Введение. «История Новгорода составляет любопытнейшую часть всей древней российской»1, — писал Н
«История Новгорода составляет любопытнейшую часть всей древней российской»1, — писал Н. М. Карамзин. Ряд обстоятельств определил крупный вклад Новгорода в (С XIII века особое значение для русских земель приобрела оборона западных рубежей. Успешно решая эту задачу, Новгород выполнил миссию, важную для будущей России. Ее право именоваться европейской державой, ее право на выход к Балтийскому морю впервые было заявлено и героически отстаивалось именно Новгородом. Но не только силой оружия в столкновениях с Ливонским орденом, шведами и датчанами доказывал Новгород свою принадлежность к Европе^7 Не меньшее значение имели его постоянные и тесные'Торговые связи с городами средневековой Прибалтики, Швеции, Германии, Фландрии. Это был плодотворный обмен и взаимовыгодное сотрудничество, внесшие огромный вклад не только в развитие материальной культуры обеих сторон, но и в выработку форм, в том числе правовых, международных отношений на основе общности интересов и традиций, близости уровня социально-экономического, политического и правового развития. Новгород несколько веков был связующим звеном между русскими землями и Западной Европой, центром экономического и 1 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VI. СПб., ДО. С. 84. культурного обмена1. И в эпоху, поставившую с критической остротой проблему единой Европы, нельзя не вспомнить с благодарностью вклад Новгорода, наряду с ганзейскими городами, в историческое формирование европейского сотрудничества. Новгород — единственная русская земля, не пережившая татарского нашествия и почти не затронутая татарским игом. Болота ли, холода, усталость ли ордынски* ханов или гордость новгородцев уберегли его от покорения, факт остается фактом: внутренняя жизнь Новгорода, за исключением избрания своим князем того, кто получал в Орде ярлык на великое княжение, и время от времени уплаты тамги, иногда под давлением того же князя, не подверглась влиянию завоевателей. Это способствовало эволюции древней русской культуры, в том числе политической и правовой. Не случайно именно в Новгороде сохранились многие древнейшие памятники русского права, прежде всего Русская правда. В Новгороде же удержались и получили своеобразное развитие в условиях падения великокняжеской власти в Киеве и последовавшей феодальной раздробленности традиции политической жизни Киевского периода.) Мы привыкли говорить о Киевской Руси. Некоторые специалисты по русскому средневековью на Западе (А. Экк, М. Шефтель) говорят о Новгородско-Киевской Руси, новгородско-киевской цивилизации2. Отнюдь не отказываясь от традиционного термина, четко определяющего древнейший период истории России, которому на смену пришла феодальная раздробленность, отметим, однако, рациональное зерно в таком подходе. Уникальное место Новгорода в русской истории и исключительный интерес к нему определяются, главным образом, сложившейся там формой государства. Это была первая и самая крупная республика в истории России. Республиканские учреждения Пскова и Вятки при всем их своеобразии в немалой мере следовали новгородскому образцу. Новгород обогатил нашу историю государства и права и в более широком смысле — нашу 1 См.: Покровский В. С. Договор Великого Новгорода с Готландом и немецкими городами 1189—1195 гг. как памятник международного права//Правоведение. 1959. № 1. С. 90—100. 2 См.: Eck A. Le moyen age Russe. Paris, 1938. P. 1, 8; Szeftel M. Russian Institutions and Culture up to Peter the Great. London, 1975. P. IV, 375. социальную и политическую историю развитыми, хорошо продуманными, удивительно^ стабильными институтами республиканского правления/унаследованные от родового строя, от периода перехода к государственности, они приспосабливались к складывавшемуся феодализму и стали способом обеспечения гегемонии бояр. Но/при последовательно феодальном характере власти политический строй Новгорода создавал постоянные возможности для непосредственного участия народа в делах управления, совершенно несравнимые с тем, что наблюдалось в княжествах, он воспитывал чувство гражданственности и гордости положением жителя вольного города, вовлеченности в общую жизнь земли и тем самым содействовал росту общей и политической культуры. Успехи Новгорода в торговле, строительстве, ремеслах, распространении грамотности неотделимы от его политического строя, основанного на борьбе и сосуществовании различных социально-политических сил, на выборности и смене по желанию граждан всех должностных лиц, их подотчетности и подсудности народному собранию. Несмотря на бурную, кажущуюся подчас беспорядочной политическую жизнь, эти.