Тест для проверки знаний по системе CLIPS 24 страница
По результатам некоторых исследований было выявлено, что в Соединенных Штатах основанием для организации ритуалов являются шесть событий: Рождество, День Благодарения, дни рождения, обмен рождественскими подарками, День Матери, а также общение по телефону (раз в неделю или раз в месяц). Вокруг этих основных событий и выстраиваются ритуалы, позволяющие членам семьи сохранить ощущение того, что семья нормально функционирует. Свои- ми ритуалами семья позиционирует свою обособленность от более широкого общества. Эти ритуалы становятся отличительной особенностью семьи, ее «торговой маркой», они» символизируют определенные вкусы и ценности ее членов и помогают сохранять ощущение уникальности семьи (Berg-Cross, Daniels, and Carr, 1992; Schvanevedlt and Lee, 1983). Церемония венчания - один из самых первых и наиболее важных ритуалов в семье. Несмотря на то, что брак символизирует начало новой жизни взрослых детей, он также является символом того, что уменьшается роль родителей. Кроме того, многие родители сталкиваются с реалиями, которые вызывают у них раздражение, поскольку теперь в жизни их ребенка появляются ограничения, а им придется отказаться от своих грандиозных ожиданий. Брак - это событие, позволяющее символически признать как невесту и жениха, так и их родителей. Венчание становится мостом между двумя семьями, и это должно придать браку прочность и надежность. Если люди в обеих семьях способны обсуждать разные важные ритуалы, связанные с проведением венчания, и признавать эмоциональные потребности каждого члена семьи, то это свидетельствует о том, что они находится на пути к установлению успешных отношений. Когда каждый член семьи принимает участие в подготовительном процессе предстоящего мероприятия, ощущая свою сопричастность, все это окупается сторицей (Benatar, 1989). В родительской семье могут быть ритуалы, укрепляющие отношения супругов в новой паре или действующие на них разрушительно. Например, ритуал, когда члены расширенной семьи каждый год собираются вместе в загородном домике, может оказаться очень деструктивным для некоторых пар, которым необходимо в это время побыть наедине друг с другом. С другой стороны, этот ритуал может быть очень конструктивным для тех супругов, которые не могут позволить себе провести отпуск как-то иначе. Он также может быть полезен супругам, которым необходимо внимание и компания семьи, что освободит их от давления, которое они обычно испытывают. Ритуалы оказывают непосредственное влияние на супругов: они могут привести либо к укреплению отношений, либо усилить напряжение между ними. И здесь будут проявляться индивидуальные различия каждой пары. С началом ритуала членам семьи уже не нужно беспокоиться о том, что необходимо сделать и кто должен этим заниматься. Каждый может расслабиться и пользоваться тем, что он является частью понятия «мы»: человек сохраняет свою уникальность и вместе с тем является частью общей культуры. Ритуалы становятся важной стратегией, которая позволяет членам семьи давать выход важным эмоциям, мыслям и чувствам. Согласно результатам исследования, которое недавно проводилось в Говардском университете (Berg-Cross, Daniels, and Carr, 1992), существует определенная связь между ритуалами и удовлетворенностью браком. Через десять лет после заключения брака супруги регулярно проводили в среднем около сорока двух совместных ритуалов. Разведенные пары сообщали о совместном проведении в среднем двадцати пяти ритуалов. Чем больше муж и жена были удовлетворены своим браком, чаще они вместе проводили какие-то ритуалы. Это исследование также показало, что супруги, которые оставались в браке, не только не ощущали отсутствие ритуалов, принятых в их родительской семье, но и забыли о них за годы существования брака. С другой стороны, супруги, которые развелись, утверждали, что ритуалы родительской семьи, которые они утратили за то время, пока состояли в браке, были очень важны для них. Последнее открытие является подтверждением деструктивного потенциала подавляемых ритуалов, которые важны для супруга или семьи супруга. Можно отметить два момента, свидетельствующих о важности ритуалов. Поскольку семьи так много вкладывают в свои ритуалы, изменения или сокращения какого-то ритуала - пусть даже самого тривиального - представляют угрозу идентичности семьи. В этом смысле родительская семья ощущает угрозу, которая зачастую даже не осознается и кажется совершенно несоразмерной для того, чтобы выступать в роли «пускового механизма». В смешанных семьях намного сложнее развивать семейные ритуалы, так как родители обычно еще более прохладно относятся ко второму или третьему супругу своего ребенка. