Стратагема № 34.
Стратагема страдающей плоти[77].
Примеры: В одном примере полководец со своим офицером замыслили, чтобы офицер разыграл из себя предателя и перешел к врагу. Для этого офицер во время совета стал спорить с военачальником. Тот его жестоко наказал – офицера избили палками до полусмерти. После этого враг поверил в предательство. В другом примере раскаявшегося разбойника действительно наказывают палками. Однако после этого направляют к бывшим подельникам как лазутчика – шрамы от ударов должны убедить их, что он действительно вернулся на их сторону, так как был несправедливо наказан. В другом примере наложница императора удушила собственную дочь, чтобы обвинить в этом жену императора. В другом примере на постоялом дворе сводня наносит певичке побои за потерю украшения – с целью вызвать у постояльцев сочувствие и заставить их раскошелиться. В другом примере потерпевший унизительное поражение князь постоянно добавляет в еду и питье желчь, чтобы всегда помнить о своем позоре. В другом примере один из трех друзей – разбойников попадает в плен к старосте деревни. Два других безоружными приходят к старосте и просят взять их также в плен и казнить всех троих вместе ради их дружбы. Староста, тронутый их благородством, всех отпускает. В другом примере японский бизнесмен, на которого давят покупатели, требуя снизить цену на оборудование, делает вид, что заболел от расстройства и от угрозы увольнения (если сделка не будет заключена). Покупатели проникаются сочувствием и соглашаются на его условия. В другом примере приводится поговорка: «бить себя по щекам до опухания, чтобы казаться толстым» - в качестве глупого поведения, неудачного применения стратагемы.
Резюме: Герой наносит себе ущерб – для того, чтобы враг ему поверил и сделал то, что нужно герою. При этом герой жертвует предметами одного типа, а приобретает преимущество в ресурсах другого типа. Например, жертвует физическим телом, приобретает доверие.
Элементы схемы: герой; ситуация; место героя; разрушение; обман;
Принцип: здесь, также как и в стратагемах 32 и 33, речь идет об обмане с помощью присущих людям стереотипов. Нанесение самому себе вреда считается невозможным, поэтому разрушение героем своей позиции («страдающее тело») рассматривается как подтверждающий аргумент, и враг действует не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с ее ложным, но теоретически обоснованным представлением. Эта схема как бы обратна к схеме стратагемы 32 («стратагема открытых ворот»). Там необычные действия героя вызывали неправильные действия врага (он тем самым сам себе наносил вред). Здесь герой наносит себе вред и, тем самым, вызывают действия врага, на которые он никогда бы не пошел, если бы правильно понимал происходящее. Описание схемы: герой уничтожает часть своей позиции (своего места) и, тем самым, создает в пространстве стереотипов ложный образ ситуации. Враг действует в соответствии с ложным представлением о ситуации.
|