Тенденции развития формообразования
Начиная с 2003 года наблюдается тенденция к идеальной проработке простых геометрических форм, основанная на углубленном анализе конструкции природных кристаллов. Выявление кристаллической конструкции. Так называемый природный конструктивизм. В формообразовании преобладают простые геометрические поверхности высочайшего качества. Стиль проектируемого предмета должен сочетать комбинацию простой геометрии с мягкими скульптурными переходами между объемами. В 60-70 годах нашего столетия в формообразовании преобладали прямые углы (соединения поверхностей первого, второго порядка) 80 годам присуща больше бионика, 90 годы принесли с собой экологобионические и "кристаллические" формы, для 90-х характерны большие радиусы, основной материал - пластмасса. Прослеживается тенденция целостности формы. Любая форма должна соответствовать тому материалу, из которого она изготовлена. Материал, используемый при формировании предмета, играет ключевую роль в проектировании его внешнего облика (определяющим фактором являются свойства данного материала): Глина - грубая форма + локальный цвет, присущий глине Фарфор - тонкое, изящное творение Стекло - простые формы, построенные на прозрачности Металл - обобщенная форма, блеск, отсутствие рисунка, угловатая жесткая конструкция Пластмасса - форма выявляется материалом. При целостности формы идет разделение внутри предмета на отдельные части. Материал дает почти нулевые радиусы + пластичная конструкция. Также на форму предметов влияет их непосредственное назначение и место (характер) эксплуатации. Окружающие предметы воспринимаются человеком исходя из своих размеров, масштабов и близости к человеку (приближенность к человеку, благодаря размерам, соизмеримым с его собственными). Сама форма может выражать динамику или статичность, симметрию или асимметрию, что тоже влияет на ее "симпатию" с человеком. Учитывая это, следует находить форму согласованную не только с особенностями предмета, но, в первую очередь, с человеком. Эти напрямую занимается эргономика. Современный предметный мир перенасыщен устаревшими формами и чувствуется некая неудовлетворенность, желание и требование чего-то нового, оригинального, специфического. Того, что внесет разнообразие, новую струю в уже устоявшийся и застоявшийся в своем развитии современный предметный мир. В силу устоявшегося правила новые веяния в формообразовании всегда в первую очередь прослеживаются в космической и авиационной промышленности. Дальше новые формы используются в автомобилестроении, а потом переходят на бытовые предметы (или не переходят). Известно, что взаимодействие в предметном окружении человека не ограничивается формулой человек - предмет. Помимо этого существуют также взаимодействия: предмет - человек и предмет - предмет. Человек выказывает свое отношение к предмету, но и предмет, в свою очередь, тоже влияет на человека посредством своих характеристик: размера, формы, цвета, материала и даже цены. Что касается формы, то предпочтение отдается идеальности и простоте. В цветовом отношении лучше всего воспринимаются родственные цвета спектра или контрастные (теплое - холодное). Возможна фактура материала, это зависит от индивидуального вкуса. Соразмерность заставляет предметы подчиняться друг другу. Доминируют всегда вещи больших размеров, следовательно - большей массы, следовательно - более весомые. Чем больше пространства контролирует предмет, тем он значительнее в силу своих размеров. Измерения происходят по вертикали, по горизонтали и во всех направлениях: Эйфелева башня доминирует своей высотой, Великая китайская стена - своей протяженностью. Сходство и различие определяют уместность местоположения предметов в среде себе подобных (по форме, направлению, динамике, эргономике). Соседство вещей бывает как: положительным, когда наблюдается сродство в виде органичности форм или цветовых гамм; диссонансным - когда присутствуют контрасты; отрицательным или неприемлемым - когда имеет место несоответствие форм и нетектоничность предметов. Органично воспринимаются предметы, объединяемые замыслом при присутствии доминантного лидерства одного из них, и разумно отмеченных композиционных центров, составляющих структуру или основу композиции. Диссонируют разнохарактерные предметы, когда прослеживается доминантность обоюдная или не монопольная. Это когда в среде "лидеров" происходит хаос или симметрия, что отрицает эстетику композиции. Композиция - конечное множество взаимосвязанных элементов. Элемент - ограниченная одним или несколькими контурами часть композиции, обладающая определенными признаками. Признаки - характеристики элементов, ограниченных параметрами (визуальная масса, степень динамичности - характеризуемая вытянутость массы по осям). Слагаемые эстетической оценки предмета, где человек действует на среду (человек – предмет - среда): техника, инженерия, эргономика, эстетика, социология, экономика.
2.2.3 Футуродизайн – дизайн Будущего Футуродизайн — доктрина превентивного проектирования решений, адекватных Будущему, прогнозирования смыслов Будущего. Буквально — дизайн Будущего. Девизы: «Будущее как причина настоящего», «Обгонять, не догоняя».
|