чпринципы прочно вошли в сознание и быт новгородцев) Видимо, именно это имел в виду А. С. Пушкин, отличавшийся поразительным проникновением в суть национальной истории: «Новгород на краю России и соседний ему Псков были истинные республики, а не общины (communes), удаленные от Великокняжества и обязанные своим бытием сперва хитрой своей покорности, а потом слабости враждующих князей»1. После Новгорода и пережившей его на десять с небольшим лет Вятки Россия не знала республиканского правления вплоть до Февральской революции 1917 года. Вольный Новгород пал в борьбе с самодержавной Москвой, и противоположность их политических систем придавала особую остроту и живописность конфликту, заставляя иногда забывать, что коренной причиной его были не различия в формах правления, а отношение к объединению Руси, что сталкивались не монархия и республика, а центростремительные и центробежные силы, сторонники образования единого русского государства и защитники феодальной раздробленности и сепаратизма. 1 Пушкин А. С. Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1958. С. 621. Судьба Новгорода в русской общественной мысли и исторической литературе России и Запада Мимо новгородской темы не прошел ни один крупный историк России. Более того, судьба вечевой республики волновала общественное мнение и нашла отражение в русской художественной литературе, публицистике и политической мысли1. С XVIII века в русской дворянской историографии и литературе складывалась традиция интерпретации новгородских политических институтов с воинствующе монархических позиций. В. Н. Татищев считал, что абсолютная монархия была установлена в России Рюриком. Республиканские обычаи Новгорода изображались им как узурпация прав древнерусских князей, якобы являвшихся «самовластными монархами»2. Вскоре после выхода в свет «Истории Российской» В. Н. Татищева, но еще до публикации «Записок касательно российской истории» Екатерины II, в Копенгагене на французском языке была издана небольшая книжка «почетного советника ее Величества императрицы всея Руси» И. Г. Лизакевича «Краткий очерк истории Новгорода»3, не замеченная позднейшими исследователями. Очерк, составленный, как говорит автор, «русским путем извлечений из русских источников», развивает монархическую традицию в русской исторической литературе применительно к Новгороду. Лизакевич связывает начало новгородских вольностей с пожалованием Ярославом Мудрым «многих льгот и изъятий из общего правила» во время посещения им Новгорода в 1036 году. И хотя он следует в этом вопросе за новгородскими источниками, ссылка на пожалования Ярослава приобретает в рамках общей монархической концепции несколько иной смысл. Для новгородцев, упоминающих мифические грамоты Ярослава и в летописях и в дого- 1 В изложении новгородского вопроса в русской юридической литературе и общественно-политической мысли XVIII—XIX веков автор пользовался консультациями С. И. Штамм и П. С. Грацианского и любезно предоставленными ими материалами. 2 См.: Татищев В. Н. История Российская. М., 1962. Т. I. С. 365, 366. 3 См.: Lizakevitz J. G. Essai abrege de I'histoire de Novgorod. Copenhagues, 1771. ворах с князьями, главное было в давности вольностей, в согласии с ними великого киевского князя. У Лизакевича на первый план выступает момент «пожалования», он объявляет своеобразие новгородского строя в истоках его производным от власти князя, которая представляется ему неограниченной. Становление республики после изгнания князя Всеволода Мстиславича в 1136 году Лизакевич воспринимает как «продолжение мятежа новгородцев», воспользовавшихся уменьшением власти великих князей и «притязавших на избрание князей по своей прихоти и изгнание их под предлогом малейшего недовольства». Последующие отношения Новгорода с князьями подаются им как показатель того, что власть князя не была прочно установлена. Что же касается вечевой свободы, то