В архитектурно-строительном деле
Изучая истоки проблемы организации и управления в такой сфере человеческой деятельности, как архитектура и строительство, нельзя не обратить внимание на ряд документов по этому вопросу, имеющихся в распоряжении китайских историков. Эволюция китайского зодчества неразрывно связана с развитием достаточно жестких правил и неукоснительно соблюдаемых традиций. В Древнем Китае не было архитекторов как таковых. Все постройки возводились мастерами, сочетавшими в одном лице зодчего, строителя, художника, мастера ландшафта. Выработанные предшественниками правила, или секреты, строительного искусства облекались в форму легко запоминающихся куплетов-четверостиший «коу-цзюй» или живописных полотен, на которых условно изображались различные строительные процессы, передававшиеся из поколения в поколение. Сам метод обучения способствовал сохранению устоявшихся традиций, но в отличие от схожих европейских или древнерусских методов обязательно предполагал некоторые новации, вносимые каждым последующим поколением. Именно этим можно объяснить, что практически каждый район страны имеет свои особенности традиционной планировки, конструктивных решений, отделки домов и помещений. Поскольку основным строительным материалом в массовом строительстве являлись дерево и необожженная глина, сооружения из таких материалов в связи с частыми землетрясениями, пожарами и вражескими набегами были недолговечными и судить о них можно только по различным историческим документам. На рис. 1.6 приведен рисунок-реконструкция древнекитайских жилых домов для семей разного достатка, строившихся в XIV—XII вв. до н. э., типы которых были характерны для Северо-Восточных районов Китая [2]. В историю строительной культуры Древнего Китая, как и Египта, вошли лишь крупные сооружения, построенные по заказам и на средства императо- 24 ' Рис. 1.6. Рисунок-реконструкция древнекитайских жилых домов для семей разного достатка (основной строительный материал — древесина и глина) ров и богатых чиновников. И хотя их требования относились только к планировке и объемам зданий, а все другие архитектурные и конструктивные решения, так же как и в Древней Руси, принимались мастерами, большинство сохранившихся памятников известно по именам своих заказчиков. В архивах сохранились сведения о ряде построек, авторы которых известны и сегодня. Например, проект перестройки Императорского дворца в конце XIV—начале XV в. был разработан талантливыми мастерами Чань-Гуй и Юань-Айём. Известно также, что в XVII в. работал замечательный зодчий Лэй Фан-да, в роду которого несколько поколений работали в качестве придворных, императорских мастеров. В XIV—XV вв. складываются приемы планировки городов, дворцовых и жилых ансамблей, ставших впоследствии каноническими не только в Китае, но и в ряде других юго-восточных стран. Этот период древнекитайского зодчества характерен тем, что в эти годы в Китае работало немало архитекторов из Греции и Рима, которые приглашались для строительства императорских дворцов и комплексов. По этой причине в архитектуре Китая несмотря на всю ее самобытность и специфику можно заметить влияние греческой и римской культур. Иностранные архитекторы приглашались в страну в период бурной строительной деятельности. Перестраивались старые города, строились новые, возводились дворцы и храмы, проводились дороги и каналы, строилась Великая китайская стена. В этот период несмотря на присутствие греческих и римских архитекторов китайские зодчие сумели сохранить ответственное отношение к соблюдению сложившихся к этому времени правил и традиций, сумели проявить себя поэтами и мыслителями, отличающимися возвышенным и обостренным чувством природы. В этот период появились первые документы, смысл которых состоял в регулировании процессов строительства и, следовательно, в существовании си- схемы досмотра за выполнением требований этих документов. Сегодня сложно говорить о подробном их содержании (сохранились лишь отдельные фрагменты), но немало таких регулирующих указаний нашли свое выражение в сохранившейся планировке городов Китая. Города, как правило, строились в форме прямоугольника и делились на четыре равные части двумя прямыми улицами, пересекающимися в центре. На пересечении двух главных улиц находилась смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта или каких-либо беспорядков каждую улицу можно было изолировать от других. Кроме традиционных планировочных требований мастер должен был выполнять еще и целый ряд конструктивных предписаний, которые регулировали городскую застройку. Так, в основании стены необходимо было укладывать толстый слой глины, который с внешней и внутренней сторон обкладывался кирпичами толщиной не менее 4...5 дюймов. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина стены равнялась 40 футам, то наверху она не должна была превышать 20...25 футов. Высота стен была различной для разных городов, но в каждом из них необходимо было соблюдать определенную (для данного города) высоту. Над воротами необходимо было устраивать башни, которые, как правило, были похожи на пагоды. Строились такие башни из дерева и покрывались черепицей. По размаху и глубине предварительной проработки проекта в истории архитектуры со строительством Египетских пирамид можно сравнить сооружение Великой китайской стены. Строительство этого выдающегося фортификационного сооружения началось еще в V в. до н. э. и велось многими поколениями. Призванная охранять границы Китайской империи от кочевников, совершавших набеги с севера, Великая китайская стена протянулась более чем на 6 000 км. Тщательно продуманное конструктивное решение, применяемые материалы и объемы делали ее практически неприступной (рис. 1.7). Название «стена» не совсем точно отражает сущность этого фортификационного сооружения, высота которого достигает 7... 8 м, ширина у основания -6,0 м, а поверху — 5,0 м. Кроме того, имеются оборонительный вал и сторожевые башни через каждые 120 м. Наружная облицовка сооружения выполнена из камня и кирпича, а внутренняя часть заполнена утрамбованной глиной, общий объем которой составляет более 180 млн м3. Трудно представить, что подобные объемы строительных работ можно осуществить без предварительного проекта и расчетов, без четкой организации и управления огромной массой людей, выполнявших, по утверждению китайских историков, строго определенные процессы по возведению стены. Но не только стена, составившая всемирную славу китайских архитекторов и строителей, представляет для нас профессиональный интерес. Начиная с XV в., после того как были опубликованы «заметки» Марко Поло (1255 — 1324гг.) о Китае, мировая общественность, исследователи архитектуры, да и сами архитекторы все больше стали интересоваться ансамблем «Запретный город», получившим название «Гугун». Запретный город — это огромный комплекс сооружений, гармонично сочетающий в себе многочисленные макро- и микроансамбли, включающие в себя храмы, мосты, беседки, театры, элементы живой природы. Все его части, несмотря на кажущуюся изолирован- 26 ' Рис. 1.7. Карта Древнего Китая с указанием местоположения и протяженности Великой китайской стены ность друг от друга, представляют собой поразительное единство. Здесь, более чем в каком-либо другом архитектурном ансамбле, видно осуществление идеи четкой отрегулированное™ соотношения объемов, массы сооружений и пространства. Все сооружения Запретного города располагаются в полном соответствии с китайской архитектурной традицией на главной оси — с севера на юг. Если о Великой китайской стене мы говорим как о примере воплощения единого грандиозного проекта, реализация которого длилась на протяжении нескольких веков без каких-либо серьезных изменений главной идеи этого сооружения, то ансамбль Запретного города -- пример реализации глубоко продуманной идеи, детально проработанного архитектурного проекта и удивительно четко организованного во времени строительства. История Запретного города начинается с XIII в., а с XV в. он стал постоянной резиденцией императоров династий Минь, а затем — Цинь. Запретный город опоясывает стена шириной более 10 м, по которой свободно могли разъехаться две повозки. Даже вход в запретный город задумывался мастерами как сложная пространственная композиция. Для того чтобы попасть во внутренний город, нужно пройти через трое ворот, что символизирует преодоление препятствий, духовно очищающих посетителя на пути к дворцу императора — Сына Неба. Ограждения канала и пять изящных белых мостиков, перекинутых через него, выполнены из мрамора и украшены великолепной резьбой. Эти мосты символизируют пять добродетелей конфуцианского учения. Контрастная смена впечатлений — долгое приближение к Запретному городу и, вдруг, неожиданная просторность площади — была одной из главных целей создания этого комплекса. Смысл такого приема заключался в том, чтобы каждый вступающий на площадь был поражен величием императорского дворца. Этот эффект достигался наряду с другими приемами еще и тем, что сначала зритель видел дворец издалека, затем, по мере приближения, он то поднимался на самый большой мост, получая возможность увидеть дворец с высокой точки, то спускался с него, снова оказываясь на уровне площади, как бы у подножия