Основные функциональные пространства и зоны госучреждений сферы управления
Принципы организации функциональной зоны определяются путем анализа форм и содержания деятельности, осуществляемой в данной зоне, изучения ее внутренних и внешних связей. Внутренние связи определяются соответствием организации зоны функциональному процессу и элементов оборудования – эксплуатационным требованиям, а также согласованностью художественно-конструкторских параметров изделий с общим решением комплекса, а внешние связи определяются соответствием комплекса оборудования архитектурно-планировочным особенностям помещения и его инженерно-техническому оснащению. Функциональная организация зоны способствует рациональному прохождению в ней функционально-технологических процессов и определяется оснащением, параметрами и расположением рабочих мест, составом элементов оборудования и их функционально-технологическими характеристиками. Внутри каждой структурной единицы выделенного пространства также проводится функциональное зонирование. Так, например, в служебном кабинете руководителя выделяются: рабочая зона, зона совещаний (при необходимости, в зависимости от особенностей процесса общения, она также подразделяется на зоны для делового общения с коллегами, подчиненными и зону дружеского общения), зона хранения документации, зона отдыха и восстановления, зона приема пищи. При рациональном размещении мебели даже при небольшой площади кабинета можно организовать все перечисленные зоны для делового общения и закрытую “интимную” зону для личных нужд. В кабинетах, где расположены рабочие места нескольких ГМС, при размещении мебели и оборудования следует помнить о необходимости обеспечить каждому работающему достаточное личностное пространство – ориентировочно оно составляет 2м2. Если оно меньше, у человека возникает чувство стесненности, “давление извне”, что отвлекает внимание и негативно сказывается на эффективности труда – в том числе затрудняя и деловое общение. Обычной “разговорной” дистанцией является расстояние до 2,5м. Для удобства ГМС может потребоваться и перегородка, создающая хотя бы частично изоляцию их друг от друга. Перегородка высотой в 1м обеспечивает некоторую изоляцию и в то же время позволяет работнику видеть, что делается за перегородкой. Добавление прозрачной стенки высотой 300мм над перегородкой значительно понижает влияние разговора на соседей и в то же время позволяет работникам видеть друг друга. В случаях, когда желательна большая изоляция, то есть если вы не хотите, чтобы прохожие заглядывали на ваше рабочее место, высота перегородки должна быть не менее 2м. Наличие перегородки необходимо и для изоляции от посетителей “интимной” зоны, в которой могут размещаться необходимые личные и “бытовые” предметы и где ГМС может проводить несколько минут отдыха и расслабления – в то время, как его коллега на своем рабочем месте продолжает работу (в том числе и принимая посетителей). Учитывая возможное разнообразие ситуаций, в рабочих помещениях целесообразно использовать мобильные, легко трансформируемые перегородки, которые можно быстро и легко переносить с места на место, менять их конфигурацию, изменять размеры функциональных зон и их взаиморасположение. Если перегородки выполнены соответствующим образом, они могут быть не только функциональным, но и декоративным элементом интерьера. Использование перегородок создает определенный комфорт не только работающим в данном помещении ГМС, но и посетителям – особенно, если общение носит конфиденциальный характер. Определяющей зоной, в соответствии с основополагающим положением эргономики о примате человека, является пространство, образуемое его телом, - так называемое “сома-пространство”. Величину сома-пространства определяют не только антропометрические размеры, но и размеры того пространства, в пределах которого происходит непреднамеренное изменение позы при заданном положении тела. Участки пространства, в которых совершаются действия и преднамеренные движения и которые дают возможность визуального контроля, образуют следующую зону – “коридоры действия” (условное название). Наличие сома-пространства и коридоров действия обеспечивает возможность физического взаимодействия человека с объектами предметного мира. Однако для эффективной и полноценной деятельности этого недостаточно: человеку требуется определенный пространственный резерв, создающий необходимый психологический комфорт. Резервное пространство оказывает заметное влияние на психическое состояние человека. Так, суженное помещение вызывает у него чувство стесненности, угнетения, чрезмерное расширение пространства может вызвать чувство тревоги, незащищенности и т.