Живопись
Монументальной живописью называют ту живопись, которая неразрывно связана с архитектурой. Поверхностями для нанесения живописных произведений служат внешние и внутренние поверхности стен и потолков (различной формы) зданий. Подобные живописные «украшательства» могут выполнятся в виде картин с сюжетными изображениями, символами или (в настоящее время) декораторскими решениями, а также орнаментального характера, арабесок и т.д. Чем индивидуальнее (при помощи живописи) становится архитектурное сооружение, тем более, подобное произведение можно назвать монументальным. Если живописное оформление носит повторяющийся характер, не отражающий чего-то конкретно, то подобная живопись носит декоративно-оформительский характер. Главной задачей монументальной живописи является выявление стиля, характера и индивидуальности сооружения, в данном случае живопись не имеет самостоятельного значения, она полностью подчинена архитектуре.
Витраж Картина, которая не написана красками, а составлена из кусочков цветного стекла, слепленных между собой узкими свинцовыми полосками, называется витраж. Витраж - старинный вид искусства. Никто точно не знает, когда оно возникло. Но больше всего это искусство было известно в средние века. Многие европейские соборы оформлены витражами. Цветные витражи их окон создают игру окрашенного света в интерьере. Оказалось, что цветное стекло хорошо подошло и к современным домам.
Сграффито (Граффито)
Сграффито (от итал.Sgraffito - выцарапанный) - способ монументальной живописи и декоративной отделки фасадов, состоящий:
· в нанесении на поверхность стены двух разноцветных слоев штукатурки; · в последующем процарапывании металлическим инструментом высохшего верхнего слоя штукатурки до нижнего (фонового) слоя.
Панно Панно - это тоже произведение монументальной живописи, украшающее внутренние или внешние стены здания. Пишется оно как картина - красками на холсте. Готовое панно вставляется в раму и укрепляется на предназначенном для него месте - в зале, комнате, вестибюле, на лестнице. Поэтому очень важно, чтобы панно по своей форме и краскам подходило к тому помещению, где оно будет висеть. На внешних стенах здания панно делают из цветных плиток. Большое панно украшает стену входа во Дворец творчества молодежи и юношества на Воробьевых горах в Москве. Оно выложено из красных, желтых, коричневых и золотых плиток.
Мозаика Мозаика (от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым. В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл — для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит — для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная же и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами. Данная особенность продиктована, в первую очередь, их высокими техническими характеристиками, а, кроме того, - доступностью, многообразием, сильным художественным потенциалом, возможностью импровизации.
Фреска Фре́ска (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют именование «буон фреска» или «чистая фреска». Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.
Заключение Итак, в данном разделе было рассмотрено множество видов трех направлений искусства: архитектуры, скульптуры и живописи. Все они весьма интересны и разнообразны и используются в современном дизайне при проектировании и построении строительных сооружений. Также следует добавить, что стили эти используются и специалистами эргономики в различных областях, например, при проектировании рабочей среды: это может быть офис в стиле хай-тек, комната отдыха с использованием живописи и скульптур,- или, допустим, при проектировании жилого помещения: спальня, выполненная с элементами декора в стиле барокко, гостиная с различными скульптурами и т.п. Важное значение для человека имеет визуальная составляющая, от которой может зависеть его настроение, а как следствие – работоспособность и успешность деятельности, что является основополагающим фактором для эргономиста. Поэтому в следующем разделе мы рассмотрим эргодизайнерскую концепцию создания эстетически-выразительной предметно-пространственной среды для офисных работников.
|