Билет № 30. Лингвистические взгляды А.А. Шахматова
Сфера научных интересов Шахматова обширна. Его интересовали проблемы образования русской народности и славянского этногенеза, вопросы прародины и праязыка. Он выявил древние койне - общие устные языки, отличные от живых говоров; проследил историю древнерусского летописания XI-XVI вв.; впервые применил сравнительно-исторический метод в области летописания; исследовал славянскую акцентологию, вопросы сравнительной фонетики и грамматики славянских языков, древние и современные индоевропейские языки, финские и мордовский языки; разработал историческую морфологию русского языка. Его учение о грамматических формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, соотношении морфологии и синтаксиса - важный вклад в теоретическое языкознание.
Шахматов воспринял намеченное Фортунатовым учение о дифференциации (расчленении) и интеграции (слиянии) диалектов, обусловленное социальными причинами. Восстанавливая общерусский праязык, он обращал большое внимание на передвижение (миграцию) славянских племен и на изучение путей такого передвижения, прослеживал процесс создания русской народности и т. д. Шахматов выступает в науке о языке как языковед-социолог, доказывающий, что история языка есть часть истории народа. Все это позволило Шахматову, вслед за Фортунатовым, прийти к мысли, что язык — это явление социальное. К такому пониманию языка Шахматов подошел не сразу. В более ранние периоды своей научной деятельности Шахматов под влиянием младограмматиков выдвигал положение о том, будто язык народа есть научная фикция и реальное бытие имеет только язык отдельного индивидуума.
Однако позднее именно с учетом социальности языка Шахматов решал общие проблемы языкознания, что особенно сказалось в одной из его крупнейших работ «Синтаксис русского языка» (1925), вышедшей уже после смерти автора. Эта книга была наиболее ярким выражением новой сферы его научных интересов — синтаксиса современного русского языка. Стимулом к появлению этой работы явились, с одной стороны, повышенное внимание к вопросам русской грамматики в первом десятилетии XX в., с другой — полемика по проблемам синтаксиса, разгоревшаяся в европейской лингвистике.
Шахматов прежде всего подчеркивает социальную функцию языка: «...Язык возник как средство общения людей между собою». Как и А. А. Потебня, Шахматов считает, что «... в языке бытие получили сначала предложения; позже, путем расчленения предложения, основанного на взаимном их сопоставлении и влиянии, из них выделились словосочетания и слова...».
При психологической установке всего «Синтаксиса» Шахматова, тем не менее, не удовлетворяло распространенное среди младограмматиков учение о психологическом подлежащем и психологическом сказуемом. Исходя из признания неразрывной связи языка и мышления, Шахматов стремится определить ту единицу мышления, которой соответствует предложение, и создает учение о «психологической коммуникации», сущность которого сводится к следующим моментам:
Шахматов выступает против отождествления предложения с коммуникацией: «Существеннейшим различием их между собой является конкретизм членов коммуникации и расчленность предложения: предложению «испуганная нами ворона взлетела на высокую липу» соответствует коммуникация, субъектом которой является «испуганная нами ворона», а предикатом «взлетела на высокую липу»; двум членам коммуникации противопоставляется семь слов, причем эти слова соответствуют шести членам предложения».
В отличие от А. А. Потебни, который, как известно, считал невозможным дать общее определение предложения, Шахматов выдвинул несколько таких определений. Например: «Предложение — это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащее для словесного выражения единицы мышления». «Предложение — это словесное, облеченное в грамматическое целое... выражение психологической коммуникации;... предложение — это простейшая единица человеческой речи, которая в отношении формы является одним грамматическим целым, а в отношении значения соответствует двум вошедшим в нарочитое сочетание представлениям, простым или сложным». И, наконец: «предложение является воспроизведением коммуникации средствами языка». Кризис младограмматизма (31.Школа «слов и вещей»; 32.Школа эстетического идеализма К.Фосслера; 33. Неолингвистика) В начале 20го века произошел кризис в языкознании, появились новые научные школы, которые находились в оппозиции к младограмматизму: 1. Школа слов и вещей Гуго Шухардта. Появилась в 1909 году, когда вышел журнал Р.Мерингера «Слова и вещи». Цель – изучение истории слов не только на основе лингвистического анализа, но и в связи с историей вещи. Действовали в рамках проблем семасиологии, лексикологии и этимологии. Главный представитель Шухардт был шире по своим взглядам, основной его интерес – романские языки. Язык Ш. считал продуктом говорящего индивида. Условия жизни человека, его характер, образование, возраст оказывают влияние на язык и создают индивидуальный стиль, который затем распространяется на общество. Основную причину языковых изменений Ш. видел в непрерывных скрещиваниях. Выступая против младограмматиков Ш. отрицал закономерность в новых языковых изменениях, возможность деления истории языка на четко разграниченные периоды, наличие границ между отдельными диалектами (против фонетических законов, + против генеалогической классификации языков). Вместо генеалогической классификации – теория географического выравнивания. Значительное внимание Ш. уделял этимологическим, семасиологическим и другим частным вопросам языкознания. Его суждения часто противоречили друг другу, поэтому он не смог создать свою новую лингвистическую школу. 2. Эстетический идеализм. Глава - Карл Фосслер(1872-1947) – лингвист, литературовед. В 1904 году опубликовал работу позитивизм и идеализм в языкознании. Фосслер находился под сильным влиянием Гегеля, Гумбольдта и особенно итальянского философа Бенедетто Кроче. Язык Ф. рассматривал как явление индивидуально-творческое и в силу творческого характера языка первоначальной причиной всякого языкового изменения и всего процесса развития языка Ф. считал эстетический фактор, что ставит язык в один ряд с другими явлениями подлежащими ведению эстетики. Ф. выдвинул ряд новых задач: 1. Лингвистическое изучение стилистики 2. Определение взаимоотношений языка писателей и общенародного языка. 3. Связь культуры с развитием языка. Его школа была немногочисленна. =’( 3. Итальянская школа неолингвистики сформировалась в 20е года 20го века. Представители: Бартони, Пизани, Бертоли. Основные принципы изложены в «Кратком очерке неолингвистики» - 1925 г. Бартони, Бертоли. Общее положения неолингвистики находятся в работе Бонфанте «Позиция неолингвистики». Объясняя название новой школы Б. противопоставляет ее младограмматикам. Неолингвизм – идеалистическое напрвление в языкознании. Его принципы основаны на идеях Губмальта, Кроче, Шухардта и Фосслера, которые занимались лингвистической географией. Излагали идеи о языке как духовной деятельности и художественном творчестве, об индивидуальном происхождении языковых изменений, об отсутствии четких границ между языками. Стремились показать сложность языкового развития и учесть при изучении языка конкретные условия его развития, они ограничились только географическим фактором => это обусловило их методы лингвистического исследования, в которых на первый план выдвигаются реальное отношения диалектов и установление изоглосс, указывающих границы и этапы развития отдельных инноваций => определение языка как механической совокупности изоглосс. По причине того значения, которое нейролингвисты придавали географическим факторам, их школу называют ареальной лингвистикой.
|