д. Следовательно, есть основание говорить о третьей существенной пространственной зоне – пространственного комфорта. Участки пространства, не входящие в рассмотренные три зоны, могут быть условно обозначены термином “экстрапространство”. Экстрапространство слагается из пространства, образованного предметами окружающего мира и пространства-поля. Последнее обеспечивает возможность заполнения экстрапространства новыми предметами, а также различных перемещений в нем. “Сома-пространство” и “коридоры действия” образуют персональное пространство личности (личностное пространство) – ориентировочно оно составляет 2 м2. Если оно меньше, у человека возникает чувство стесненности; большее личностное пространство требует его “освоения”. Необходимо так организовать пространство, чтобы не просто исключить вторжение в исходное сома-пространство других пространственных зон, но и обеспечить их когерентность. Будучи исходной задачей эргономического проектирования, организация пространства не является самоцелью, а представляет собой одно из средств создания системы необходимых эргономических отношений. В связи с этим, следует остановиться еще на одном факторе, связанном с визуальной экологией. Как правило, все административные помещения имеют квадратную или прямоугольную форму, а в пространственной структуре зданий преобладают прямые углы, параллельные прямые линии. Часто используются перфорированные плиты на стенах и потолке, жалюзи на окнах. Все это образует агрессивную визуальную среду, чрезвычайно вредную для глаз, не соответствующую физиологическим механизмам работы зрительной системы. Мы видим кусками: плавные движения глаз чередуются с быстрыми, резкими саккадами (от фр. – хлопок паруса), и во время этих имеющих огромную скорость саккад глаз не видит. После этих саккад глазу нужно зафиксироваться на новой картинке, он не любит повторения одних и тех же элементов. Недаром так приятна старинная архитектура, заимствовавшая многое от естественных природных форм. Помимо того, что эта архитектура несет в себе чисто эстетическую ценность, она еще и полезна для глаз, поскольку в ней есть все, что он любит: кривые линии, острые углы, разнообразная цветовая гамма, округленные окна, шпили, арки. Организуя пространство госучреждений, следует стремиться к тому, чтобы свести к минимуму агрессивность их визуальной среды. Использование мобильных функциональных мебельных комплексов, легко трансформируемых для различных планировочных решений, позволяет создать гибкую и адаптивную ППС, максимально приспособленную для протекающих в ней процессов и меняющихся ситуаций. В административно-управленческих госучреждениях такие комплексы образуют новые виды оборудования и мебели, которые могут решаться как синтез технических устройств и традиционных мебельных элементов. Соответствие этих комплексов функциональным процессам, развертывающимся в данной среде, определяется работоспособностью встроенных и блокированных изделий и их элементов, их техническими характеристиками, особенностями материалов и покрытий. Согласование художественно- конструкторского решения элементов комплекса, обеспечивающее целостность образного решения оборудования, достигается единством пластической проработки объемно-пространственных и плоскостных его элементов, цветового и графического решения. Приспособляемость комплексов к различным типам помещений, различным вариантам организации функциональных процессов и особенностям (анатомо-физиологическим, психологическим, индивидуальным предпочтениям) пользователей должна обеспечиваться за счет возможности варьировать компоновку комплекса. Разные варианты сочетания его компонентов, а также вариабельности и самих компонентов, образующих комплекс (по характерам обработки плоскостей, используемых материалов, цвету, типам фурнитуры и т.п.). Даже если комплекс состоит из небольшого числа компонентов, каждый из которых имеет, например, три разновидности отделки (цвет, фактура, тип обработки поверхности, фурнитура и пр.), то при варьировании количества элементов можно получить практически бесчисленное количество вариантов комплекса – при сохранении художественного и стилевого единства среды. Такой подход к формированию структурных комплексов позволяет максимально учесть индивидуальные эстетические требования к интерьеру административных помещений и его оборудованию, являясь также средством сочетания универсальности и индивидуальности при организации рабочих мест. Многовариантная компоновка компонентов дает возможность