Сублимация
Спешу поздравить с неудачей: Она — блистательный успех. Для вас почетна наипаче и назидательна для всех.
Ф. Тютчев
Самая популярная игра во все времена и, пожалуй, у всех наро дов — прятки. Прячутся все и от всего: жены от мужей, мужья от жен, юноши от армии, рэкет от органов, все от налоговой инспек ции и от проблем. Другое дело, что во все времена работает и желез ное правило пряток: кто не спрятался, тот виноват. А вот когда ты плохо спрятался или тебя нашли, помогает следующий тип защи ты — сублимация. Под сублимацией понимается переориентация исходного потен циала человека, реализация которого вступает в противоречие с ре альностью и в силу этого трансформируется в приемлемые для об щества формы активности. Это наиболее конструктивно, посколь ку не только снижается внутренняя тревожность, но и достигается внешний, одобряемый всеми успех. Например, молодая женщина испытывает внутреннюю тревогу по случаю возрастного кризиса. Можно сидеть и глядеть в окно, завидуя тем, у кого «все получи лось». Можно заместить деятельность по выходу из этого состоя ния скандалами с родными и близкими. Можно пойти «по рукам». Можно... Но можно захотеть и начать работать, достигая, попутно с внешним успехом, повышения самооценки. Это реально сделать и проявив любовь к ближнему, что также помогает в самореализа ции за счет труда по структурированию взаимоотношений. Ведь при сублимации замещается не сам объект (желаемый достигаемый), а способ взаимодействия с ним. Правда, способность к этому у раз личных людей неодинакова. Более того — большинство не умеет этого делать. Главное в этом процессе — озарение*. Это момент выс шего, «звездного» успеха, и желательно, чтобы человек этот шанс употребил с пользой для себя, а не как персонаж из «Тысячи и од ной ночи», которому открылась «Ночь могущества», но дальше все произошло в точном соответствии с бродячим сюжетом о золотой рыбке, старухе и разбитом корыте. В сублимации через творчество, в том числе и самотворчество, заключена ловушка. Жизнь творческого человека переполнена кон фликтами как внутриличностными, так и межличностными. Они во многом — точнее, заключенная в них энергия, — являются дви жителем творчества. Разругался — обиделся, сублимировал свою обиду в картину — все восхищены ее гениальностью, и никто не вспомнил о том, с кем гений разругался, с кем у него произошел ин тенсивный энергоинформационный обмен. Блестящий пример — творчество и личная жизнь Пабло Пикассо. Кроме того, в творце борются желание как можно больше успеть сделать в этой жизни, недовольство окружением, которое его «не по заслугам» оценива ет, нормальное общечеловеческое желание быть счастливым. Его преследуют необходимость зарабатывать на жизнь, проблемы вза имоотношений с окружением и стремление работать для души...
* Под «озарением» понимаются такие понятия из эзотерической литерату ры, как сатори, самадхи, инсайт, турийя, Просветление. Творческое горение пожирает большую часть его энергии, и для прочего часто не остается сил. Отсюда истерики, замкнутость, не людимость и одиночество. Но одиночество не желаемое, а достав шееся «в нагрузку» к такой самореализации. Ну и, конечно, ребяч ливость, эгоизм, тщеславие, бесцеремонность, алкоголизм... «Специалист подобен флюсу» — это об узко приложенном к са мореализации таланте сублимировать. Проще изобрести «ненамо кающий порох», чем создать гармоничную собственную жизнь на перекор объективным трудностям, запечатленным в родовом сце нарии. Владыкой мира стану я, лишь только сублимируя. ...