Этенко В. П.
УПРАВЛЕНИЕ
Э896 Управление архитектурным проектом: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Этенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352с. ISBN 978-5-7695-3858-2 Обобщен исторический и современный опыт менеджмента в архитектурно-строительной отрасли на примерах наиболее известных сооружений различных стран мира, построенных в разные периоды развития архитектуры. Изложены методологические основы правовых, нормативных, градостроительных, организационных и социально-психологических аспектов управления архитектурным проектом на стадиях его предпроект-ной подготовки, проектирования и реализации проекта в строительстве. Для студентов высших учебных заведений. УДК 624(075.8) ББК 38я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается ©Этенко В.П., 2008 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 » с Должно быть известно архитекторам, чтобы, прежде чем приступить к сооружению зданий, они приняли меры против возникновения спорных дел и не оставляли их домохозяевам по завершении постройки и чтобы при составлении договора могли быть предусмотрены интересы как нанимателя, так и подрядчика. Потому что если договор будет написан со знанием дела, то и тот и другой выполнят взаимные обязательства без обмана. Витрувий Марк Полион ПРЕДИСЛОВИЕ Архитектура — одно из самых древних и значительных по своему воздействию искусств. Сила ее социальной значимости и убедительность художественных образов умножается постоянным и ненавязчивым воздействием на человека, так как он всю свою жизнь проводит в среде, основу которой составляют сооружения, созданные самим же человеком. Вместе с тем создание архитектурных произведений требует серьезной профессиональной и организационной подготовки, больших затрат труда, материалов и человеческих ресурсов. Отсюда — требование целесообразности, которое неизменно предъявляется к произведениям архитектуры, ставя ее в зависимость не только от социальных факторов, господствующей идеологии, художественной моды, но и от тех экономических и технических возможностей, которыми располагает общество. Прежде всего это необходимость контроля общества за целесообразным выполнением любого проекта, управления его развитием во времени и в пространстве. Такой контроль осуществляется в той или иной форме с того самого времени, как человек начал строить различные сооружения. В процессе эволюции архитектуры совершенствовалась и методика управления ее развитием. Эта общая тенденция привела к тому, что со временем стало зарождаться новое направление, объединяющее архитектурно-строительную отрасль с предпринимательской деятельностью в единое, взаимосвязанное производство -архитектурно-строительный бизнес. Это совершенно новый вид деятельности, в котором кроме целеполагаю-щего творческого начала в решении основного функционального, конструктивного и художественного замысла архитектурного произведения необходимо также присутствие организационно-управленческих действий, позволяющих определять источники и необходимые объемы финансирования, подбирать исполнителей, подготавливать и заключать контракты, определять сроки выполнения проекта, производить анализ затрат, планировать и учитывать риски и др. Роль такой деятельности в современных условиях возрастает в связи с происходящей в обществе сменой ценностных установок и соответствующей ей смене образных характеристик архитектуры. Кроме того, происходит заметное изменение правовых, законодательных, градостроительных, земельных отношений, что также требует адекватной реакции в деле архитектурного проектирования и соответствующих организационных процедур, сопровождающих проект. Все эти изменения направляют организацию архитектурно-проектного дела на развитие рыночных взаимоотношений между основными участниками проекта: заказчиком, проектировщиком и подрядчиком. Это, в свою очередь, приводит к появлению новых форм организации архитектурно-проектной деятельности, когда наряду с привычными для прежних поколений архитекторов государственными научно-проектными организациями стали энергично заявлять о себе приватные проектные бюро и мастерские. Такие средние и малые архитектурно-проектные организации ориентируются не на массового потребителя, а удовлетворяют спрос сравнительно небольшой, так называемой элитной, части населения в архитектурно-строительной сфере. Вместе с тем именно эта сфера в силу своей творческой специфики до сих пор остается вне рамок государственной системы управления, что начинает сказываться на общем уровне архитектуры в стране, поскольку требования этой элитной части населения не всегда совпадают с принципами и нормами современной культуры вообще и архитектуры как ее элемента — в частности. Все это привело к возникновению социального заказа на подготовку нового типа архитектора, способного работать не только в качестве свободного, творческого профессионала, но и в качестве специалиста, владеющего высокой наукой общения, убеждения, понимания, знающего и умеющего учитывать в своей деятельности требования современной архитектурно-проектной и строительной практики. Необходимость активации такого заказа означает, что традиционные методы подготовки специалистов в высшей архитектурной школе требуют некоторой корректировки, которая позволит повысить степень адекватности квалификации архитектора современным, а в некоторых случаях и перспективным требованиям общества. Представляется целесообразным в целях повышения эффективности взаимодействия между архитектурной школой и строительной практикой акцентировать внимание студентов на функциях менеджмента в архитектуре, «укладывающихся» в специальной дисциплине — «управление архитектурным проектом». Сущность этой дисциплины заключается в обучении искусству формирования архитектурного проекта как реального выражения творческой идеи зодчего на всех стадиях его развития — подготовке предпроектной документации, проектирования, строительства. Основой такого подхода должно стать знание и умение применять современные методы и технику управления для достижения целей проекта по составу, объему работ, стоимости, времени и качеству. Освоение дисциплины «Управление архитектурным проектом» создаст условия, при которых архитектор-менеджер уже на студенческой скамье получит не только четкое представление о том, что нужно делать для создания современного архитектурного произведения, но и не менее четкое понимание того, как этого можно добиться в процессе проектирования и реализации проекта, применяя методы и приемы организации, контроля, регулирования в развитии проекта во времени, добиваясь эффективных профессиональных решений от^всех участников проекта. t В современной российской проектно-строительной практике менеджмент