Деконструктивизм
Деконструктивизм — одно из последних течений в современной зарубежной архитектуре. В конце 1980-х гг. литературовед Жак Деррида ввел этот термин для обозначения конфликта между смыслом текста и принятой его интерпретацией. Деконструктивизм — не стиль, а метод, который сознательно создает конфликт между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл архитектуры, и тем, что он видит. Поэтому это не разрушение построенных зданий и форм, но сознательное разрушение принципов целостности, органичности архитектуры, а именно: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей. Деконструктивизм - освобождение архитектуры от эстетики, красоты, пользы и порядка, т. е. от основополагающих ценностей, на которых архитектура строилась в течение тысячелетий. Деконструктивизм отражает крайний иррационализм современного западноевропейского сознания, хаос и безысходность современной западной цивилизации. При всем разнообразии индивидуальных творческих подходов архитекторы базируются на композиционных мотивах русского конструктивизма. Основные черты построек — обилие острых углов, нарушенные связи смещенных горизонталей и вертикалей, перекошенные окна, беспорядочный ритм проемов, стоящие под углом опоры, которые ничего не несут, выступающие везде части конструкций и инженерных коммуникаций. Свойства построек — ощущение полного беспорядка, парадоксальности ситуации, «победы» чувства над здравым смыслом.
Хай-тек Хай-тек (англ. high technology — высокая технология) появился в середине 1960—1970 гг. в Западной Европе и США. Хай-тек можно назвать современным западным вариантом советского конструктивизма 1920-х гг., т. к. главное в этом направлении — активная роль конструкций в композиции и в образе сооружения, демонстративное подчеркивание работы конструкций и инженерных коммуникаций. Хай-тек воспевает техническую мощь современной индустрии, основанной на последних достижениях науки, и мировых финансовых транснациональных империй, отражает культ техники и конструкций в сознании современного западного общества. В постройках художественно обыгрываются новейшие технологии и материалы-высокопрочная сталь, светоотражающее стекло, пластмассы и др., например, Музей Ташсаки в Японии (архит. А. Исодзаки), Галерея визуальных искусств, Сайнсбери-сентр (Н. Фостер), центр конгрессов в Западном Берлине (арх. Р. Шюллер и У Шуллер-Витте), Ллойд Билдинг в Лондоне (арх. Р. Роджерс).
Скульптура Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. Рассмотрим самые популярные виды.
Монументальная скульптура Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.
|