Лизакевич считает ее «часто вредной для магистратов и приводящей к большим мятежам»1. Императрица Екатерина II изложила свои взгляды на ранний период истории Новгорода в «Записках касательно российской истории» и в драме «Историческое представление... из жизни Рюрика». Она опиралась на Иоакимовскую летопись в изложении Татищева. «Екатерина II затушевывала хорошо известные по летописям факты, связанные с народными движениями,— пишет Г. Н. Моисеева. — Она пыталась замолчать о «вольностях» и древних правах новгородцев, хотя... хорошо знала договоры Новгорода с великими князьями...»2. Позиция императрицы сводится к следующему. Еще до призвания варягов в Новгороде существовала монархия. Старейшину Гостомысла, которого позднейшие новгородские источники, не менее тенденциозные, чем сочинения монархистов, называют первым новгородским посадником, она объявляет князем. Варягов-де призывают по предсмертному распоряжению Гостомысла, понимающего, что без князей, сами собою, славяне править не могут. Легендарный новгородец Вадим, восставший против Рюрика, изображен неуравновешенным честолюбцем, не выдерживающим сопоставления с мудрым и великодушным Рюриком, олицетворяющим монархическую власть3. 1 См.: Lizakevitz J. G. Op. cit. P. 10, 12—13, 16. 66. 2 Моисеева Г. Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980. С. 93. 3 См. там же. С. 96—97; Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII века. М., 1984. С. 239. Мысли Екатерины II о Новгороде получили выражение и в составленном ее секретарем А. В. Храповпцким «Журнале высочайшего путешествия императрицы Екатерины II в полуденные страны России в 1787 году»1, причем пассаж об утверждении республиканских порядков в Новгороде почти дословно воспроизводит соответствующее место из «Очерка» Лизакевича. Возможно, Храповицкий, компилируя «Журнал», воспользовался им. История Вадима представлена с монархических позиций и в поэме М. М. Хераскова «Царь, или Спасенный Новгород» (1800), в которой выступление против Рюрика уподобляется Великой французской революции, а также в пьесе А. А. Плавильщикова «Рюрик», представляющей Вадима вельможей, под флагом вольности защищающим только свои интересы. Мысль о том, что республиканские обычаи были выгодны одному боярству, что они обеспечивали ему господство над массами, ставшая характерной чертой подхода русских монархистов к Новгороду, получила у Плавильщикова очень четкое выражение: «Вельможи первенства со властию алкают, Раздора яд в сердцах народа тем питают. Вельможи рабствуют борющим их страстям. Народ порабощен строптивым сим властям, Везде славянами славянска кровь лиется — Вот иго страшное, что вольностью зовется»2. Сходную картину новгородских вольностей в момент их падения рисовал М. М. Щербатов: «Ясно видно нам, что правление новгородское тогда в такой беспорядок впало, что всякий, не повинуяся ни законам, ни обычаям, делал насилием все, что мог; бедные и слабые стенали от нападков сильных, которые не устыжалися явным образом грабить и разорять... наглость и насилие владычествовали в Нове городе». Щербатову принадлежит идея, что простой люд, уставший от своеволия бояр, сам решил просить защиты у Ивана III. «Низкий народ, хотя не продолжительно, но чувствительнейший по самой своей недальновидности к благодеяниям, первый предлагал, чтоб самодержавным Великого князя признать в Нове городе», бояре же не стали этому препятствовать, ибо «их сопротивление могло народ к пу- 1 См.: Моисеева Г. Н. Древнерусская литература... С. 97—98. 2 Подробнее см. там же. С. 161—165. щему роптанию привести, яко почитающему, что лишь для исполнения прежних своих наглостей они совершенно под власть Великого князя покориться не хотят»1. Законченное выражение монархический подход к республиканским учреждениям Новгорода нашел в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. «Опасность и вред народного правления», «польза самодержавия»— с такими критериями подходит Карамзин к истории Новгорода. Для него так же вечевые порядки — результат узурпации законных прерогатив князей (Новгород «присвоил себе власть избирать князей», «вече гражданское присваивало себе не только законодательную, но и высшую исполнительную власть»), а республиканский строй в Новгороде — синоним постоянных смут и неустройства («несогласие в делах