Состояние проблемы
Истинный смысл того или иного выдающегося архитектурного сооружения, как правило, воспринимается на подсознательном уровне, когда мы интуитивно или на основе дошедшей до нас информации понимаем, кем был создан этот памятник, в какое время, для кого и с какой целью. В большинстве случаев для нас очевиден мемориальный смысл этих сооружений, подтверждаемый их величиной, прочностью, конструкциями, декором и т.д. Независимо от назначения всякое выдающееся архитектурное сооружение отражает зрительное и эмоциональное воздействие этого памятника на людей. Когда мы стоим перед храмовым комплексом Мохенджо-Даро в Индии, обозреваем римский Колизей или проходим по дороге Великой китайской стены, мы не можем не ощущать их воздействия на нас. И тогда мы поневоле задаемся вопросом: что же имели в виду их строители, приступая к созданию этого объекта, какие цели были перед ними поставлены, какие средства, материалы, технические и организационные приемы и методы были использованы для достижения этих целей? История свидетельствует, что не во всех случаях следует говорить об укреплении престижа или о мемориальных задачах. Многие великие произведения провозглашают смену эпох или появление новых династий: огромные египетские пирамиды знаменуют собой начало Древнего царства, Колизей — вступление на императорский престол Флавиев, Великая китайская стена берет свое начало в период становления императорской династии Шихуанди. Древние технологические достижения, как правило, окутаны аурой могущества и тайны, но их постепенное раскрытие позволяет нам понять многие секреты создания того или иного произведения независимо от того, является ли оно миниатюрной бронзовой статуэткой Великого царя из дворца в Персе-поле (Иран), датируемой 515 — 450 гг. до н.э., или Большим сфинксом в Гизе (Египет), сооруженным ориентировочно в 2500 г. до н.э. Говоря об этих проблемах, Зигфрид Гидеон в своей книге «Пространство, время, архитектура»* пишет: «Архитектура самым тесным образом связана со всей жизнью данной эпохи. Все в архитектуре — от предпочтения, отдаваемого определенным формам, до выбора определенных архитектурных заданий - * Гидеон Зигфрид. Пространство, время, архитектура / Зигфрид Гидеон; сокр. пер. с нем. — 2-е изд., испр. — М.: Стройиздат, 1977. __!________________________________ и^^^^^^- ________ отражает условия времени, к которому она относится. На архитектуру влияют самые различные факторы: социальные, экономические, научные, технические, этнические. Истинный характер исторической эпохи всегда проявляется в архитектуре независимо от того, используются ли новые формы выражения или имеет место подражание прошлому. Мы узнаем по зданиям и сооружениям характер эпохи так же легко, как почерк друга, даже при умышленном его изменении. Архитектура дает безошибочное представление о том, что действительно происходило в определенный период». Если мы хотим узнать, каким образом мы пришли к сегодняшнему пониманию архитектуры и хотим четко представлять, что нужно предпринимать для того, чтобы добиться конкретных целей при создании конкретного проекта, то мы должны разобраться в архитектурном наследии прошлого. При этом важно понимать, что историки в большинстве случаев подробно анализируют архитектурные формы изучаемого объекта, не затрагивая, как правило, проблемы их проектирования, организации и методов создания. Вместе с тем анализ направлений архитектурного мышления в тот или иной период эволюции зодчества позволяет почти пророчески предсказывать не только возможные архитектурные решения, но и условия их реализации, что, в свою очередь, дает возможность представить методы и приемы, позволяющие управлять направлением развития архитектурного объекта. Очевидно, что секрет успеха любого архитектурного проекта основан на трех факторах: наличие заказчика, умеющего оценить значение творческого вклада мастера; наличие самого зодчего, который своим творчеством и личным обаянием способен пробудить интерес не только заказчика, но и всех участников проекта и, наконец, существование окружения, подготовленного к восприятию нового. Отсутствие любого из этих факторов может свести на нет усилия, направленные на регулирование качественных показателей проектируемого объекта. Примерами, подтверждающими это, могут служить работы Ле Корбюзье (в руках которого аморфный грубый бетон приобретает признаки естественного камня, усиливающие пластическое выражение творческих идей зодчего), Мисс Ван дер роэ (многие работы которого служат примером перехода от ремесленных методов строительства к индустриальным) или Алвара Аальто (который заставил стандарт служить эмоциональной стороне зодчества). Но как эти мастера, работавшие в эпоху активных поисков нового в архитектуре и не находившие своим творческим проявлениям поддержки окружения, так и многие другие выдающиеся зодчие, трудившиеся в разных условиях, в разное время, понимали огромное значение управления для архитектуры, четко осознавая, что без соблюдения особых правил, устанавливаемых обществом, реализация их творческих идей практически невозможна. Что же это за правила, можно ли их представить в виде некоторой системы требований и условий, выполнение которых, с одной стороны, может способствовать эффективности архитектурного творчества, а с другой — признанию и поощрению со стороны общества? Попробуем найти ответы на эти вопросы, проследив развитие проблем, стоявших перед архитектурной практикой в разное время и в разных исторических, социальных, технических, экономических и технологических условиях. В интересах наиболее объективного и методически связного рассмотрения проблем, характеризующих приемы управления архитектурными проектами, в данной книге приведены примеры выдающихся архитектурных произведений независимо от временных рубежей и территориальной принадлежности. Такой подход представляется наиболее продуктивным, поскольку в любом случае ясно, что все рассмотренные объекты являются символом технологических достижений своей эпохи.
|