дворца, и снова видел его высоко над собой (рис. 1.8). Постоянная смена объемов массы, постепенно нарастающей и все более и более заполняющей окружающее пространство (благодаря изменению уровней движения: подъемы, спуски, опять подъемы и опять спуски) — это одна из особенностей архитектуры Запретного города, задуманная и осуществленная зодчими для утверждения в сознании людей идеи божественного происхождения императора, идеи его преобладания над всеми, безграничности и незыблемости его власти. Торжественный и грандиозный двор императорского дворца опоясывает сплошная лента золотых крыш — один из самых выразительных и характерных элементов китайской архитектуры. Скаты китайской крыши имеют изогнутую провисшую форму, а ее концы загибаются на углах здания вверх. Вся конструкция крыши опирается на основной каркас при помощи брусков, расположенных друг над другом в виде ступенчатых кронштейнов. Соединение этих кронштейнов между собой получило название «доу-гун». Доу-гуны фиксировались на столбах галерей или на деревянной обвязке стен и так же, как в ордерной системе египетских колонн, имели не только конструктивное, но и декоративное значение, так как украшали постройку резными деревянными элементами (рис. 1.9, 1.10). Система «доу-гун», являясь одним из самых значительных элементов китайской архитектуры, практически стала тем же, чем являются для Египта и Греции их ордерные системы. Целенаправленное, регулируемое применение этой системы в значительной степени создало тот специфический колорит, который выделяет архитектуру Китая в особую категорию культуры со своей, только ей присущей философией. Один из современных исследователей, решив доказать неестественность и нефункциональность такой формы, вычертил здание с подобной крышей, а затем ее закругленные линии спрямил прямым скатом. Здание сразу же потеряло свое очарование, крыша сделалась массивной, тяжелой и зрительно подавила все сооружение. Рис. 1.8. План центральной части Пекина и Запретного города (Гугуна): / — ворота Небесного мира; 2 — ворота Возвышенного духа; 3 — Южные ворота; 4 — ворота Согласия; 5... 7— тронные залы; 8, 9 — императорские дворцы; 10— верхние Северные ворота; 11 — библиотека; 12— приемный зал; 13, 14— Западные и Восточные ворота цветов; /5— храм предков; 16 — усыпальница императора; 17, 18 — дворцовые храмы; 19 — павильоны дракона; 20, 22 — храмы Будды; 21 — Императорский мост; 23, 24 — дворцы матери императора Рис. 1.9. Система брусков «доу-гун», используемая архитекторами Китая для устройства кровли Рис. 1.10. Варианты устройства кровли при помощи системы «доу-гун» для зданий различного назначения Этот небольшой эксперимент лишний раз доказал, что китайская архитектура имеет глубокие национальные корни четкого представления о тектонике, эстетике и функциональности в зодчестве, что она издавна постоянно регулирует конструкции, осознанно управляя их формой, артикулирует детали и декорации, добиваясь впечатляющих результатов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить крыши пагоды в Шанхае, храма Неба и храма Небесного величия в Пекине и целого ряда других сооружений самого различного назначения, завершающихся крышей, покоящейся на системе «доу-гун». Отдавая должное профессиональному остроумию китайских мастеров, нельзя не заметить, что характерная для китайской архитектуры круглая опора в противоположность греческой или римской колонне не имеет ни базы, ни капители. Более того, здесь можно наблюдать полное отсутствие ясного тектонического членения на несущие и несомые части. Горизонтальные балки не лежат на подпорах, а вставлены в них сбоку и пропущены сквозь них. Аналогично и стропила крыши кладутся на дополнительные вертикальные столбики, «впущенные» сверху в основную вертикальную опору. Таким образом, вместо ясного структурного взаимоотношения конструктивных элементов, присуще- с го греческой архитектуре, для Китая характерно взаимопроникновение вертикальных и горизонтальных конструкций. Так называемая китайская консольная капитель составляет не часть вертикальной опоры, а часть горизонтальной балки, которая пропущена сквозь столб. В противоположность европейской архитектуре, где крыша лежит на стене или колоннах, в Китае крыша «парит» над зданием благодаря тому, что она отделена от опор и этот эффект усиливается ее слоистостью и загнутыми кверху концами. В архитектуре Востока, особенно в архитектуре Китая и Японии, ландшафтный сад является промежуточным звеном между природой и зданием-павильоном, которое всеми своими формами подчеркивает тесную связь с окружающей природной средой. Архитектор в значительной степени усиливает эту связь, сознательно украшая кровлю мелкими архитектурными и скульптурными деталями, извивающимися драконами, растительным орнаментом и т.