внутреннего правления, основанного на определениях веча или на общей воле граждан, естественным образом рождало сии частые смуты, бывающие главным злом свободы, всегда беспокойной», «осторожная рассмотрительность не свойственна мятежному суду народному»)2. Легкомыслие, упрямство, ветреность — вот 'Качества, которые Карамзин чаще всего подчеркивает в новгородцах. Вероятно, придворный историк, посвятивший свой труд самодержцу, не мог писать иначе. Правда, он говорил и о гордости новгородцев, хотя всегда в связи с ее унижением, и о том, что «летописи республик обыкновенно представляют нам сильное действие страстей человеческих, порывы великодушия и нередко умилительное торжество добродетели среди мятежей и беспорядка, свойственных народному правлению». Именно утрата добродетели, доблести, воинского мужества в сочетании с разлагающим влиянием успехов в торговле и обогащения привели, по мнению Карамзина, к подчинению Новгорода Москве3. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803) Карамзин устами московского воеводы князя Холмского высказывает вслед за Плавилыцико-вым мысль о том, что только бояре пользовались в Нов- 1 См.: Щербатов М. М. История Российская. Т. IV. Ч П. СПб., 1783. С. 97, 109. 2 См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. I. СПб., 1833 С. 51; Т. III. СПб., 1892. С. 126; Т. VI. СПб., 1892. С. 83; Т. IV. СПб., 1982. С. 143, 183. 3 См.: Карамзин Н. М. История... Т. II. СПб., 1833. С 265, 312; Т. IV. С. 45—46, 151, 166; Т. VI. С. 85, 87. городе благами свободы: «Вольность!., но вы тоже рабствуете... Бояре честолюбивые, уничтожив власть государей, сами овладели ею. Вы повинуетесь — ибо народ всегда повиноваться должен, — но только не священной крови Рюрика, а купцам богатым... Привыкшие к выгодам торговли торгуют и благом народа». Правда, затем он опровергает эту мысль страстной апологией новгородской вольности, вложенной им в уста главной героини1. В раннем художественном произведении симпатии Карамзина раздваиваются более явно, чем в «Истории государства Российского». Образ Марфы в повести совсем не похож на то, что говорится о ней в «Истории...»2. Параллельно монархической оценке новгородской государственности и в полемике с ней в русской литературе развивалась республиканская традиция. Основоположниками ее были А. Н. Радищев и Я. Б. Княжнин. Интерес и симпатия противников самодержавия к вечевым порядкам естественны. Для А. Н. Радищева самодержавие — «наипротив-нейшее человеческому естеству состояние». В отличие от Татищева и Екатерины II он считает вечевую республику первоначальной формой политической жизни всех древних славян, которая в Новгороде получила наиболее яркое развитие. «Известно по летописям, — читаем в «Путешествии из Петербурга в Москву», — что Новгород имел народное правление. Хотя у них были князья, но мало имели власти. Вся сила правления заключалась в посадниках и тысяцких. Народ в собрании своем на вече был истинный государь»3. В варягах Радищев видит завоевателей, лишивших народ власти и свободы. Присоединение Новгорода к Москве рассматривается им примерно с тех же позиций — как победа силы над правом. Я. Б. Княжнин закончил трагедию «Вадим Новгородский» за год до издания радищевского «Путешествия...», представление трагедии не состоялось, а напечатана она была спустя три года после главного произведения Радищева. Историческая основа трагедии — та же, что в пьесе Екатерины II, но по духу своему они противоположны. Императрица восхваляет благородного монарха, 1 См.: Библиотека всемирной литературы. Т. 63. Русская проза XVIII века. М., 1971. С. 618—627. 2 Карамзин Н. М. История... Т. VI. С. 17—18. 3 Радищев А. Н. Поли. собр. соч. Т. I. М. — Л., 1938. С. 262. ________________ 10 _______________ драматург — свободу и республиканскую добродетель. Монархия, по Княжнину, неизбежно ведет к попранию закона, превращается в тиранию. Вадим предстает в пьесе не необузданным честолюбцем, а отважным борцом за сохранение свободы новгородцев. Это был прямой вызов императрице, и она расценила публикацию трагедии как распространение произведений, опасных для ее власти, — Княжнин изобразил республиканцев «такими благородными, так самоотверженно преданными идее, что они оставались опасными, даже потерпев полное поражение»1. Идеи А. Н. Радищева и