Определение эстетики. Взаимосвязь эстетики, дизайна и эргономики
Дадим определение эстетики, обратившись к толковым словарям. Толковый словарь В. Даля: эстетика (ж. греч.) - ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах. Эстетическое чувство или вкус. Эстетик, теорик в изящных искусствах. Толковый словарь Ожегова: эстетика [тэ], -и, ж. 1. Красота художественность в оформлении организации чего-нибудь 2. Система чьих-нибудь взглядов на искусство 3. Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. Большой энциклопедический словарь (БЭС): эстетика - (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII - нач. XIX в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного. Из всего вышеперечисленного можем сделать вывод, что эстетика – это направление философии, смыкающееся с искусствоведением. От искусствоведения эстетика отличается тем, что не ставит себе целью изучение отдельных эстетических объектов. Предмет эстетики - мир эстетических объектов в целом включая в себя и человека. Разница между эстетикой и философией состоит в том, что целостное восприятие мира эстетика мыслит в понятиях: прекрасное, безобразное в которые всегда предметно воплощены пропорции, созвучия цветов, тонов, фактур, т. е. составляющие предметного дизайна. Таким образом, мы подошли к прямой взаимосвязи связи понятий эстетики и дизайна. В дизайне эта взаимосвязь в последние десятилетия выделилась в отдельное направление – эстетический дизайн или эстетика дизайна. Следует отметить, что само понятие «дизайн» является очень широким. Дизайн – это специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в различных сферах деятельности человека. Как было сказано выше, в главе 1, выделяют восемь основных видов дизайна: индустриальный дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, дизайн выставочных экспозиций, дизайн одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Цель дизайна - гармоничность и баланс между эстетической красотой, безопасностью, практичностью, ценой и функциональными возможностями изделия. Такие понятия как безопасность, практичность и функциональность являются ключевыми в эргономике. Таким образом, мы пришли к тесной взаимосвязи дизайна с эргономикой. Эту взаимосвязь трактуют неоднозначно. Деятели в области дизайна рассматривают эргономику в качестве составной части дизайна. Они придерживаются идеи «вечного» дизайна и считают, что дизайн появился вместе с первыми людьми. Сторонники этой точки зрения [Н.П. Гарин] отождествляют любую деятельность по созданию предметов с дизайном и используют такие выражения как «первобытный дизайн», «средневековый дизайн» и т.п. Начиная с древности, люди стремились к красоте, к пониманию окружающего мира через формы. Изобретая какие – либо орудия труда, предметы быта, люди задумывались не только о том, как ими пользоваться, но и как они будут выглядеть. Научные работники в области эргономики обоснованно отстаивают самостоятельность эргономики. Эргономика – это междисциплинарная наука, посвященная исследованию и проектированию технических и информационных средств деятельности человека с целью повышения эффективности и надежности систем «человек-машина», снижения напряженности и повышения качества труда, уменьшения вероятности техногенных аварий и катастроф, обусловленных «человеческим фактором», повышения спроса на производимые товары и услуги. Несмотря на то, что эргономика оформилась как наука довольно недавно (после окончания Второй Мировой войны), предпосылки ее возникновения также справедливо можно искать с первобытных времен и возникновения первых орудий труда. На наш взгляд, это противостояние и поиск того, кто является «первым» и «главным», не имеет смысла. Правильно говорить о тесном взаимодействии эргономики и дизайна.
|