Проблемы языка и речи в трудах представителей Казанской лингвистической школы
КЛШ: основатель – И.А. Бодуэн-де-Куртене 1845-1929 Еще в 1870 году Бодуэн обращал внимание на различия человеческой речи вообще как собрания отдельных языков от отдельного языка и от индивидуального языка отдельного человека. С другой стороны на различия языка как определенного комплекса составных частей и категорий от языка как беспрерывно повторяющегося процесса, основывающегося на общительном характере человека, его потребностях воплощать свои мысли в ощущаемые продукты и сообщать их существам ему подобным (отражение антиномии Гумбальта язык-речь, язык-энергия, деятельность). Индивидуальный язык Б. рассматривать как одну из функций человеческого организма, он развивал положения Гумбальта о том, что язык это деятельность, и это предполагает активное функционирование языка. Он считал, что освоение языка – это активный творческий процесс. Язык и речь – взаимопроникающее единство и они обусловливают реальность друг друга. Соотношение между языком и речью, народным языком и индивидуальным языком Б. понимал по-разному. 1870 год – определял язык как комплекс членораздельных и знаменательных звуков и созвучий, соединенных в одно целое чутьем известного народа. Позднее он говорил о том, что не существует ни русского, ни немецкого, ни племенного, ни национального языка. А существуют только индивидуальные языки. Б. использовал понятия племенного (национального) языка, индивидуального и среднего языка. Язык племенной или национальный является отвлеченностью, обобщающей конструкцией, созданной из целого ряда реально существующих индивидуальных языков. Индивидуальная речь – конкретное проявление языка. Средний язык представляет собой проекцию племенного языка на индивидуальное языковое сознание. Это – племенной язык рассматриваемый как функция образцового индивида (указание на социальную природу индивидуальных речевых актов). Индивид может развиваться в языковом отношении и духовно только в обществе. Ученик Б., – Крушевский, не принял этой стороны лингвистических взглядов и идея о соц обусловленности языка оставалась ему чуждой. По мнению К, поскольку произносительные навыки одинаковы у всех индивидов данного времени и говора, поэтому одинаковы и речевые процессы у всех людей того же времени и говора. 1.В речи данного индивида не могут быть один раз одни, а другой раз другие звуки. 2. В речи данного индивида не могут быть такие звуки, которых нет в речи других индивидов того же говора и времени. По К. наблюдаемые в речи отдельных лиц отклонения для языка никакого значения не имеют, тем самым мысль об отличии человеческого языка от речи отдельного человека не была им воспринята. Вопросы статики и динамики в работах И.А. Бодуэна-де-Куртене При рассмотрении вопроса об историческом языке Бодуэн указывал, что в языке нет неподвижности. В нем, как и в природе, все движется и изменяется и спокойствие/остановка – это явление кажущееся, это частный случай движения при условии минимальных изменений. Исторические изменения в языке происходят по определенным законам движения, которые составляют динамику языка. Б. говорит о законах сочетания звуков в определенный момент существования языка и о законах равновесия (статика языка). По Б. в каждый момент его истории существует форма пережиточная, унаследованная от прошлого, и с другой стороны явление, предвещающее будущее состояние языка. Взаимоотношение статики и динамики он понимает диалектически. Статика языка – частный случай его динамики. В начале 80х годов Б. вместе двучленной системы предлагает трехчленную: статика, динамика, история (звуковая система языка: статика: описание того что существует без учета изменчивости; динамика: исследование и определение условий изменчивости; история: констатирует изменения в языке, является общественной наукой) К. исходит из необходимости различать современное состояние языка (статическое), историческое изменение языка (динамика)=> звуки меняются во времени, звук можно рассматривать трояко: 1. независимо от места и времени(позиция звука в слове, соприкосновения с другими звуками) 2. в зависимости от места(от соседних звуков) 3.в зависимости от времени (изучение звука в его историческом развитии) Б. указывал на то, что современные явления станут понятными, если их перенести в прежнее время. Он сформулировал принципы относительной хронологии: при грамматическом рассмотрении языка необходимо соблюдать хронологический принцип, т.е. принцип объективности по отношению к завершающемуся во времени развитию языка. Этот принцип можно выразить в трех положениях: 1. язык не родился внезапно, а происходил постепенно, в течение многих веков. Он представляет собой результат своеобразного развития в разные периоды. Периоды развития языка не сменяемые поочередно, но каждый период создавал что-то новое, что при незаметном переходе в следующий период составляет основу для дальнейшего развития. Такие результаты работы называются слоями языка, выделение которых составляет одну из главных задач языковедения. 2. Механизмы языка и вообще его строй и состав в данное время представляют результат всей предшествующей ему истории, и наоборот, этим механизмом в известное время обусловливается дальнейшее развитие языка. 3. Крайне неуместно измерять строй языка в известное время категориями какого-нибудь предшествующего или последующего времени. Задача исследования состоит в том чтобы подробным рассмотрением языка в отдельные периоды показать каким образом из какого то конкретного строя и состава мог развиться другой строй и состав последующего времени.
|