учесть индивидуальные особенности работающих, достичь многообразия предметной среды (в настоящее время интерьеры административных учреждений грешат некоторой монотонностью), а также возбудить активность персонала в отношении технических и эстетических экспериментов при организации рабочих мест и служебных помещений. Использование модульных формообразующих элементов и универсальных конструкторов обеспечивает ансамблевую организацию среды наиболее экономично и эстетически полноценно. Наиболее целесообразно в виде открытых структур, допускающих вариации элементов по составу и во времени. Вариабельность элементов предполагает формирование морфологических мебельных комплексов применительно к особенностям организации и протекания основных функциональных процессов (потребности в большей или меньшей рабочей плоскости, той или иной ее высоте, определенного объема емкости на рабочем месте и т.д.). Трансформируемые мебельные комплексы, состоящие из элементов, построенных на единой эстетической и семантической основе, позволяют оперативно перестраивать оборудование рабочих зон в соответствии с возникающими потребностями работающих, и при этом постоянно сохраняется ансамблевость и композиционно-пластическая целостность ППС госучреждения. Модульный принцип конструкции конторского оборудования позволяет, при необходимости, объединять в отдельную морфологическую единицу два-четыре рабочих места – при этом, электропроводка и другие коммуникации должны располагаться в стойках и внутрибоксовых перегородках (на внешние поверхности выводятся только разъемы и розетки для подключения соответствующих средств оргтехники). Использование формообразующих элементов, приемов комбинирования мебельных элементов с элементами встраивания электронных приборов, а также использование помимо различных по размерам рабочих плоскостей боковых и промежуточных панелей – опор, различающихся по высоте, количеству и размещению выводов (розеток, разъемов) на одну или две стороны, обеспечивают легкую трансформацию морфологических комплексов мебели и оборудования, возможность специализации рабочих мест в соответствии с конкретными функциями служащего или группы сотрудников, простоту подключения приборов оргтехники и максимальный комфорт для работающих и посетителей данных учреждений. Одной из особенностей данного объекта является взаимодействие взаимных противоположностей: неподвижности конструктивных структур (здание, рабочее помещение) и динамики развивающихся в них процессов человеческой деятельности, требующей в отдельных ситуациях некоторых трансформаций пространства. Для этой цели целесообразно использовать элементы, из которых можно компоновать разнообразные внутренние перегородки – для обеспечения необходимой изоляции, снижения мешающего работе шума, производимого на других рабочих местах в данном помещении, обеспечения предпочитаемой работающим конфигурации личного пространства и т.п. Применение универсальных комплексов при гибкой планировке помещения позволяет реализовать идеи оптимизации индивидуального и общего пространства, а следовательно, и процесса деятельности человека. Согласование размеров в комплексе оборудования, обеспечивающее его размерное и типоразмерное единство, взаимозаменяемость изделий одного назначения, определяется установочными габаритами и основными негабаритными размерами изделий, а также их типоразмерными рядами. Функциональный комплекс оборудования, создавая условия деятельности, формирует функциональную среду в целом и отличается от своих составляющих новым потребительским качеством, которое появляется лишь при реализации научно обоснованных принципов комплексной организации среды. Введение декоративно-художественных и естественно-природных компонентов в ППС госучреждений во многом способствует художественному обогащению интерьеров, повышению их эстетического уровня, если это выполняется профессионально, с учетом современных тенденций искусства и общих принципов графики, скульптуры и живописи. Помимо объемно-пластических элементов, как вариант включения живописи в пространство административных интерьеров, целесообразно использовать суперграфику. Особое внимание следует уделить произведениям художественных ремесел, которые являются одним из способов очеловечивания технизированного мира и создания необходимого равновесия в среде, наполненной предметами серийного производства. Большой ценностью в этом плане обладают травленое стекло, металлическая решетка, различные изделия из текстиля. Рукотворные изделия художественных промыслов особенно актуальны сейчас, когда в условиях роста