Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет №8. Формирование сравнительно-исторического метода в языкознании.




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

16век – Филипп Сосетти (Италия) – визит в Индию, в течении которого он замечает сходство между Индийским и Итальянским

16век – первые работы, содержащие материал по сравнительному языкознанию

1583г. - Гвилельм Постеллус (Фр) публикует первую генеалогическую классификацию языков в мире.

1599 – Иосиф Юстус Скалигер – работа «Рассуждая о языке европейцев», где предположил, что современные языки восходят к матрице (11 пра-языков). Между матрицами он родства не видел.

1615 – Литва, Михалон Литуан - книга о правах литовцев, татар и московитов.

Привел около 100 соответствий между литовским и латинским языком.

 

17век – Юрий Крыжанич (Россия, славянские языки), Ломоносов – сравнительное языкознание (славянские и курляндские (балт.) языки)

 

Кон.18-нач19вв – разрабатывается сравнительно-исторический метод в языкознании à наличие собственного метода à лингвистика становится Наукой.

 

Предпосылки:

  1. Победа исторического взгляда в различных областях знаний: философия, правоведение, биология
  2. Становление особого направления в искусстве и гуманитарных науках – романтизм ß интерес к прошлому своего народа, его языка.
  3. Знакомство европейцев с Санскритом

 

1786: Уильям Джонс (Англ) доклад: Санскритский язык обладает более совершенной структурой, чем греческий или латинский, но очень близок к ним à развивались вместе от общего предка.

1792: Иозеф Дамбровский (Чехия) книга: история богемского языка и литературы – сравнивал славянские и европейские языки.

1808: Фридрих фон Шлегель, книга о языке и мудрости индийцев (Сансар – предок европейских языков)

 

Основоположники – братья Гримм(Яков), Франц Бопп, Расмус Раск, Христофор Востоков.

 

ФИО: Франц Бопп (1791-1867)

1816 – книга о системе спряжения санскритского языка в сравнении с ним греческого, латинского, германского и персидского.

Служебные слова в Европейских языках развились из отдельных слов. Вывел систему жестких соответствий глагольных флексий в различных ИЕ языках.

 

ФИО: Расмус Раск (Датч, 1787-1832)

Лексические соответствия не надежны, т.к.существуют заимствования.

Интерес к исландскому языку.

Теория языковых кругов (в сравнении с исландским):

- Языки первого круга (заведомо неродственные) – Кельтский, Германский, Балканский

- Языки второго круга (самые близкие) - Норвежский

 

ФИО: Якоб Гримм

Занимался немецкой грамматикой.

Вывел изменения в прагерманском языке (фонетические законы и соответствия)

 

Законы Раска-Гримма:

Bh, dh, gh à b, d, g à p, t, k à f, θ, h

 

ФИО: Александр Христофор Востоков

Изучал церковно-славянский, анализировал природу различий в морфемах типа град-город-грод ß законы соответствия полногласия и неполногласия

Билет №9. Философия языка В. фон Гумбольдта. Учение о языке и духе. Проблема «индивид-народ-язык».

Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник общего языкознания, знал множество языков. Главный труд – о языке Кави на о.Ява.

Наибольшая ценность – введение к 1 тому «о различии строения человеческого языка и его влияния на духовное развитие человеческого рода»

 

Концепция о языке и духе.

Идеалист (реалист)см.билет №7 à существует внешнее проявление духа народа.

Разделение человечества на различные народы – результат непрерывной деятельности духа.

Однако, и сами языки способны влиять на их дух.

Связь между языком и духом – тайна. Язык находится в постоянном движении.

 

«Язык – не законченное дело, а непрерывная деятельность, энергия. Покоя в языке быть не может».

 

Т.к. язык – постоянное движение, то он проходит стадии:

Не существует никаких прямых данных о происхождении языка, который «не может возникнуть иначе как сразу и вдруг». После этого первого этапа – периода происхождения, наступает второй – становление языков и формирование их структуры.

Он продолжается вплоть до состояния стабильности – третьего этапа, после которого кардинальных изменений уже не происходит. Причем все языки проходят принципиально единый путь развития, но состояние стабильности может достигаться на разных его этапах.

Т.е.:

1. Народ сам творит язык (постепенное накопление материала)

2. Покой

3. Дух дряхлеет, развитие языка в руках отдельных людей.

 

Проблема «Индивид – народ – язык»

Прежде индивид противопоставлялся обществу, но по В.ф Г. индивид + общество = единство, при этом ведущая роль у общества.

Роль общества предполагает непрерывную деятельность каждого его участника, т.е.каждый человек постоянно оказывает влияние на язык

 

«Язык – не продукт деятельности человека, а эманация (состояние) духа».

 

 

Билет №11. Философия языка В. фон Гумбольдта. Проблема «Язык как система».

В языке, несмотря на кажущуюся хаотичность, скрывается стройная система взаимодействующих элементов.

Система проявляется не только на определенном этапе, но и в процессе развития языка, в частности, в законе компенсации (отсутствие окончаний падежей компенсируется предлогами)

(cм общие положения В ф Г)

Билет №10. Философия языка В. фон Гумбольдта. Проблема «Объективная действительность – мышление – язык».

 

До этого – логицистическое направление.

Гумбольдт – основоположник натуралистической (Шлейхер) и психологической (МГ) школ языкознания.

 

В ф Г:

Язык – орудия образования мысли. Без языка в мышлении отсутствует ясность.

Представление без языка не превращается в понятие.

Но связь между языком и мышлением не является механической, она сложна:

Душа стремится к освобождению от уз языка, т.к. слово стесняет восприятие, подавляет его.

Однако мышление отказаться от слова не может.

____

Эти противоречия обогащают язык.

Однако реально язык развивается только в обществе, хотя каждый может воспринимать слово по-разному à каждый акт понимания одновременно является актом непонимания.

 

à существует промежуточный языковой мир между объектами действительности и мышлением, т.е. язык является особым мировоззрением.

 

Слово – не отпечаток предмета, а отпечаток порожденного предметом в душе образа.

У каждого человека субъективное накладывается на объективное à свое особое мировоззрение.

 

Родственные индивидуальности воздействуют на язык.

Изучение чужого языка – обретение нового мировоззрения.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1152. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.024 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7