д. Да и само здание снаружи имеет немало форм, уподобляющихся формам природных элементов. Тонкие стойки наружных галерей повторяют вертикальность стволов окружающих растений, слоистая кровля в своей сложности и динамичности напоминает лиственную крону деревьев. Если внутреннее пространство здания воспринимается как часть пространства окружающей природы, то и наружная форма здания решается как часть природных форм — она, как правило, вписывается в общую картину среды и подчинена ей. Это впечатление обычно усиливается яркой раскраской зданий, отличающейся необычайной пестротой. Взаимосвязь и взаимозависимость китайской архитектуры и Природы оказалась настолько сильной, что даже в одном из главных архитектурно-строительных документов страны «Своде законов и установлений по строительству», регулирующих архитектурно-строительную деятельность, эта связь отмечается как незыблемая основа работы зодчих и строителей. В предисловии этого документа говорится, что он явился результатом обобщения и анализа опыта многих поколений китайских мастеров-архитекторов. Это не удивительно, так как искусство организации осмысленной, целенаправленной и управляемой жизненной среды существует в Китае уже несколько тысячелетий. Основные принципы этого искусства нашли свое отражение уже в первых архитектурных и градостроительных канонах Древнего Китая. Поначалу это были трактаты, в которых содержались правила планировки и застройки городов. К числу наиболее известных трактатов, дошедших до нас, относится трактат Мэнцзи (370 — 290 гг. до н.э.), в котором содержится много рекомендаций по планировке городов и строительству зданий и сооружений различного назначения, впоследствии нашедших свое отражение в других, более поздних, документах. Практически все эти документы пронизаны издревле существовавшими в Китае культами неба, земли, гор, ветра, огня и других естественных сил и явлений природы. Наиболее четкое выражение все эти культы получили в китайской геомантической* системе фэн-шуй. * Геомантика — древняя эзотерическая дисциплина, представляющая собой комплекс методов оценки комфортности данного места для застройки. Название «фэн-шуй» берет свое начало из древнекитайского быта, когда для человека самыми важными силами, действующими в природе, были ветер (фэн) и вода (шуй). Слово «фэн» ассоциировалось с потоком энергии, который, как ветер, постоянно проносится над головами людей, принося им новые ощущения и информацию о надвигающихся хороших или плохих событиях, явлениях. Слово «шуй» означает воду, которая питает землю и указывают человеку на места, удобные или неудобные для строительства и создания среды обитания. Китайские мастера выработали сложные расчеты для оценки взаимодействия этих факторов и изменения качества этого взаимодействия во времени. Фактически ни одно строительство вплоть до XIX в., а в некоторых районах Китая — и в наши дни, не начинается без консультаций со специалистами в этой области, что говорит не только о силе традиций, но, видимо, и о том, что применение данных расчетов приносит ощутимые практические результаты в повседневной жизни. Способы практического применения принципов фэн-шуй содержатся в древних текстах «Ли-Цзи» («Книга ритуалов»). В этой книге на фоне мистифицированных древнекитайских ритуалов в описательной, а иногда и в художественной форме даются рекомендации по улучшению тех или иных характеристик различных архитектурно-строительных объектов: храмов, фортификационных сооружений, торговых заведений, жилища (рис. 1.11). Эти рекомендации послужили мощным толчком в изучении наиболее благоприятных мест и условий для строительства императорских дворцов и храмовых комплексов. Богатые земледельцы стали прибегать к советам мастеров фэн-шуй при планировке и строительстве собственных домов и владений. Мудрецы и философы, многие из которых сочетали в себе достоинства государственных деятелей, врачевателей, астрологов, познавая принципы фэн-шуй, становились первыми пропагандистами этого «искусства строить, используя природную энергетику окружающей среды». При этом начинают фигурировать такие критерии, как ориентация дома относительно сторон света, высота сооружения, наличие водоемов или проточной воды, местные погодные условия, ландшафт, энергетика применяемых материалов и другие факторы, послужившие, очевидно, основанием для составления выпущенного более 800 лет тому назад «Свода законов и установлений по строительству». В этом документе впервые был сформулирован ряд требований по координации и регулированию важнейших положений в сфере архитектурного проектирования и строительства. В современном изложении эти требования можно представить как запрет на внесение каких-либо изменений в проект после того, как начались строительные работы; необходимость установления порядка строительства и правил его финансирования; утверждение положений об обязательном контроле производства всех строительных работ, об ответственности автора проекта за качество построенного здания (вплоть до смертной казни) и т.