Предпосылки паники
Один из способов разгадать загадку паники — попытка разобраться, в каких случаях она не возникает. Вступлению Великобритании во Вторую мировую войну предшествовал долгий период ожидания. Из Лондона начали эвакуировать детей. Дороги были окружены укреплениями из мешков с песком. Люди ходили с противогазами, закрылись кинотеатры. Над головами день за днем барражировали самолеты английских ВВС. Власти боялись, что немецкое нападение на гражданское население (когда оно случится) вызовет широкомасштабную панику. Редактор British Journal of Medical Psychology написал в lancet. «В силу того, что воздушные налеты могут породить в среде гражданского населения панику, было бы разумно рассмотреть факторы, способные облегчать или снизить панику, а также выяснить, какие шаги, если таковые возможны, можно предпринять для ее нейтрализации». Но когда с неба наконец посыпались бомбы, люди повели себя совершенно неожиданным образом. После начала войны Молли Пантер-Даунс в своих увлекательных репортажах из Лондона описывала в New Yorkerдерзкий стоицизм публики следующим образом: «Англичане — это либо самые хладнокровные, либо самые глупые люди в мире». Апеллируя к традиционному чувству юмора и национальной идентичности англичан, министерство информации выпустило серию остроумных агитационных объявлений, описывающих «правильное британское поведение» в стрессовой обстановке: «Что я делаю во время воздушной тревоги? Я не паникую. Я говорю себе, что наши ребята уже разбираются с ними», и так далее». (Заметьте, с какой восхитительной бравадой используются слова «и так далее».) После первой крупной авиабомбежки, в результате которой погибло 400 человек, пассажиры поездов хвастались друг другу размерами воронок от бомб, упавших в их кварталах, как, по словам Пантер-Даунс, «в мирный летний день хвастались бы своими розами и кабачками». Через 40 лет ожидание паники охватило власти Соединенных Штатов после аварии на атомной электростанции Three Mile Island в Пенсильвании, Это был беспрецедентный случай, и достоверная информация поступала очень медленно. Было даже непонятно, кто и за что отвечает. Если говорить о ситуации, когда паника уже почти назрела, то это оказалось именно таким событием. Сначала губернатор посоветовал всем живущим в радиусе десяти миль людям не выходить на улицу и не открывать двери и окна. Позднее он заявил, что из пятимильной зоны должны эвакуироваться беременные женщины и дети дошкольного возраста. Б состояние полной боевой готовности была приведена национальная гвардия. Б центральных районах столицы штата прозвучали сирены воздушной тревоги. Но в результате эвакуация оказалась похожей на любую эвакуацию перед ураганом. Меньше всего были склонны эвакуироваться пожилые люди, а те, кто решил уехать, делали это спокойно и организованно. Анархия, которую, по прогнозам, должны были устроить паникующие автомобилисты, так и не наступила. Почему же люди сохраняли хладнокровие? Английский специалист по процессам эвакуации Эд Галеа ужа давно задумывался о том, насколько сильно зависит реакция публики на экстренные ситуации от культурных особенностей общества. В конце концов, англичане славятся своей сдержанностью, а американская культура, несмотря на все различия между странами, тесно связана с английской. Возможно, степень благоразумия публики определяется ее национальностью? В январе 2005 г. Галеа провел эксперимент в попытке выяснить это. Будет ли совпадать реакция бразильцев и англичан на внезапную пожарную тревогу? Перед началом эксперимента британские коллеги Галеа сделали ставки на то, что может произойти. Половина из них сказала, что бразильцы будут реагировать медленнее англичан. Они посидят, допьют кофе, а потом начнут раздумывать, всего лишь раздумывать о том, чтобы покинуть помещение. Мнение другой части его коллег о бразильцах было еще хуже: они сказали, что бразильцы впадут в нечто типа латиноамериканской истерической пляски, то есть запаникуют и побегут во все стороны. Сначала он проверил бритов. В самом начале учебного года в библиотеке Гринвичского университета он провел внезапные учения, которые прошли в весьма организованной манере. Затем Галеа вылетел в Бразилию. Прибыв