Позитивные девиации как социальное явление
Позитивным девиациям, в отличие от их зеркального отражения – негативных девиаций, в общественных науках уделяется мало внимания. Причина этого заключается в размытости понятий девиации и нормы, что особенно явственно прослеживается в случае, когда речь идёт о позитивных девиациях. Они не являются социально опасными и не нуждаются в жестком санкционировании и немедленной реакции на них со стороны общества. Вместе с тем, позитивные девиации являются неизменными спутниками прогресса. Более того, позитивные девиации – ведущая сила общеисторического развития, ведь благодаря им человечество достигает прорывов в науке, технике, искусстве, культуре, социальной жизни. Гениев можно рассматривать как людей, меняющих историю человечества. При этом не имеет значения, в какой сфере деятельности проявилась гениальность человека – в политике, экономике, науке, военном деле, духовной сфере или культуре во всех её разновидностях (литературе, живописи, архитектуре и т.д.). Одновременно гений может быть человеком абсолютно не приспособленным к «обычной» жизни. В качестве яркого примера такой личности можно привести Альберта Эйнштейна – гениального физика-теоретика, который был совершенно беспомощным в быту, чрезвычайно рассеянным и оторванным от жизни человеком. Несмотря на то, что гениальность является ярким проявлением позитивной девиации, среди гениальных личностей нередки те, кто имел отношение к девиантному поведению со знаком «–», в частности к алкоголизму, наркомании, суициду. К примеру, наркоманами были психолог З. Фрейд, писатель М. Булгаков, художник Э. Людвиг Кирхнер, рок-музыкант Джон Леннон, рок-певец Курт Кобейн. От алкоголизма страдали поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский, писатель Э. Хемингуэй, поэт и бард В. Высоцкий, певица Э. Пиаф. Люди творческих профессий подвержены суицидальному риску из-за повышенного невротизма и болезненной восприимчивости. У творческих людей также своеобразные отношения с представителями власти и обществом в целом. Трагическая судьба покончивших с собой великих людей является ярким тому подтверждением. Так, лишили себя жизни художница Фрида Кало, писатель Александр Фадеев, поэт М. Хвылевой, поэтесса М Цветаева. На сайте Википедии в категории «Самоубийцы по роду деятельности» основная часть самоубийц относится к творческим профессиям (актёры, музыканты, писатели и т.д.), а также к военным профессиям, науке. Это те профессиональные категории, среди которых высок процент одарённых людей. Таким образом, если гениальность является позитивной девиацией, то образ жизни гениев нередко включает и её негативные виды – алкоголизм, наркоманию, суицид. Следует отметить, что граница между позитивной и негативной формой девиантного поведения является подвижной во времени и социальном пространстве. Также гениальность может сопровождаться психическими отклонениями. Как здесь не вспомнить устоявшееся мнение, что гения от сумасшедшего отделяет очень тонкая грань. Кроме того, среди гениев нередки случаи психических заболеваний. Так, от психических расстройств страдали социолог О. Конт, физик И Ньютон, художник Винсент Ван Гог, композитор Р. Шуман. Можно констатировать, что в современных условиях отношение общества к гениальным людям не только не изменилось, но в условиях глобализации и постиндустриального общества процесс отчуждения представителей так называемой «массовой культуры» (широких масс нашего общества) от творческой элиты приобрел угрожающий характер. Гении (как, впрочем, и другие девианты) – это чаще всего категория людей, которые по-существу обладают антисоциальными свойствами, они резко индивидуалистичны, что подчас не даёт им возможности приспособиться ни к каким общественно-экономическим условиям. При подавлении этих индивидуальных особенностей становится невозможным само творчество, так как гений зачастую проявляется только в силу резких аномалий или даже патологических особенностей. Кроме того, в условиях социальной нестабильности поведение людей может находиться вне ординарных рамок и отклоняться от устоявшихся стандартов. Человек в экстремальных условиях может рисковать своей жизнью ради других людей, что не соответствует биологическому инстинкту самосохранения. Жертвенность и альтруизм, на наш взгляд, также можно рассматривать как позитивную девиацию, ведь любое живое существо по своей природе эгоистично. Таким образом, созидательная девиация должна рассматриваться как нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия жизненных ситуаций. Девиация выполняет функцию социальной изменчивости, повышения адаптивности индивида и общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и средств (невозможность удовлетворения старыми способами прежней потребности), а также возникновение новых потребностей.
|