культурно-этнического самосознания народов возникает спрос на этнически окрашенный облик среды. Индивидуализации ППС учреждений государственного управления и органов самоуправления в различных регионах будет способствовать введение в нее форм, имеющих корни только в местной культуре. Значение ремесел будет повышаться, так как они способствуют созданию многообразной среды. Именно рукотворные изделия способны в наибольшей степени удовлетворять ценностным ориентациям и предпочтениям различных социально-профессиональных групп и индивидуальным вкусам. Применение художественно-декоративных элементов дает возможность для создания специфической, индивидуальной ППС в каждом госучреждении. Очевидно, в релаксационных зонах, зонах реабилитации и “представительских” насыщенность среды такими элементами может быть больше, нежели в других. Естественно-природные компоненты – это, прежде всего, различные виды озеленения (вплоть до решения типа “зимний сад”), композиции из естественных материалов (камни, дерево и т.п.), мини-фонтаны (варианты для закрытых помещений), аквариумы и пр. Наличие таких компонентов чрезвычайно важно, так как они обладают успокаивающим действием, вызывая соответствующие ассоциации, и являются также существенными эстетическими факторами ППС. Освещение рабочего места и помещения, в котором осуществляется деятельность человека, является одним из важных факторов внешней среды. Достаточно яркое общее освещение вызывает сильную активацию коры больших полушарий головного мозга и тем самым повышает общий тонус и уровень работоспособности человека. Особенность развития требований к освещению интерьеров различного назначения в последние годы характеризуется формированием принципиально нового подхода. Свет рассматривается как один из элементов окружающей человека среды, а осветительная установка – как одно из средств создания оптимальных условий для определенной деятельности человека. Создание осветительной установки теперь является частью комплексного проектирования инженерного оборудования современного здания. Термин “свет” в настоящее время используется как синоним оптического излучения, то есть весьма широкой области электромагнитных волн, охватывающей не только видимый участок, но также ультрафиолетовые (УФ) и инфракрасные (ИК) лучи. Некоторые неудобства этого толкования заключаются в том, что такие, например, понятия, как световые величины, по существу, относятся только к видимому участку оптического излучения. Вместе с тем, теоретическая и практическая светотехника уже давно использует для решения самых различных задач не только видимые, но также УФ- и ИК-лучи, из чего следует: свет оказывает на человека комплекс различных действий, вызывая разнообразные реакции зрительного анализатора и организма в целом. Реакции на воздействие света определяются, в конечном счете, двумя группами факторов: · физико-геометрическими параметрами света (интенсивность, спектр, распределение в пространстве, динамика), действующего на человека непосредственно или после взаимодействия с окружающей предметной средой · субъективными свойствами человека. В настоящее время эти вопросы в целом только поставлены и не могут считаться решенными даже в самом общем виде. Вместе с тем, поскольку отдельные аспекты изучены разными специалистами достаточно глубоко, при разработке требований к среде, и, в частности, к освещению, необходимо стремиться к максимальному учету имеющихся сведений. В общем виде воздействие света на человека можно условно разделить на: · информационное, обусловленное появлением зрительных образов окружающей человека среды; зрительная информация, воспринимаемая человеком, подразделяется, в свою очередь, на: - видение предметов (объектов) “активного наблюдения” – обрабатываемая деталь, читаемая книга, пульт управления и т.д.; - видение (зрительное восприятие) всех предметов окружающей среды; многие из этих предметов могут и не распознаваться, но они вместе с рассматриваемым предметом (объектом “активного наблюдения”) создают определенное распределение цвета (светлоты и цветности) в пределах поля зрения человека и в значительной степени определяют психологические и эстетические реакции человека; · морфофункциональное (изменение состава крови, эритема, то есть покраснение кожи (загар) и т.п.); · косвенное, то есть воздействие на окружающую человека предметную среду, вызывающее изменение свойств предметов (тепловое и некробиотическое, то есть обеззараживание воздуха и окружающих предметов).
