Студопедия — Нормальные пропорции ионического ордера по Витрувию
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нормальные пропорции ионического ордера по Витрувию






Высота колонн.............................................................. 9D

Расстояние между осями................................................ 3'/2/)

База............................................................................... l/2D

Капитель.......................................................................... [/3D

Архитрав (А)................................................................. 2/3D

5. При установке стволов колонн надо делать капители следующим образом. Если они подушкообразные, то их делают по такой соразмерности, чтобы абака в длину и ширину равнялась одной целой и одной восемнадцатой тол­щины низа ствола; высота же капители вместе с волютами будет в половину этой величины... После чего высоту капители делят на девять с половиною частей; затем вниз по абаку, против каждой из четырех волют, по краю полки абака опускают линии, называющиеся катетами. Тут из девяти с половиною частей полторы части останутся на высоту абака, а остальные восемь образуют волюты» (рис. 1.35).

По поводу композиции сооружения (Книга шестая. Глава II).

«1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на toj чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определен­ною частью, принятой за основную. Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело про­ницательности принять во внимание условия местности, или назначение зда-

ч


Рис. 1.35. Выстраивание ионической капители согласно правилам Витрувия:

J — определение диаметра ионической капители в зависимости-от величины утонения колон­ны; 2, 3 — построение волюты капители от центра глазка с увеличением диаметра оборота на

1/2Д от четверти к четверти

ния, или его внешний вид и путем сокращений или добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в сораз­мерности все казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности».

По поводу ответственности архитектора за качество выполняемой им рабо­ты (Книга десятая. Вступление).

«1. В славном и великом греческом городе Эфесе издавна установлен стро­гий, но вполне справедливый закон. Именно архитектор, берущийся за вы­полнение государственной работы, должен объявить, во что она обойдется. По утверждении сметы должностными лицами в обеспечение издержек берет­ся в залог его имущество до тех пор, пока работа не будет выполнена. Если по окончании ее окажется, что расходы соответствуют объявленным, то его на­граждают похвальным отзывом и другими знаками почета. Если перерасходы превысят смету не более чем на четверть ее, то они выплачиваются из госу­дарственной казны и никакого наказания за это он не несет. Но если потребу­ется издержать свыше этой четверти на работу, то средства на ее окончание берутся из его собственного имущества.

2. Да соизволили бы бессмертные боги, чтобы такой закон был установлен и римским народом не только для государственных, но и для частных постро­ек. Ибо это прекратило бы безнаказанную наглость невежд, а заниматься ар­хитектурой, без сомнения, стали бы люди предусмотрительные, постигшие всю глубину знаний; домохозяева не вводились бы в безграничные и безумные расходы, доводящие их до полной потери состояния, а сами архитекторы в страхе перед наказанием принуждены были бы действовать осмотрительнее в составлении подсчетов издержек, благодаря чему домохозяева строили бы зда­ния за положенную или только слегка превышающую ее цену» [8].


Выдержки из трактата Витрувия можно было бы продолжить, так как в неи затрагивается практически весь комплекс вопросов, определяющих качеств< архитектурных объектов, организацию процессов их проектирования и строи тельства, ответственность зодчего за достижение цели создаваемого им соору­жения. Однако представляется, что приведенные цитаты достаточно полис характеризуют суть этого труда и его значение как практического руководства для управления качеством архитектурного проекта для зодчих того времени, Трактат «Десять книг об архитектуре» послужил своеобразным толчком в раз­витии проблемы управления архитектурными решениями сначала в проект­ной практике римских архитекторов, а затем и по всему миру. Появились и другие аналогичные работы, выполненные по тому же принципу рекоменда­ций для архитекторов при выборе ими того или иного архитектурного реше­ния.

Так, трактат Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» оказал одина­ково сильное влияние как на создание архитектурного стиля римской рефор­мации, так и на экспансию римской классики за пределы Италии. Этот трак­тат стал каноническим учебником почти для всех архитектурных школ, вос­принявших классическую традицию итальянского Возрождения. Он, бе­зусловно, содействовал быстрому со­зреванию и развитию «ордерной ар­хитектуры» почти во всех европейских странах, так как давал общедоступ­ный ключ к освоению классического наследства.

Однако абстрактное понимание ордера совершенно естественно при­вело Виньолу к конструированию некой отвлеченной системы, которая была создана на основе отбора от­дельных черт из всей совокупности античных памятников. Но именно это обстоятельство и сделало трактат «Правило пяти ордеров архитектуры» наиболее понятным и доступным для использования в качестве архитектур­ного канона зодчими почти всего мира на протяжении нескольких ве­ков. Для примера приведем лишь два наиболее характерных образца из построений элементов ордера Винь­олы: расчет утонения колонны и по­строение волюты ионического орде­ра (рис. 1.36, 1.37).

В обоих случаях Виньола дает де­тальное описание построения этих

Рис. 1.36. Утонение колонны по канону архитектурных элементов вплоть до
Виньолы таких рекомендаций, например по

I


поводу утонения колонны: «...опре­делив высоту и толщину колонны, а также необходимую степень ее уто­нения кверху, начинающегося от вто­рой трети ее снизу, вычерчивают по­луокружность внизу, там где начи­нается утонение и часть дуги до пе­ресечения с отвесной линией, опу­щенной от вершины, делят на лю­бое число равных частей и на такое же число частей делят две трети ко­лонны, после того как согласованы отвесные линии с поперечными, бу­дут найдены границы колонны, как это видно на чертеже» [13].

По поводу построения волюты
ионической капители Виньола дает
следующие рекомендации: «...утвер­
див неподвижную ножку циркуля в
точке, обозначенной 7; раздвинув
циркуль до центра глазка волюты,
проводят небольшую дугу внутри это­
го глазка; затем, не меняя раствора
циркуля, неподвижную ножку уста­
навливают в точке 2, и в точке пере­
сечения с уже начерченной дугой
будет находиться центр дуги межу /
и 2; затем неподвижную ножку цир- Рис 1-37- Построение волюты иониче-
куля устанавливают в точке 2, цир- СКОго ордера по канону Виньолы

куль сдвигают от центра глазка во­люты и подобным же образом про­водят другую небольшую дугу; далее, не меняя раствора циркуля, устанавли­вают неподвижную ножку в точку 3 и, поворачивая циркуль до пересечения с этой небольшой дугой, находят другой центр, из которого вычерчивается часть волюты между 2 и 3, и т.д.» [13].

Такие детальные рекомендации, видимо, и сделали трактат Виньолы од­ним из самых популярных руководств по проектированию архитектурных объек­тов в стиле классического Высокого Возрождения для всей Европы на долгие столетия.

Хотя и в меньшей степени, но в данном случае представляет также интерес опубликованная в 1568 г. книга французского архитектора Делорма «Архитек­тура». Если в трактатах Витрувия и Виньолы достаточно определенно указыва­ется на необходимость строгого построения классического архитектурного ордера на основе некоторых сравнительно строгих правил, то Делорм впервые дает образец архитектурного анализа, строящегося на методическом подходе, на логике свободного, профессионального управления развитием того или иного архитектурного объекта, что было использовано следующими поколе­ниями зодчих в поисках новых форм в архитектуре.








Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2131. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия