Бутафория и украшательство
Бутафория (итал buttafuori), буквально: «выбрасывай» - команда режиссера актеру выходить на сцену. Бутафор - род театрального художника, на котором лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций); бутафорские вещи, все принадлежности игрища: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр. Бутафорская или бутафорная - мастерская бутафора, и комната при театре, где готовится все нужное по этой части. (В. Даль) Подделки, имитирующие подлинные предметы (в сценической обстановке, в витринах магазинов и т. п.) (Толковый словарь Л. Крысина) Бутафория как вид искусства. Бутафорские изделия служат для украшения интерьера ресторанов, магазинов, офисов и являются эксклюзивной частью оформления интерьера. Бутафория - это исполнение различных художественных образов художниками-бутафорами. Основные материалы в бутафории - это папье-маше и пенопласт. Также могут быть использованы дерево, оргстекло, различные виды пластика. Любая бутафория - это ручная работа. Над изделием работает один, максимум два бутафора. С точки зрения эргономики, бутафория не имеет никакой ценности, так как бутафорские изделия нефункциональны. В промышленном дизайне термин "бутафорское" и "украшательство" носит пренебрежительный оттенок в силу функционального несовершенства изделий и их непригодности к массовому и технологичному производству. Бутафорские изделия всегда эксклюзивны в силу их ручного исполнения и относятся к ремесленному искусству. По большому счету бутафорские изделия - это игрушки, предназначенные или для детей или для взрослых, что обуславливает несерьезное к ним отношение.
Рис. 90 – Бутафорские вещи из театра Создание стоющего бутафорского изделия - это всегда кропотливая работа. Бутафория чем-то сродни публиш-арту(public art). Это искусство для городской среды, т.е. публичное искусство - направление в современном искусстве, представители которого выходят на улицы, коммуницируя с общественными пространствами и вписывая в них свои произведения. Термин публичное искусство в Европе обозначает произведения, сделанные на деньги налогоплательщиков. Публиш-арт широко распространен на западе, бутафория отличается от него предназначенностью для интерьеров в то время, как народное искусство - искусство улиц, площадей и подземных переходов. Их роднит функция - украшательство.
Рис. 91 – Бутафорские камины
Бутафорские муляжи на заказ разрабатываются индивидуально в каждом конкретном случае с учетом пожеланий клиента, сформулированных в ТЗ. Это могут быть точные копии, уменьшенные или увеличенные копии имитируемых предметов, это могут быть специально придуманные образы. Выбор материала и способа производства определяется условиями последующей эксплуатации поделок. Муляжи и макеты могут быть изготовлены из различных материалов, но в основном - это пластик, картон, пенопласт, ткань, бумага.
Рис. 92 – Муляжи для оформления витрин магазинов
Применение эти предметы находят, используясь для оформления витрин, интерьеров магазинов, баров-кафе и т.д., мест продаж, выставочных стендов, для мобильной презентации товара и в тех случаях, когда экспонирование реального образца затруднительно по каким-либо соображениям. Бутафория в дизайне и эргономике. В дизайне и эргономике широко распространен метод макетирования. В дизайне макеты - нефункциональные имитации проектируемых изделий, помогающие более точно представить форму и объем будущего промышленного изделия, а также соотношение пропорций частей изделия. Метод макетов применяется на разных стадиях проектирования и на каждом конкретном этапе преследуется определенная цель. Например, на этапе клаузуры проектируются примерные макеты, содержащие основную идею, где важен цельный образ и совершенно не важны и не нужны детали. Тогда как с продвижением проекта проектируются более детализированные макеты (варианты одной выбранной идеи или нескольких различных идей-образов). А на этапе завершения художественного проектирования и перехода к художественному конструированию, расчетам, подгонке идеи под материалы или материалов под идею, создается концептуальный макет (желательно в натуральную величину будущего изделия) со всей возможной детализацией и имитацией материала. Следующий этап - создание полнофункционального концепт-изделия из натуральных материалов, но это уже не бутафория, а чистый дизайн. Главное отличие макетирования в дизайне от макетирования в эргономике состоит в том, что в дизайне макеты являются нефункциональными имитациями, в то время как в эргономике кроме имитационного применяются такие виды макетирования, как полунатурное и натурное. Основная идея заключается в создании модели техники (изделия), отражающей ее физическую природу, и проведении комплекса испытательных мероприятий с последующим устранением выявленных дефектов. Создаваемые при этом модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики опытного образца, для чего создаются статические и функциональные макеты.
|