д. Из 70 разделов «Свода законов и установлений по строительству» 27 посвящены вопросам сугубо архитектурным: для жилищного строительства определяется девять типов зданий и сооружений для представителей различных со- Рис. 1.11. Иллюстрация из древнего текста «Ли-Цзи», выполненная на шелке, служившая своеобразным руководством по выполнению различных строительных процессов, регулируемых автором проекта (он же — застройщик и инвестор) циальных групп населения; даются рекомендации по установлению пропорций зданий, их объемно-пространственным решениям, размерам отдельных помещений и архитектурных деталей, цветовому решению фасадов, типу и цвету черепицы для кровли, отделке помещений и оборудованию. Кроме того, имеются разделы, излагающие требования к конструктивным деталям и элементам, методам производства работ, строительным материалам, организации и оборудованию строительной площадки и т.д. Столь тщательно отработанная система ограничений и рекомендаций в строительстве гражданских зданий может рассматриваться не только как документ, суммирующий многовековую проектно-строительную теорию и практику, но и как показатель высочайшей культуры государственного управления комплексом функциональных, технических и экономических факторов, в большей или меньшей степени влияющих на качество архитектурных объектов. Отсутствие каких-либо других прямых указателей дает основания считать, что сформулированные в «Своде законов и установлений по строительству» полномочия разработчика проекта можно рассматривать как первую попытку описания форм его ответственности не только за проектное решение, но и за внешний вид и функциональное соответствие выстроенного по его проекту здания. Об этом, в частности, свидетельствуют записи об ответственности автора проекта за строительство безопасного жилья, канализацию района застройки, устройство проездов и пешеходных тротуаров, непременное обеспечение каждого жилища солнечным светом и др. По форме общее управление качеством проектных и строительных работ, как и контроль выполнения всех требований и нормативных положений по архитектуре и строительству в Китае, осуществляет палата Гунбу (аналог европейских министерств строительства). На самом деле такой контроль осуществляют независимые высокооплачиваемые чиновники, решения которых являются обязательными и нередко материально обременительными для строителей и архитекторов, так как несоблюдение нормативных требований со стороны архитектора или неточное выполнение проектных решений строителями влечет за собой крупные денежные штрафы или лишение лицензии на производство данного вида работ. Особенно тщательно контролируется увязка проекта, независимо от его масштаба, назначения и объемно-пространственного решения, с местной спецификой природного окружения (имеется в виду изначальная нацеленность на его максимальное сохранение и использование элементов природы в архитектуре зданий и их комплексов). Возвращаясь к строительству Великой китайской стены, следует заметить, что при ее подготовке и возведении учитывались все тонкости, изгибы и перепады рельефа, вплоть до стремления сохранить крупные растительные массивы и даже отдельные деревья. Древнекитайское учение фэн-шуй, японская наука «шунгсоя», «волшебные дороги» Ирландии и Рима, многие обряды русских северных народов -все это средства и возможные пути восстановления разорванных связей человека с природой (см. подразд. 3.7). Для древнекитайских естествоиспытателей характерна исключительная тщательность в фиксации того, что они наблюдают. В значительной степени благодаря этому мы сегодня имеем достаточно четкое представление о принципах фэн-шуй и можем использовать их в работе над новыми проектами, каждый из которых в той или иной степени вступает в контакт (а чаше всего — в противоречие) с силами и элементами природы. Творения рук человеческих стали доминировать над ландшафтом, и в этих условиях архитектура приобретает все большее значение в процессе создания комфортной, гармоничной и экологически чистой среды быта, труда и отдыха человека.
|