, приходящая в конце середины не к доминанте, а к двойной доминанте). У Бетховена срединность может достигаться рядом отклонений в тональности ближайшего родства (например, в теме вариаций I части сонаты ор. 26), а у Прокофьева обход всего квинтового круга может умещаться в рамки экспозиционного первого предложения периода (8-я соната, начало I части, ход гармоний: B-b-Ces-Fes-heses-Geses-Ceses = В — без модуляции!). Несмотря на подобные явления эволюции, в названных сочинениях полностью представлены однотипные соотношения между частями. Впрочем, нельзя не видеть и того, что такие внутренние гармонико-структурные обновления не могут быть бесконечными: насыщение экспозиционности хроматическими элементами на каком-то этапе этого процесса приводит и к невозможности дать заметное превышение уровня неустойчивости экспозиционного раздела в середине. В результате этого построение формы согласно классическим принципам затрудняется вплоть до полной невозможности, причем кризисное состояние формы наступает задолго до такого предельного момента. Отсюда неизбежны на каком-то этапе поиски композиторами иных средств построения музыкальной формы или даже иных, новых принципов самих музыкальных форм. (Вероятно, не случайно, что и Прокофьев при хроматической экспозиционной гармонии часто предпочитает обращаться к тематическому обновлению уже в середине, — см., например, в главной теме финала той же 8-й сонаты: для формы более низкого ранга привлекаются средства более высокого.)
|