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 3: СЕССИЯ С ИСХОДНОЙ СЕМЬЕЙ Если проблемы с родителями супруга оказываются в центре настоящих конфликтов пары и некоторые вопросы между взрослыми детьми и их родителями остаются неразрешенными, то проведение сессии с исходной семьей может открыть существенные возможности для необходимых изменений. Взрослый ребенок должен противостоять оскорблениям, которые могут поступать со стороны его родительской семьи, а не подставлять своего мужа/жену в качестве мишени. Сессии с исходной семьей были разработаны Джеймсом Фрамо (James Framo, 1994) для того, чтобы оказывать помощь взрослым детям и их родителям в том, чтобы они признали и научились справляться с ограничениями и травмами развития, которые представляют часть семейной истории. На этих сессиях обычно присутствует вся исходная семья: мать, отец и их дети. Даже когда родители состоят в разводе, их обоих просят присутствовать на сессии. Когда есть отчим или мачеха, их также просят присутствовать. По возможности привлекаются тети, дяди или двоюродные братья/сестры, рядом с которыми прошло детство клиента, и которые выступали в качестве «прямых родственников». Цель таких сессий состоит в том, чтобы помочь членам семьи увидеть, что они остановились на определенном этапе своего развития, и сдвинуться с него, а также признать свои ошибки, научиться просить прощения и перейти к решению насущных проблем семьи. Продолжительность таких сессий составляет от одного до четырех часов. Обычно сессия начинается с того, что кто-то из членов семьи добровольно рассказывает о том, как выглядела их семейная жизнь, когда подрастали дети. Все остальные затем разъясняют, подтверждают или расширяют представленную точку зрения Достаточно быстро обсуждение выходит на основную проблематику семьи. Это может быть семья, один из членов которой страдал хроническим заболеванием, семья, которая пыталась бороться с алкоголизмом отца, семья, где мать-психологи-чески подавляла детей и супруга, и т. д. Основные'раны семьи открываются очень быстро. Терапевт работает директивно, чтобы каждый человек осознал и признал свою боль. Непреднамеренный характер многих событий, которые причиняли боль, раскрывается таким образом, что становится возможным попросить о прощении и получить его. Цель этой сессии, направленной на переживание катарсиса, состоит в том, чтобы позволить семье, отложив в сторону прошлое, посмотреть вперед, в будущее, открыто и честно Ситуация с родителями супруга переносится на завершающий этап сессии с тем, чтобы понять текущий конфликт в контексте всей истории семьи. Обе стороны могут в открытой форме выражать свои опасения и желания Терапевт помогает исходной семье найти способы для того, чтобы установить эффективные связи, включив зятя/невестку в процесс внутрисемейного взаимодействия. Терапевт также работает над тем, чтобы предоставить паре необходимое пространство для нормального функционирования их брака. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 4: ПРИСУТСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ МУЖА/ЖЕНЫ НА СУПРУЖЕСКИХ СЕССИЯХ Когда родители супруга живут поблизости, часто бывает полезным, чтобы они тоже присутствовали на сессии. Тогда терапевт может направлять их общение на разрешение проблемы. На этих сессиях все присутствующие (муж, жена и родители супруга) должны высказать свою точку зрения и убедиться в том, что ее заметили и услышали. Иногда каждый рассказывает о том, что ему легче всего дается в отношениях с родственниками, а что вызывает наибольшие сложности. В другой раз участников просят описать, что в этих отношениях выводит их из себя, как они справляются с гневом и какие результаты приносит выбранная ими стратегия управления гневом. После того как каждый выскажет свое видение данной ситуации, необходимо определить, что эти люди могли бы сделать для того, чтобы помочь другому преодолеть отчаяние. Затем все участники анализируют затраты и вознаграждения, связанные с таким «альтруистическим» поведением. Например, теща, которая испытывает безумную любовь к своей дочери, предвосхищая любую ее потребность (поездки в аэропорт, уборка по дому, подарки родственникам), воспринимается ее зятем как человек, который всюду следует за ними по пятам. Теща предлагает, что она могла бы помочь зятю преодолеть это чувство, если будет