Ключевые термины футуродизайна
Актор - персона или коллектив (включая организацию), преследующая собственный интерес достижения некоторого мотива через применение некоторой технологии. Венчур-проект - проект по диагностированию и проектному прогнозированию значимой для акторов проблемной ситуации. Рубежные результаты венчура оформляются в виде патентов, промышленных образцов и др. объектов интеллектуальной собственности. Инновация - технологии, которые служат превентивному решению проблем, надвигающихся из Будущего. Эта разновидность изобретений сильна тем, что затрагивает ВСЕ слои "пирамиды потребностей" (Маслоу А.), суля обществу открытие новых смыслов.
Футуродизайн – это не что иное, как способ создания отдельных элементов, которые соответствую Будущему, следовательно, все замыслы этого вида дизайна должны совпадать с направлениями развития технологий. Так, например, в далекие 60-ые года XX века в автомобилестроении, в частности в производстве гоночных болидов, была предложена концепция приземистой формы машины. И только после различных испытаний и выверенных результатов был сделан вывод, что подобная форма автомобиля способствует снижению силы сопротивления воздуха при ее движении.
Рис. 93 – Футуродизайнерский проект торгового центра
Смысл и основы футуродизайна как рабочего процесса заключаются в постоянном проектировании и предсказывании ожидаемых тенденции, а в некоторых случаях и наведение инженеров на конкретные технологии, которые бы подошли под тот или иной вид уже готового дизайна. Поэтому дизайнерам, работающим в этом направлении, некогда ожидать новой волны технического прогресса, они стремятся указать направление, в котором обязан развиваться тот или иной продукт. Критерий эффективности решений футуродизайна — прирост «качества жизни». Основной формат разработок в футуродизайне — венчур-проекты. Доминирующим представителем в футуродизайне было и остается по сей день автомобильное производство. Ведь новые необычные формы зачастую влияют на выбор покупателя. Поэтому производителей иногда заботит не функциональность предлагаемого внешнего вида, а лишь его стилевые качества и способность очаровать потребителя. И даже, учитывая не профессиональный подход в этом случае, мы приходим к заключению, что футуродизайн все равно развивается.
Рис. 94 - Концепт компании Antro модель Solo
Но, не смотря на эти факты, именно применение инноваций в современном производстве и позволяет огромными шагами развивать и совершенствовать уже существующие и отлично функционирующие технологии. Иногда для огромного прорыва не хватает незначительной детали. Но это не задача футуродизайна, а всего лишь следствие от его применения.
Заключение В заключение этой части главы хочется отметить, что эргономика и дизайн имеют такую важную точку соприкосновения, как эстетическая компонента объектов. В дизайне, в отличие от эргономики, эстетическая ценность изделий и проектов зачастую играет главную роль. Эргономист и дизайнер на стадии проектирования изделий должны состыковывать свои требования таким образом, чтобы найти оптимальное решение, учитывающее вопросы функциональности, безопасности и комфорта в сочетании со всеми эстетическими компонентами изделия. Как уже было сказано выше, эргономика опирается на конкретные расчеты и показатели, требования и ГОСТы, в то время как дизайн «свободен» от четких правил и регламентов. Большое влияние на внешний облик проектируемых изделий оказывает «мода», ее различные направления и стили. Именно об этих веяниях моды в дизайне будет рассказано в следующей части главы.
2.3 Краткие сведения из истории искусств: живописи, архитектуры и скульптуры
По целям и методам воздействия, с определенной степенью условности, дизайн можно сопоставить с формой проектируемого объекта, а эргономику - с его содержанием. В таком контексте совершенно очевидна их взаимная обусловленность и необходимость одновременного использования, в отличие от традиционного подхода. Традиционно дизайн опирается на субъективное, иррациональное, а эргономика - на измеримое, рациональное. В то же время, эффективное проектирование изделий и процессов возможно в том лишь случае, если в максимальной мере учитывает возможности человека по их эксплуатации, то есть если создаваемый объект имеет внешний вид, основанный на эксплуатационных характеристиках, а те, в свою очередь, отвечают эргономическим требованиям. Однако надо отметить, что немалое влияние на внешний вид проектируемых объектов оказывают различные стили и течения, «мода» и т.п. В данном разделе, помимо кратких сведений из истории искусств, будут описаны течения и приемы, которые использованы в дизайне при строительстве различных объектов. Тема будет раскрыта посредством рассмотрения строительной области, которая тесно связана со всеми тремя областями искусства: архитектурой, скульптурой и живописью,- а также может наиболее ярко описать связь искусства, эргономики и дизайна.
|