туда, он обнаружил, что бразильские власти уважают свой собственный народ так же мало, как его коллеги. Они были убеждены, что учения (в отличие от постоянно думающей о пожарной безопасности Британии для Бразилии это было крайне необычное событие) вызовут панику. Они настолько нервничали, что Галеа чуть было не пришлось отменить эксперимент. Один высокопоставленный чиновник даже сказал, что люди от испуга пооткусывают себе языки. И как это будет выглядеть? Десятки лишившихся языков ни в чем не повинных людей будут бежать из библиотеки, и все это просто ради науки! В конце концов, Галеа все-таки получил разрешение провести свой эксперимент. Как выяснилось, бразильцы действовали настолько же организованно и рационально, как и англичане. Галеа не нашел никакой статистически значимой разницы в скорости их реакции. И — о чудо! — ни в том, ни в другом полушарии ни один человек не откусил себе язык. В 1954 г. Энрико Л. Карантелли, молодой кандидат наук в области социологии Чикагского университета, отбросил все расхожие мнения и самым тщательным образом изучил, когда паника возникает, а когда — нет. Отчет по результатам исследования, опубликованный в American Journal of Sociology, отличался сухостью, но поражал своей революционностью. Проведя 150 интервью по следам трех различных катастроф, Карантелли выработал своеобразный рецепт паники. Ученый сделал вывод, что для возникновения паники существует три необходимых и достаточных условия. Во-первых, люди должны чувствовать, что, возможно, оказались в ловушке. Четкое понимание безвыходности своего положения — это совсем другое. В действительности в таких катастрофах, как, например, кошмарная гибель российской подводной лодки «Курск» в 2000 г., люди вряд ли ударятся в панику. Экипаж знает, что выхода нет. Ведь на таких глубинах выжить невозможно, даже если удастся выбраться из подводной лодки через какой-нибудь люк. Но опасения людей в связи с тем, что они, возможно, оказались в безвыходной ситуации, могут инициировать панику даже на совершенно открытом пространстве. «Во время военных действий беженцы на большом поле, над которым на бреющем полете пролетает вражеский самолет, могут ощущать столь же острое чувст во потенциальной безвыходности, что и люди, наблюдающие за тем, как в результате толчков землетрясения у здания, в котором они находятся, заваливает обломками все выходы», — написал Карантелли. Во-вторых, для возникновения паники требуется ощущение полной беспомощности, которое, кстати, нередко появляется в процессе взаимодействия с другими людьми. Чувство личного бессилия растет и усиливается по мере того, как люди видят его многократные отражения в окружающих. Один человек, переживший взрывы на заводе, сказал об этом Карантелли так: «Я могу честно признаться, что паника охватила меня, когда я услышал стоны и крики других людей». Возможно, блицкриг и инцидент на атомной электростанции Three Mile Islend, как и большинство других катастроф, не вызвали паники, потому что люди не чувствовали себя беспомощными. В конечном счете они могли спрятаться в бомбоубежище или эвакуироваться. Кроме того, в согласии с «эффектом Лэйк Уобегон — психологическим феноменом, названным в честь придуманного Гаррисоном Кейллором счастливого городка, большинство людей, скорее всего, подозревали, что повезет-то именно им, Последняя предпосылка паники, как выяснил Карантелли, — чувство полной изоляции. Находясь в окружении других, ощущающих себя настолько же бессильными людей, мы осознаем, что остались совершенно одни. Мы понимаем, что нас можно спасти, но никто не собирается этого делать. В каком-то смысле, паника — это то, что происходит с человеком, когда он вдруг осознает приближение собственной кончины и знает, что в принципе ее можно было бы предотвратить. В некоторых аспектах анализ Карантелли не вполне удовлетворяет. «Чувство беспомощности» очень трудно определить или измерить, а выражение «ощущение изоляции» звучит еще более туманно. Как мы уже убедились, большинство людей во время катастроф проникаются мощным чувством солидарности. Паломники на хадже ощущают всеобъемлющее единство. Тогда, если Карантелли прав, что же вызывает это внезапное чувство изоляции?
|