спрашивать разрешение перед тем, как спешить делать очередное доброе дело. Все участники принимают эту возможность за основу, и теща готовит к следующей сессии серьезный список услуг, за которые она была бы очень признательна, включая то, что она хочет почувствовать, что ее выражения любви ценят' На сессиях делается акцент на том, что решения, возникающие в процессе, являются всего лишь «предположением» того, что может оказаться эффективным или неэффективным. Цель сессии состоит в том, чтобы разработать как можно больше та- и-3948 ких «предположений», а события, которые произойдут после сессий, уже определят, насколько они эффективны В конце сессии терапевт поздравляет каждого участника за уступки, на которые он пошел, и решения, которые были приняты В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ Терапевтический диалог (Супруги и их родители) 1. Насколько сильно проявляется несоответствие между тем, в каких отношениях вы состоите с родителями мужа/жены и какие отношения вы бы хотели простроить с ними? Какие разные уровни близости у родителей мужа/жены с другими членами вашей семьи и ваших друзей? В идеале, насколько близкие отношения вам бы хотелось установить с каждым из родителей мужа/жены? Как вы можете объяснить свой выбор? Как вы можете изменить модель идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной? 2. Насколько сильно проявляется несоответствие между тем уровнем близости, который демонстрируют родители мужа/жены, и тем, который приемлем для вас лично? Какие разные уровни близости у родителей мужа/жены с другими членами вашей семьи и ваших друзей? В идеале, какую степень привязанности вам бы хотелось проявлять по отношению к родителям мужа/ жены? Как вы можете объяснить свой выбор? Как ви можете изменить модель идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной? 3. Насколько сильно проявляется несоответствие между тем, насколько равные отношения установились с родителями той и другой стороны, и тем, какими вы видите эти отношения? Какие несоответствия в проявлении власти существуют у других членов вашей семьи и у ваших друзей? В идеале, какое равенство в отношениях с родителями мужа/жены вы считаете приемлемым? Как вы можете объяснить свой выбор? Как вы можете изменить модель идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной? Какие ритуалы родственников мужа/жены вам нравятся больше всего, а какие вам не близки? Насколько поддерживаются семейные ритуалы в известных вам семьях и среди ваших друзей? В идеале, каким вы видите объединение или разделение границ обеих семей? Как вы можете объяснить свой выбор? Как вы можете изменить свой образ идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной? Какую помощь вам хотелось бы получать от родителей мужа/ жены? Как вы думаете, какую помощь они бы хотели получать от вас? Какие иные типы помогающих отношений существуют в других известных вам семьях и у ваших друзей? В идеале, какими вы видите границы, которые должны определять помогающее поведение родителей мужа/жены? Как вы можете изменить свои отношения, чтобы сделать их более реалистичными? Тест 1. Шкала ценностей и позиций, принятых в исходной семье и в семье супруга Отметьте позиции в колонках А и В в зависимости от того, насколько данная характеристика отражает отношения в вашей семье. Закончив, сравните свои ответы с ответами своего супруга. Насколько отличаются ваши исходные биографические данные? Обсудите, насколько это повлияло на вашу способность общаться с родителями мужа/жены? 21*
План групповой сессии для четырех-пяти супружеских пар, работающих с проблемой отношений супругов и их родителей I. Психологические и образовательные стратегии. A. Опишите четыре типа комбинаций родственных отношений и дайте общую характеристику каждому из них. B. Опишите пять факторов, влияющих на установление отношений с родителями супруга. 1. Супружеская адаптация. 2. Качество взаимоотношений с другими членами семьи. 3. Стратегии решения проблем. 4. Межличностные стили установления связей. 