Периодизация истории брачно - семейного права
В православном мире государственно - церковные отношения строятся на единственно правильной идее союза - «симфонúи» церкви и государства. Эту идею пытались осуществить отчасти Византия и Россия допетровских времен. Суть симфонии составляет взаимное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Церковь и государство существуют в таком единстве, как душа и тело, образуя единый живой организм. Церковь и государство имеют свои особые и различные функции и помогают друг другу в борьбе за общее благо. Государство правит, но не вмешивается в церковные вопросы, не определяет догматы веры, не занимается насильственным навязыванием православия. Православный царь должен хранить чистоту веры и народ православный от соблазнов. В православном царстве ни один закон не имеет силы, если он противоречит церковным канонам. Православная церковь не должна обладать государственной, светской властью, исходя из принципа: «богу богово, кесарю кесарево». Но она дает земной царской власти духовный авторитет, который позволяет подданным повиноваться такой власти не за страх, а за совесть. Церковь соблюдает повиновение государственной власти, подает благие советы ей в мирских делах, имеет право «печалования», то есть ходатайства за лиц, невинно пострадавших или слишком сурово наказанных светской властью, и может обличать властителей. Оружие церкви - не меч, ни интриги, а совесть, наставление, обличение и отлучение от церкви.
Лекция № 1. История брачно - семейного права до - христианского периода Вопрос о происхождении и развитии семьи весьма сложный и дискуссионный. Одни авторы выдвигают гипотезу первоначального существования беспорядочных половых отношений (промискуитета) и группового брака, хотя и оговариваются, что существование беспорядочных отношений полов предполагается для самой ранней эпохи существования человечества - периода стадного состояния, при котором родство не сознавалось. Между тем как другие считают, что первобытный человек жил либо полигамией (многобрачие), либо моногамией (единобрачие). Это несогласие ученых по самым основным вопросам о происхождении семьи - лучшее доказательство того, что к выводам их надо относиться с большой осторожностью. Поэтому, опираясь на свидетельства древнего права и древних писателей о семье вавилонян, египтян, индусов, евреев, китайцев, греков, римлян, германцев, славян мы будем рассматривать историю брачно - семейного права до-христианского периода с патриархальной семьи, основанной на подчинении членов семьи власти отца (домовладыки).
Периодизация истории брачно - семейного права Историю брачно-семейного права целесообразно рассматривать не только по отдельным государствам, народам, но и в качестве отрасли права. Универсальная периодизация истории брачно - семейного права для всех народов, государств невозможна. На развитие брачно - семейного права большое влияние оказала религия. Ни одна религия не относится безразлично к браку. Брак у культурного народа рассматривается как союз религиозный, подчиняющийся правилам религии. У христианских народов на развитие брачно - семейного права оказала христианская религия, для которой семья всегда была предметом особых забот и попечения. Для христианских народов возможна следующая периодизация истории брачно - семейного права. История брачно - семейного права христианских народов европейской цивилизации может быть разделена на следующие периоды: 1. Брачно - семейное право до - христианского периода. 2. Брачно - семейное право христианского периода - брачно семейное право католической, православной и протестантской церквей. 3. Брачно - семейное право периода секуляризации брака, подчинения его гражданскому закону и перехода к гражданскому браку после французской революции конца XVIII в. 4. Брачно - семейное право в 1917-1945 годах. 5. Брачно-семейное право после второй мировой войны, которое с середины XX века переживает так называемую сексуальную революцию.
|