При установлении оптимальных диапазонов воздействия света на человека возникла необходимость поиска путей проектирования освещения с целью удовлетворения разнообразных требований к окружающей среде, и, в частности, к свету как элементу этой среды. Помимо определенного уровня фонового, постоянного освещения, очень важное значение для повышения и поддержания на высоком уровне работоспособности ГМС имеет периодическое увеличение уровня освещения (динамическое или функциональное освещение). Функциональное освещение – приятный яркий свет, равномерно заполняющий помещение – создается включением специальных осветительных арматур, повышающих освещенность приблизительно на 20-40%. Прямое, активирующее центральную нервную систему функциональное освещение способствует повышению работоспособности при утомлении. С помощью динамического освещения можно создать живое, пульсирующее пространство. В организованном таким образом пространстве высвечиваются те или иные детали, выхватываются те или иные уголки и предметы – то есть, освещение следует рассматривать не только как функцию осветительного оборудования, но и как определенное декоративное оформление. Такое «декоративное» освещение наиболее целесообразно применять в рекреационных и реабилитационных зонах. Достижения оптики и электроники открывают возможность дизайнерского освоения светового пространства, использования света в качестве «сырья», инструмента проектного моделирования. Возникают своеобразные направления дизайн-проектирования: проектирование света (световой структуры пространства) и проектирование светом (создание световых образов). Разрабатываются новые методики светопроектирования с широкой гаммой проектно-выразительных возможностей, опирающиеся на объективные физические закономерности и технологические процессы: светохимическая живопись, теневая репродукция, модулятор пространства, светомоделирование. Освоение этих методик делает реальным использование света как эффективного проектного инструмента. Создание оптимального цветового климата в помещении – важнейшее средство функционально-эстетической организации ППС. Цвет оказывает очень сильное влияние на состояние человека; по богатству ассоциаций ни одно из природных явлений не может сравниться с ним. Цвет нас радует или печалит, привлекает или отталкивает. «Много утех и прохлад в жизни нашей от цветов зависит», - писал М.В.Ломоносов. В многообразном воздействии цвета на человека можно выделить следующие виды: эстетическое, психологическое, психофизиологическое, информационное. Применительно к рассматриваемому виду деятельности, наиболее существенными представляются две функции цвета: информативность и комфортность. Последняя имеет две составляющие – психофизиологический и психоэстетический комфорт. Психофизиологический комфорт предполагает обеспечение оптимальных условий для функционирования зрительного анализатора. Психоэстетический комфорт – это такая цветовая гамма, которая вызывает положительные эмоциональные и психологические реакции человека. Обе составляющие – психофизиологическая и психоэстетическая, - в конечном счете воздействуют на функциональное состояние человека. Область оптимального цветового окружения (по показателям работоспособности) характеризуется определенными сочетаниями насыщенности цвета и углового размера. За пределами этой области отмечается снижение работоспособности, а в ряде случаев развивается утомление. Например, зафиксирована низкая работоспособность в ахроматическом окружении. Однако, являясь слабым раздражающим стимулом, оно не вызывает утомления зрения. работоспособность резко возрастает при нарушении монотонности цветовым пятном даже с малым угловым размером, равным 200. При окраске большой площади окружающих поверхностей не серой, а цветной краской цветовая среда также характеризуется как монотонная. В таком окружении работоспособность снижается, а утомление растет с увеличением значения цветового стимула. Анализ результатов исследований показывает, что воздействие цвета в одной области сочетаний насыщенности и углового размера можно условно характеризовать как преимущественно физиологическое, а другой – условно как преимущественно психологическое. При всех индивидуальных различиях восприятия цвета и реакции на него (обусловленного, в частности, национальной традиционной культурой) при формировании цветового климата в интерьере можно ориентироваться на таблицу 2, в которой представлены обобщенные результаты многочисленных исследований психологического влияния цвета на человека. При их использовании необходимо не забывать о национальных цветовых предпочтениях и символике цвета в разных странах и культурах. Таблица 2
|