На прием эта женщина пришла не сама, ее привели муж и его мать. Привели с большими трудностями: не было у нее желания что бы то ни было делать. Жалоба, которую они предъявляли «коллек тивно» — необоснованная ревность, истеричность, плаксивость... Сама же пациентка имела несколько иную точку зрения: «Я, как заводная игрушка. Мне это надоело. Принеси, подай, убери, улыбнись, сделай массаж, молчи и будь в хорошем настроении. Имеют значение только его проблемы, у меня их не должно быть в принципе. Когда я не вы держиваю и взрываюсь, то мне или дают деньги, или считают, что я истеричка и вызывают «скорую». Свекровь меня недолюбливает с момента свадьбы. Муж думает, что работа превыше всего. Выходит, что я мешаю ему жить и работать. Со мной у него проблемы. Что бы я ни говорила, воспринимается или как претензия, или как глупость, или как проявление неврастении». Женаты они лет пятнадцать, но друг друга так и не смогли ни понять, ни услышать. Запас ее прочнос ти кончился, и срыв был неизбежен. Она чувствовала себя ненужной и невостребованной, но молчала. Стратегия мужа: «Догадайся сама, чего я хочу. Впрочем, можешь читать мои мысли, не запрещаю», себя не оправдала. Скорее, завела в тупик. Мы попробовали смоделировать ситуацию, представив, что муж денег не приносит, более того, он стал больным, и она оказалась един ственной надеждой и кормилицей семьи. Взглянув на ситуацию с точ ки зрения другой субличности, женщина почувствовала свою необхо димость. Подобный взгляд помог ей, она воспрянула духом — из раз дражительной, обиженной, неврастеничной особы превратилась в уверенную в себе, деловую, хозяйственную женщину. Она даже нача ла за мужа заниматься делами в фирме. Правда, муж «из больницы» все же давал ей советы. Решиться на это ему было нелегко. Значитель но проще было бы с ней развестись и начать новую жизнь с той, кото рая «смотрела бы ему в рот». Но он почувствовал или понял достаточ но простую вещь: «Если проблема встала остро, то ее надо решать». Решать сейчас. Итогом стало ее желание выйти за рамки узко очер ченной ею же задачи и расширение своего, — а также, замечу попут но, мужа и свекрови, — сознания. Энергию, ранее направляемую на истерики, она сама перераспределила на созидание. Конечно, все про изошло не в один день. И работа велась со всей семьей, включая свек ровь — она оказалась не менее закомплексованной. У нее был очень сильно развит инстинкт собственности на сына. Но главное она поня ла — у жены есть такие же права на мужа, как и у матери на сына. Кроме этого свекровь осознала, что ее сын может положиться на свою жену. Она увидела в ней союзницу, а не конкурентку. В этом случае, как в капле воды, отражается проблема семей так называемых «новых русских». Проблема в данном случае включает в себя две составляющие. Во первых, супруга теперь могут иметь такого, какого хотят, а не того, кто достался. Во вторых, супруг ис кренне полагает, что если есть материальное благосостояние, то ВСЕ проблемы решены. По сути, это отражение менталитета инженера из КБ средней руки: жена, какая «досталась» по должности (доста точно вспомнить наш быт пятнадцатилетней давности); материаль ное благосостояние — вершина всех благ. Это автоматически пред полагает, что все можно купить: и джакузи, и жену, и приятелей, и детей. Кроме того, статус предполагает соответствие и во всем ос тальном: дом, машина, дача, благополучная и ухоженная праздная жена. Круг общения не тот, который приятен, а тот, который нужен. И никто не интересуется, нравится ли это им, их ли это стиль жизни. Но чем легче дается подстройка под иллюзорную жизнь, тем тяжелее переносятся внутренние кризисы. «Иллюзорной» жизнь
4 Большая защитная книга. названа потому, что у НАС уже (или еще) нет традиций обеспечен ной жизни и стиля проживания в соответствии с ними. Этот стиль заимствуется пока из «мыльных» сериалов и дамских романов, а дальше происходит равнение на нечто среднее, на выдуманный и нигде не применяющийся в таком виде стандарт. Чтобы было не лучше и не хуже, чем у «других». В данном случае нарушена иден тификация со своим идеалом. Выход? Или дальше жить так же, или осознать причины происходящего и начать медленно, но уве ренно перестраивать свое окружение под себя. Чтобы получить воз можность стать лидером. Скажи мне, как ты сублимируешь, и я скажу, кто ты.
|