5. Семейные ритуалы. C. Уделите время тщательному изучению трех межличностных стилей установления связей и тому, как использование силы влияет на отношения в семье. D. Основательно исследуйте конструктивные пути разрешения вопросов, связанных с распределением власти в семье. E. Представьте описание разных моделей ассимиляции, которые используются в семьях с выраженными культурными и религиозными расхождениями. II. Тесты (выполняются самостоятельно супружескими парами, результаты обсуждаются до того, как они начнут принимать участие в групповом обсуждении). А. Шкала ценностей и позиций, принятых в исходной семье и в семье супруга. III. Терапевтический диалог (происходит обсуждение в парах, затем групповое обсуждение). (Супружеские пары последовательно, пункт за пунктом обсуждают каждый вопрос.) Во время группового обсуждения терапевт вместе с парами анализирует, каким образом можно достичь желаемых целей во взаимоотношениях путем изменения сверхамбициозных, заоблачных ожиданий. Зная ситуацию в своей семье, в семьях друзей и родственников, супруги меняют свои ожидания на более реалистичные, и у них повышается мотивация для изменений. IV. Терапевтические интервенции. Проведение одной или нескольких интервенций на примере супружеской пары. Шеринг. После демонстрации следует групповое обсуждение дополнительных интервенций. A. Техники для улучшения отношений с родителями супруга. B. Совместное составление генограмм межличностных стилей. C. Сессия с исходной семьей. D. Присутствие родителей мужа/жены на супружеских сессиях. |V Мотивация и время на осуществление изменений. Групповое обсуждение. Библиотерапия Averick, L. (1989). The in-law book: Coping with the strangers that you are related to. New York: Shapolsky. Bilofsky, P. (1992). In-laws: Out-laws: How to make peace with his family and yours. New York: Fawcett. Petsonk, J., and Remsen, R. (1988). The intermarriage handbook. New York: William Morrow. Видеотерапия Отец невесты {Father of the Bride, 1991). Режиссер Чарльз Шайер. Отец не желает отпускать свою маленькую девочку. Ромео и Джульетта {Romeo and Juliet, 1968). Режиссер Франко Дзе-фирелли. Старая как мир история о том, как исходная семья встает на пути настоящей любви и о трагических последствиях этого. Свадебный банкет {The Wedding Banquet, 1993). Режиссер Энг Ли. Гомосексуалист, американец тайваньского происхождения, пытается провести своих родителей, устроив фальшивую свадьбу. Вопросы для профессионального роста (Отношения супругов и их родителей) 1. Когда отмечаются нарушения в отношениях с родителями мужа/ жены в связи с различиями в ожиданиях с точки зрения культуры, как следует построить процесс терапии, чтобы помочь супругам выйти из тупиковой ситуации? 2. В каких обстоятельствах вы считаете необходимым присутствие на сессии родителей мужа/жены или проведение сессии с представителями разных поколений? 3. На какие этические моменты следует обратить особое внимание, когда в процесс супружеской терапии включаются родители мужа/жены? 4. Говоря о добрачном супружеском консультировании, какие аспекты отношений с родителями мужа/жены, на ваш взгляд, сле- дует в первую очередь обсудить: с молодой парой (около двадцати лет); с парой, которая находится в том возрасте, когда обычно делается карьера (около тридцати лет); с парой, когда люди не первый раз вступают в брак; и с возрастной парой (около шестидесяти лет)? ЧАСТЬ III ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ: ОТ АДАПТИВНОСТИ К РИГИДНОСТИ. НИВЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ Принцип 3: Составные концепции: АДАПТИВНОСТЬ Создание коммуникативных паттернов, которые разрешают конфликт; изменение структур от адаптивных до негибких ДИНАМИКА ИСХОДНОЙ СЕМЬИ СИСТЕМНАЯ ДИНАМИКА КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Блоки конструкции: Коммуникативные навыки Ключевая идея: КОММУНИКАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ И ПСИХОДИНАМИКА Тернист путь семейной жизни: там может упасть достигший высот и подняться униженный. Мепвин Чепмэн Принцип адаптивности основывается на тех повседневных функциях, которые совершенствуются супругами, для того чтобы разрешать проблемы, связанные с развитием (расхождения во мнениях, неожиданные кризисы, переходные этапы жизни) и решать вопросы, с которыми они сталкиваются в течение дня. Адаптивность представляет собой правила, которые супруги разработали, чтобы управлять своими отношениями, включая вопросы распределения власти, объема и характера близости, стратегии разрешения проблем, которые они используют. Когда у супругов высокая адаптивность, они функционируют эффективно, и у них не возникает препятствий. Будучи эффективными и ориентированными на цель, они постоянно развиваются и изменяются, реализуя новые потребности в своих отношениях^Зачастую люди обнаруживают негибкость и застревают в одной и той же рутине, что типично для тех, кто неэффективен в данной области. Среди наиболее распространенных теорий, используемых супружескими терапевтами для того, чтобы понять