Трагедия в IКЕА
Как выясняется, деньги в соединении с толпой людей могут приводить к трагическим последствиям. Список событий, во время которых за последние 20 лет возникали давки со смертельным исходом, выглядит весьма легкомысленно: это рекламные акции с раздачей товаров, распродажи и открытия новых магазинов. 2 сентября 2004 г. три человека погибли во время открытия нового магазина IКЕА в Саудовской Аравии. Всего через четыре месяца, уже в Англии, на церемонии открытия другого магазина IКЕА, в возникшей давке мужчина получил ножевое ранение. К полуночи, когда планировалось открыть самый большой магазин IКЕА в стране, у здания собралось около 6 тыс. покупателей. Очевидцы говорили, что видели, как люди дерутся за софу и наносят друг другу удары в лицо. Хаос удалось прекратить только тогда, когда руководство IКЕА закрыло магазин, а спецподразделения полиции разогнали толпу. «Я думаю, надо честно признать свою ошибку и сказать, что мы были слишком наивны, — заявил официальный представитель IКЕА репортерам Guardian. — Некоторые покупатели вели себя как животные и начали драться и расталкивать других. Прекратить это мы не могли». Но правда ли, что у IКЕА не было возможности повлиять на клиентов, ведущих себя «как животные»? На то, чтобы давки повторялись снова и снова в одних и тех же местах, есть определенные причины, говорит специалист по поведению толпы Стилл. Корни проблемы лежат в архитектуре пространства и управлении поведением толпы. Если говорить проще, давка возникает, когда слишком много людей слишком быстро передвигается через слишком маленькое пространство. По словам Стилла, имеется немало практических методов решения этих проблем и на Джамарате, и в магазине IКЕА. Проще всего дать толпе больше времени на прохождение опасного участка. Кроме того, во избежание беспорядка и противопотоков движение должно быть односторонним. Весьма элегантный способ предотвращения заторов у выходов — установка перед ними колонны. В любом случае критически важно обеспечить возможность коммуникаций между организаторами и толпой участвующих в событии людей. Официальным лицам необходимо постоянно следить за движением толпы и быстро снимать возникающее в той или иной точке напряжение. Образцовым с этой точки зрения событием, говорит Стилл, можно считать встречу Нового года на Таймс-Сквер в Нью-Йорке. Полицейские медленно запускают почти половину миллиона празднующих граждан на отделенные друг от друга наблюдательные площадки. Люди, покинувшие свою площадку, уже не могут вернуться обратно. Такое правило помогает снизить объемы трафика между секторами. Тем временем в штабе полиции города около 70 офицеров в режиме прямого эфира следят за поведением толпы при помощи камер наблюдения. Мы знаем, как можно предотвратить давки в толпе. Проблема состоит не в этом. Главная трудность заключается в том, чтобы убедить людей, находящихся у власти, согласиться пойти на изменения. В 1971 г. на лестнице стадиона Иброкс в шотландском Глазго после футбольного матча случилась ужасная давка, в которой погибли 66 человек. Но серьезные несчастные случаи, в результате которых погибли два человека и десятки получили ранения, случались на этой опасно длинной и крутой лестнице и в 1961, и в 1967 и в 1969 гг. Лестницу демонтировали только после четвертой катастрофы в 1971 г. Панику слишком часто использовали, чтобы обвинить в произошедшем самих жертв катастрофы. Это особенно характерно для Саудовской Аравии, где чиновники, как правило, возлагают ответственность за несчастные случаи попеременно то на Бога, то на саму толпу. После давки 1990 г. король Фахд назвал катастрофу «волей Всевышнего», а о 1426 ее жертвах сказал так: «Если бы они не погибли здесь, они умерли бы где-нибудь еще». Еще до катастрофы официальные лица (и устроители хаджа, и чиновники Департамента национальной безопасности США) пользуются паникой в качестве оправдания, чтобы списать со счетов обычных людей. Люди все равно запаникуют, гласит миф, а поэтому нельзя доверять им информацию или обучать их, то есть давать им базовые инструменты для их же собственного выживания. Когда в конце 1990-х гг. Джон Соренсен, директор Центра управления экстренными ситуациями при Национальной лаборатории федерального правительства в Оук-Ридж, штат Теннеси, предложил разработать серию простых для понимания брошюр, способных помочь людям подготовиться к атакам с использованием химического и биологического оружия, представитель Федерального агентства по управлению страной в чрезвычайных ситуациях сказал ему: «В наши обязанности не входит запугивание публики». И это — порочный круг. «Вы знаете, сколько американцев погибло из-за того, что кто-то думал, что они запаникуют, получив предупреждение о надвигающейся опасности? — говорит специалист по катастрофам Денннис Милети. — Очень много». В некоторых аспектах хадж представляет собой уникальное, непреднамеренно запрограммированное на провал явление. Во-первых, паломничество по своей сути — предельно популистское событие. Все люди, и богатые, и бедняки, одеты в два белых полотнища. Особы королевских кровей молятся рядом с простыми крестьянами. Отчасти этим и привлекателен хадж. Поэтому возможность участия в хадже должна быть предоставлена максимально возможному количеству людей. Саудовские власти квотируют количество виз для каждой страны, но, идя навстречу требованиям обеспечить доступность хаджа, не настолько, чтобы обеспечить его безопасность. До относительно недавнего времени отправиться паломниками в Мекку могли себе позволить почти исключительно члены королевских семей. В 1930-х гг. численность толпы составляла около 70 тыс. Затем, во второй половине XX в., пассажирские авиаперевозки сильно подешевели. В то время правители Саудовской Аравии начали предпринимать попытки привлекать на хадж большие количества паломников. Правительство снизило ранее установленные налоги для пилигримов, а также потратили миллионы на повышение вместимости святых мест. В 1965 г. на хадж прибыло 1,2 млн паломников. Сегодня во время хаджа в Саудовскую Аравию приезжает от 2 до 3 млн. В течение нескольких дней они ежегодно следуют но пути, пройденному Магометом, всей толпой двигаясь по одному и тому же маршруту длиной в 25 миль с остановками в определенных местах. Сначала — Великая мечеть в Мекке, городке с населением и 800 тыс. жителей. Затем, после захода в Медину, они отправляются в Мину. Всю остальную часть года Мина представляет собой тихую пустынную долину. Но во время хаджа государство организует в ней гигантский палаточный городок. Паломники используют его в качестве базы, из которой совершаются обязательные походы к трем гранитным столбам. Кроме того, хадж безжалостен к людям в телесном смысле. Каждый год во время хаджа, даже если не случается давки, гибнут сотни людей. В 2007 г. никто не пал жертвой толпы, но 430 индонезийцев (из 205 тыс. приехавших) умерли от воспаления легких, сердечных приступов и прочих «естественных» причин. Большинство людей сильно простужается или подхватывает жестокую лихорадку, и в самых неблагоприятных условиях оказываются, конечно, бедняки. Долгие дни ожидания посреди выхлопных газов и жизни в переполненных палатках оказываются почти нестерпимыми даже для самых набожных. Но верующие воспринимают страдания в качестве одного из испытаний хаджа, и толпы не редеют. Каждый день хаджа саудовские полицейские привозят на последнюю молитву в Великую мечеть все новые и новые уложенные на каталки трупы. По поверью, смерть во время хаджа гарантирует погибшему место на небесах. Поэтому, как это ни жестоко прозвучит, трагедии будут повторяться и повторяться. В защиту саудовских властей можно сказать, что на протяжении долгих лет они предпринимали весьма дорогостоящие попытки предотвратить катастрофы во время хаджа. В конце концов, неспособность поддерживать порядок в самых святых местах ислама однозначно ставит под вопрос дееспособность правительства вообще. После гибели 300 человек в пожаре, охватившем палаточный лагерь в Мине, власти оснастили палатки системами автоматического пожаротушения. После давки 2004 г. чиновники приняли решение превратить столпы в стены, чтобы у участников ритуала побиваниякамнями были более крупные мишени и толпа могла более равномерно распределиться. Но после катастрофы 2006 г. спикер министерства внутренних дел аль-Турки вернулся к привычной ритори ке. «Это — судьба, — сказал он. — Так повелел Всевышний». Эксперт по поведению толпы Стилл в течение долгих лет боролся с инертностью саудовских властей: «Приходится иметь дело с культурой, где верховный судья — Бог, и только Он может решать, у кого отнимать жизнь, а кого миловать». Стилл предупреждал чиновников о новых местах, где могут возникать пробки, в потом просто наблюдал, как его предсказания сбываются. Однако он считает, что за последние несколько лет саудовские власти сделали большой шаг вперед. Коллективы разработчиков, управленцев и составителей программы хаджа наконец-то начали работать вместе. Саудовцы вложили 1,2 млрд долларов в реконструкцию моста Эл-Джамарат и построили гораздо более крупный, четырехэтажный комплекс с множеством дополнительных входов и выходов. Теперь представители властей прямо в аэропорту раздают всем прибывающим паломникам брошюры с инструкциями по безопасному поведению в толпе. В них людям настоятельно советуют не терять терпения и, самое главное, — не толкаться. Наверно, важнее всего тот факт, что после трагедии 2006 г. некоторые исламские религиозные деятели издали фетвы (религиозные указы) о том, что паломникам не обязательно дожидаться полудня, чтобы начать ритуал побивания дьявола камнями. Таким образом, перемещение толпы удалось растянуть на весь день. Во время последнего хаджа, в 2007 г., погибших в толпе не было. На этом, по словам Стилла, его задачи в качестве советника саудовского правительства были официально выполнены. «Если, конечно, не произойдет очередной несчастный случай», — замечает он.
|