Синтез античных и восточных элементов как новый шаг в эволюции управления развитием архитектуры
Небольшой город Византию, заложенный греками как центр колонизации, император Константин в 330 г. превращает в новую столицу Римской империи -- Константинополь. После разделения Римской империи (395 г.) Константинополь становится столицей новой Восточно-римской империи. Считая себя наследниками достижений античного Рима, византийские правители стремились к утверждению могущества своей страны и вкладывали огромные средства не только в восстановление разрушенных войнами культо-1 вых и других сооружений, но и в строительство новых. Возводятся великолеп-1 ные сооружения, призванные укреплять авторитет государства и церкви: храмы, дворцы, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. При этом перед зодчими ставилась задача создания совершенно новых композиций, основанных на новых конструктивных системах, новых материалах и новых подходах к организации всего архитектурно-строительного процесса. Решая эти проблемы, византийская архитектура прошла в своей эволюции три периода: • ранневизантийский (V—VIII вв.) — становление купольных конструкций • средневизантийский (VIII —XIII вв.) — появление и выработка крестово- • поздневизантийский (XIII—XV вв.) — отказ от монументализации храмов Изменения в архитектурно-строительной сфере, новые композиционные и конструктивные решения требовали и нового подхода к организации и управлению этими процессами. И византийские архитекторы не «ударили лицом в грязь» — именно в этот период эволюции архитектуры был решен целый ряд технических и конструктивных проблем, и эти решения на долгие годы вошли в архитектурную практику многих стран мира. Так, стены зданий возводились из кирпичной кладки на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича -- цемянки. Кирпич имел вид тонкой и широкой пластины (размером примерно 35 х 35 х 5 см) - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали влагу -и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича получила впоследствии название византийской. Этот технический прием положил начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладки с чередующимися светлыми и темными полосами облицовок. Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением так называемого вороба — приспособления в виде рейки (или веревки) постоянной длины, закрепленной одним концом в геометрическом центре пролета, а другим концом отмечалось положение каждого последующего ряда кладки. Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов к парусному своду, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, т. е. форму, близкую к полному куполу. ч Но между сводами Римской империи и сводами Византии существует и принципиальное различие: первые, по существу, отлиты, вторые — сложены; первые являются искусственным монолитом из щебня, вторые — сооружениями правильной кладки со штукатуркой или без нее; первые нуждаются в опалубке в виде кружал, вторые — возводятся на кружалах только в исключительных случаях и отвечают постоянному стремлению восточных зодчих строить перекрытия без вспомогательных лесов. Все это является свидетельством поисков новых, более рациональных и более эффективных (нельзя забывать об экономических интересах заказчика) решений и в архитектурной композиции сооружения, и в его конструктивной реализации. Результатом этих поисков, регулируемых и направляемых архитекторами и конструкторами, явилось сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения к круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса 'и сокращением числа опор. На этой основе были разработаны многие композиции христианских культовых сооружений. Наиболее крупным и известным стал собор святой Софии в Константинополе, который был заказан зодчим Исидору Милетскому и Анфимию Траллскому как идеологический центр огромной империи, способный своим великолепием затмить римский Пантеон. Здание собора, запроектированное и осуществленное этими архитекторами (около 530 г.), размером в плане 75 х 72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры, каждая из которых имеет размер в плане 5,3 х 7,5 м (рис. 1.38). Рис. 1.38. Аксонометрический разрез (а) и план (б) собора святой Софии в Константинополе. Архитектор Анфимий из Тралл и Исидор из Милета В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном — мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. Обширное пространство главного нефа отделяется от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам перспектив внутреннего пространства. Собор пронизывается лучами света от расположенных вверху окон, благодаря чему гигантский купол кажется парящим в воздухе, так как проникающий сквозь частые окна барабана свет как бы дематериализует его простенки. Этот пример свидетельствует о том, что одним из наиболее существенных конструктивных достижений византийской архитектуры явилась разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода (рис. 1.39). Для современного архитектора совершенно очевидно, что парусный свод представляет собой сферическую поверхность, образованную путем пересече-1 ния полусферы под прямым углом четырьмя вертикальными плоскостями. При пересечении полусферы горизонтальной плоскостью, касательной к вершинам вертикальных арок, образуется круг, который и служит основанием для [ опирания купола. Благодаря образованным таким образом четырем сферическим треугольникам-парусам вертикальная нагрузка от основания купола распределяется в сводах и собирается в четырех опорных точках. Однако не все так понятно было в то время, когда эта конструкция только-только зарождалась. Вначале купол ставился непосредственно на паруса и под-пружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический барабан; применялся еще целый ряд промежуточных экспериментальных решений. Так или иначе, но эта конструктивная схема позволила освободить интерьер от громоздких стен и расширить внутреннее пространство. Той же цели пространственности интерьера служит и прием подпирания подпружных арок полуколоннами, создающими вместе с куполом единое пространство, часто достигающее огромных размеров. Этот прием использования пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволил свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию трудовых и материальных ресурсов и явился одним из выдающихся достижений византийских архитекторов. Кроме того, он представляет достаточно наглядный пример последовательной организации проектно-строительного производства, целеустремленно направляемого на выполнение заданной цели. В целом можно без преувеличения » ( руктивное совершенство, использование контрастных эффектов, декоративная мощь доведены до предела благодаря четкому управлению архитектурно-строительными процессами на всех этапах создания этого объекта. Примечательно, что именно в этом сооружении слились воедино классические традиции греко-римской ордерной системы и тонкое художественное чутье восточных архитектур. Недаром Огюст Шуази в своем знаменитом многотомнике по истории архитектуры очень точно отмечает, что в истории архитектуры нет другого примера, где гений Рима и гений Востока объединялись бы в более поразительном и гармоничном ансамбле [33]. Несмотря на сложную многовековую историю «жизни» собора, на то, что многие документальные свидетельства утрачены, вряд ли можно ставить под сомнение вопрос о том, что создание этого архитектурного сооружения осуществлялось под жестким контролем его заказчиков. Это подразумевает необходимость высокой теоретической подготовленности авторов этого произведения, на опыте которого впервые был применен целый ряд совершенно новых для того времени приемов и конструкций, ставших классическими и применяющихся до настоящего времени. Тем более, что сами авторы собора -зодчие Анфимий и Исидор — были совсем не чужды теоретических посылок в своей работе. Известно, что Исидор был автором комментария к книге Герока Александрийского «О конструировании сводов», а Днфимий написал трактат «О парадоксах механики», в котором подробно рассматриваются приемы возведения сводов и куполов без применения дорогостоящих лесов.
|