проблемы, которые возникают у клиентов в сфере общения, можно отметить теории семейной динамики. Теории семейной динамики фокусируются на том, как взаимодействуют принципы развития и психологические принципы, чтобы направлять отношения. Коммуникация относится к межличностному уровню, и любая попытка понять модели коммуникации должна начинаться с понимания отношений между клиентом и значимыми для него людьми. Теории семейной динамики дают объяснение межличностным схемам, которые мотивируют пару к общению, факторам динамики, которые поддерживают модели функциональной и дисфункцио- нальной коммуникации, а также процессам, посредством которых можно изменить эти модели. Две наиболее распространенные теории семейной динамики - это психодинамическая и системная теории. Психодинамическая теория объясняет, как отношения в исходной (родительской) семье оказывают влияние на супружеские отношения. В системной теории показывается, как супруги влияют друг на друга каждый день, а также рассматривается напряжение и динамика нуклеарной семьи. Теперь подробнее остановимся на каждом из этих теоретических подходов. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Психодинамическая теория дает объяснение супружеским конфликтам, отводя особое место тому, каким образом взрослые продолжают испытывать на себе влияние конфликтов, которые они переживали в детстве, а также роли детских неудач в разрешении психосоциальной задачи сепарации-индивидуации. Когда коммуникативные модели пары анализируются в психодинамическом ключе, определение и признание стилистических способов реагирования на проблемы в супружеских отношениях служат трамплином для терапевта. Таким образом, терапевт может перевести внимание с настоящей ситуации на опыт, приобретенный партнерами в раннем детстве, когда только формировались их представления об окружающем мире, тот опыт, который научил партнеров тому, как реагировать на близких людей. Мюррей Боуэн (Bowen, 1978) и все, кто постоянно работает с объектными отношениями, считали, что успешность брака зависит от способности каждого партнера дифференцировать себя от родительской семьи, чтобы сохранить уникальность своей нуклеарной семьи. Достаточно часто у взрослых людей можно наблюдать эмоциональное слияние со своей родительской семьей - своего рода «недифференцированное эго большинства». Когда взрослый человек на уровне эмоций остается в неудобной для себя, нервной атмосфере семьи, в которой прошло его детство, отрицаемые части его взрослого «Я» подавляются, отвергаются или иным образом скрываются от партнера, которого этот человек выбрал. Недифференцированный супруг подходит к партнерским отношениям, будучи «искалеченным» эмоциональным долгом, и неясно, каким образом здесь можно достичь равновесия. Годами у человека складывается устойчивая потребность скрывать то, каким он является на самом деле и что на самом деле чувствует. В результате это препятствует и искажает чистые и прямые эмоциональные взаимодействия, которые человек хотел бы иметь. Как справляться с гневом, скрывать стыд, просить о помощи и управлять конфликтом - все это ограничивается правилами, которые были приняты в родительской семье. Ни для кого не секрет, что многие из этих правил, гораздо более разрушительны для нас не в детстве, а именно когда мы становимся взрослыми. Боуэн пришел к выводу, что когда пары обращаются за помощью, психотерапевту следует, несмотря на непреодолимый характер их актуальных конфликтов, «возвратиться назад», чтобы люди сфокусировались на отношениях со своими родителями, а не на отношениях друг с другом. Когда человек начнет ощущать себя более свободно, станет «цельным, но обособленным человеком», он возвратится к своему супругу уже без скрытых вопросов, завуалированных потребностей или неуместного гнева. Когда человек настроен дружелюбно и не ведет себя как ребенок, постоянно сражающийся с некими врагами из прошлого, ему легче достичь компромисса с партнером и понять его. Фрамо (Framo, 1976, 1982), опираясь на работу Боуэна, пошел еще дальше. Он проводил отдельные сессии с каждым супругом и его или ее родительской семьей, чтобы иметь возможность работать с некоторыми дисфункциональными моделями общения там, где они возникли и окрепли Он подчеркивает важность работы с ранними объектными отношениями следующим образом: «Клиент, приходя на сессию со своей родительской семьей, возвращает проблемы туда, откуда они берут свое начало, таким образом делая возможным непосредственную работу с причинно-следственными факторами. Работа