начал формироваться в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в очень сжатые сроки. При этом в значительной мере были унаследованы черты прежней административно-командной системы. Это вполне естественно, так как многие отечественные институты, использующие новые организационно-правовые нормы, образованы на базе прежних советских организаций и предприятий. Большинство ключевых постов в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время, поэтому вполне объяснима их приверженность прежним методам и подходам в управлении. Но даже при наличии такого наследства (а, может быть, именно благодаря ему) наша архитектурно-проектная и строительная практика вплотную подошла к необходимости внедрения системы современных принципов менеджмента (от англ, management — совокупность методов, средств и форм управления) в этой сфере человеческой деятельности. Практика свидетельствует, что полноценному включению в эту систему архитектурного проектирования препятствует целый ряд особенностей современной российской действительности, в том числе: • преобладание в государственных проектных организациях вертикальных, • наличие унаследованных командных систем во многих современных про • слабое знание и учет менеджерами в своей деятельности федеральных, • отсутствие знаний о менеджменте как о науке управления; только малая Перечислена лишь незначительная (но с нашей точки зрения, наиболее существенная) часть факторов, усложняющих внедрение в отечественную практику широко развитой в западных странах системы менеджерской службы. К тому же в процессе предпроектной подготовки, проектной разработки и последующей реализации проекта в строительстве архитектору, ведущему проект, приходится выполнять самые разнородные функции: организация и планирование деятельности проектного коллектива; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль выполнения заданий по критериям качества, времени и средств; работа с отчетами; проверка и оценка результатов работы; ознакомление с новинками в отечественной и мировой архитектуре, технике, технологии; выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений и т.д. Выполнение всех этих и многих других видов работ характеризуется высокой степенью разнообразия (по подсчетам американских ученых — до 200 видов действий в день) как форм самих этих действий, так и необходимых для этого контактов и коммуникаций, быстрой сменой событий, людей и действий. Чтобы соответствовать этим изменениям, менеджер должен постоянно корректировать содержание целей проектирования того или иного сооружения в соответствии с рыночной конъюнктурой, требованиями заказчика, меняющимися материально-техническими возможностями и т.д. Сложность заюп чается прежде всего в том, что архитектор-менеджер в отличие от других участников проекта не только формулирует, устанавливает и корректирует це; но и обеспечивает условия достижения требуемых изменении. В связи с этим одной из важных и, может быть, наиболее сложных функций менеджера архитектурного проекта является умение работать с коллекти вом обеспечивать его единство, сопричастность сотрудников к работе, их заинтересованность в достижении целей проекта. Для этого надо уметь правильно и справедливо поощрять людей, превращать любую рутинную работу в творческую в увлекательный процесс с элементами игры, отыскивать нестандартные подходы и неизвестные раньше грани при принятии того ил иного проектного решения. Архитектор-менеджер должен быть не только хорошо профессионально подготовленным и высоко образованным специалистом. Прежде всего он должен быть творческой личностью. Более того, кроме уверенности в своих собственных творческих способностях он должен также верить и ценить такие способности в других, уметь их выявлять и эффективно использовать в РеСНХач£т°ае этому должны закладываться уже в период обучения в высшей архитектурной школе, где студенту должны прививаться способности быть н стойчивым в достижении целей, постоянно испытывать потребность в совершенствовании принимаемых решений, уметь достойно оценивать традици, разумно их использовать или - в случае необходимости - порывать с ними, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически внедряя их в свою проектную практику. Архитектор - руководитель проекта (менеджер) - должен помнить, что ему предстоит работать с группами различных специалистов и он должен уметь поощрять свободное выражение идей и непрестанно учиться у своих коллег, независимо от их административного положения. Для архитектора-менеджера важно также обладать способностью оперативной обработки необходимой информации, «с лёта» усваивать и увязывать вновь приобретаемые знания со старым «багажом», быть способным учиться как на работе так и вне ее, повышая собственную компетентность, стараясь избегать при этом однобокой специализации. Архитектор вообще и архитектор-мене, жер в особенности, не должен забывать, что для профессионала учеба всегда начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. Исходя из стремления предоставить начинающему архитектору возможность в процессе своей деятельности профессионально и грамотно решать во проблемы, понимая при этом управление в сфере архитектуры как Функционально технически и эстетически целесообразное регулирование соотношения пространства и массы, в настоящий учебник включен материал, в i ром автор последовательно раскрывает вопросы эволюции методов и и управления архитектурным проектом на различных этапах развития миро зодчества методические основы современных форм управления архитектурным проектом; практические функции управления конкретными свойствами проектируемых объектов по важнейшим критериям их качества на всех стад* ях существования проекта и его реализации. с Такая структура учебника позволяет не только познакомить студентов с основными методическими принципами менеджмента в архитектурно-строительной сфере, но и проследить развитие этих принципов в процессе становления архитектуры на различных этапах эволюции общества, его социальных и культурных институтов. Кроме того, материал учебника направлен на способствование приобретению привычки анализировать, которая развивает способности синтеза и является одним из фундаментальных критериев высшего образования, характеризующих специалистов, способных создавать новое. Изучение материалов, представленных в данном учебнике, поможет архитектору в освоении особого чувства пространственного и временного видения архитектурных произведений и четкого представления того, что должно быть сделано, чтобы объект был выполнен качественно, в заданные сроки, выглядел максимально адекватно времени и, безусловно, представлял собой нечто новое в архитектуре, имеющее общественное значение. /
Глава 1
|