с реальными родительскими фигурами направлена на то, чтобы ослабить господство внутренних представителей этих фигур и действовать в соответствии с реальностью и теми условиями, которые диктует нам жизнь. Осуществляя этот экскурс, человек получает возможность двигаться дальше и работать с супругом и детьми надлежащим образом ввиду того, что их перенос претерпел изменения» (Framo, 1976, р. 194) Когда супруги обсуждают на сессиях свои детские переживания, из этой информации может быть извлечена вторичная выгода. Одно из преимуществ работы с материалом из детства и родительской семьи (что становится очевидным на практике) заключается в том, что это помогает супругам успокоиться. «Люди рассматривают события, которые произошли в их жизни до того, как они узнали друг друга. Это способствует деперсонализации дискуссии, и люди могут начать прислушиваться друг к другу» (Fogarty, 1976, р. 147). Другое преимущество состоит в том, что люди часто винят себя за то, что их партнер несчастлив. Партнер узнает определенные эмоциональные наклонности своего супруга и освобождается от чувства вины за супружеские проблемы. Самые разные терапевтические техники позволяют мужчинам и женщинам в процессе работы со своими взаимоотношениями решать вопросы, связанные с их родительскими семьями. Наибольшего внимания заслуживают сессии с родительской семьей (в духе Фрамо), способствующие детриангуляции. Основная идея этой техники состоит в том, что взрослый ребенок обсуждает с родителями за рамками терапевтической сессии, какие у него возникают чувства в связи с тем, что он оказался в центре. И на основании этого обсуждения он выстраивает отношения с каждым из родителей уже с позиции взрослого (например, визиты к родителям без супруга, разговор с родителями по телефону в отсутствие супруга) Супружеские отношения, построенные на том, что человек исправляет детские депривации и одерживает победы в тех битвах, из которых он не мог выйти победителем, находясь в своей исходной семье, обречены на провал. Такие цели неизменно приводят к постоянной фрустрации или замедляют процесс психологического развития. Когда супруги успешно разрешают проблемы, связанные с взрослением, улучшаются их отношения с супругом, а равно и с родительской семьей. Проективная идентификация и ее влияние на коммуникативные потребности Все теории любви - от Платона до наших дней -учат нас тому, что каждый человек любит в челове- ' * ке противоположного пола то, чего недостает ему | самому Т' Г Стенли Холл Под проективной идентификацией подразумевается тенденция людей проецировать на своего супруга все старые запретные импульсы и желания, которые он не мог выражать, будучи ребенком, и которые он по-прежнему боится выражать, уже став взрослым Проективная идентификация - это важный психодинамический процесс, когда детские потребности влияют на выбор супруга. Изначально мы хотим иметь кого-то, кто дополнял бы нас и выражал те части нашего «51», которые исторически разрушались, подвергались наказанию и игнорировались. По мере того как возникали отношения, эти самые черты представляли собой то, что мешало аутентичному развитию двух взрослых в их отношениях. Давайте проследим, как это происходит. У каждого из нас есть фрустрированные детские потребности, которые мы стремимся реализовать в браке. Жизнь полна трудностей, и почти все мы переживали разочарование и конфликты, связанные с удовлетворением хотя бы некоторых наших потребностей. Возможно, когда вы учились в школе, вы хотели иметь такую одежду, которую носили другие дети, но ваши родители покупали практичные вещи. Это мешало вам реализовать свою потребность в том, чтобы вас принимали по первому впечатлению, и вы можете испытывать чувство вины в связи с тем, что хотите создать поверхностное, но обязательно положительное впечатление. Или, возможно, вы всегда получали похвалы за то, что очень быстро адаптировались в социуме, жили в одной комнате с трудными братьями или сестрами и пассивно принимали наказание за безответственность других. Вам никогда не разрешалось выражать свою потребность в уединении и потакать своим желаниям. Уже повзрослев, вы по-прежнему ощущаете самую естественную для человека потребность в уединении, но вам не кажется, что эта потребность может быть приемлемой. Таким образом, первая предпосылка проективной идентификации состоит в том, что определенные аспекты личности или характера многих людей исторически не признавались. Потребность в их выражении и является причиной напряжения и несчастья этих людей.
|