Я- Б. Княжнина были восприняты декабристами. В. К- Кюхельбекер свидетельствовал, что «Путешествие...» Радищева и «Вадим...» Княжнина с жадностью переписывались, и в них дорожили «каждым дерзким словом»2. П. И. Пестель говорил, что в республиканском образе мыслей наряду с греческой и римской историей его утверждала также история Великого Новгорода3. М. С. Лунин, выступая против воспитания в народе «чувственной любви» к государям, обвиняет Рюрика и его потомков не только в утверждении своей власти путем насилия и коварства, но и в том, что они ввели уделы, раздробили единый народ: «Ум юного народа затих от постоянного действия раздробленного самодержавия. Народный дух, постепенно угасая, заменился равнодушием. Следы такой же гражданской жизни заметны у нас даже теперь... Только Новгород и Псков устояли против общей заразы. Несмотря на все усилия властителей, они сохранили право избирать и судить князей. 30 из числа избранных были отрешены и изгнаны»4. Высоко ценили республиканский строй Новгорода Н. А. Бестужев, Н. И. Тургенев, М. А. Фонвизин, А. Е. Розен и другие декабристы. К- Ф. Рылеев, В. Ф. Раевский, А. И. Одоевский заложили в русской поэзии традицию обращения к Новгороду как к символу народной вольности и борьбы с тиранией. Эта традиция прослеживается целое столетие от 1 Плеханов Г. В. Сочинения. Т. 22. М. — Л., 1925. С. 231; о трагедии Я. Б. Княжнина см.: Моисеева Г. Н. Древнерусская литература... С. 157—161; Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль... С. 239—242. 2 Восстание декабристов. Т. II. М. — Л., 1926. С. 167. 3 См.: Декабристы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика, литературная критика. М. — Л., 1951. С. 504. 4 Лунин М. С. Сочинения и письма. Пг., 1923. С. 79. __________________ 11 ___________________ лермонтовского «Новгорода» и «Последнего сына вольности» до есенинской «Марфы Посадницы», опубликованной в 1917 году. В связи с падением самодержавия не только поэты, но и политики обращались к истории Новгорода. В 1917 году московское издательство «Земля и воля», принадлежавшее эсерам, опубликовало популярную брошюру Е. Эфруси «Новгородская республика (Господин Великий Новгород)». Цель этого издания раскрывалась в предисловии. Автор опровергал утверждение сторонников монархии, будто «республиканские порядки противоречат самой природе русских людей и исконным русским обычаям», и полагал, что «теперь, когда предстоят выборы в Учредительное собрание... особенно полезно ознакомиться с вольными порядками Господина Великого Новгорода»1. Республиканскую традицию в оценке Новгорода продолжил А. И. Герцен. Вечевой строй воспринимался им как воплощение свободы и общинного духа Древней Руси и противопоставлялся княжеской власти, тяготеющей к самодержавию. Герцен тоже не избежал использования новгородской символики в борьбе с самодержавием и не дал социально-исторической оценки политического строя Новгорода. Новгородская республика существует у него, как и у декабристов и Радищева, не сама по себе, а лишь в соотношении с московским самодержавием, и не столько XVI, сколько XIX века. Говоря о Новгороде, он решает не исторические, а политические проблемы. Как и декабристы, в данном случае он более публицист, чем историк. Поэтому социально-экономическая база новгородской государственности остается вне его внимания. Но вопрос о необходимости централизации Руси для свержения монгольского ига и спасения единства государства Герцен все же поставил. Отдавая дань романтизму, он писал в 1850 году: «Россия могла быть спасена путем развития общинных учреждений или установлением самодержавной власти одного лица... В XV и даже в начале XVI века ход событий в России отличался еще такой нерешительностью, что оставалось неясным, который из двух принципов, определяющих жизнь народную и жизнь политическую в стране, возьмет верх: князь или община, Москва или Новгород... Москва одержала верх, но у Новгорода так- 1 Эфруси Е. Новгородская республика (Господин Великий Новгород). М., 1917. С. 3. ________ 12 ________________- же были основания надеяться на победу, этим и объясняется ожесточенная борьба между обоими городами, как и зверства, совершенные Иваном Грозным в Новгороде... События сложились в пользу самодержавия, Россия была спасена, она стала сильной, великой — но какой ценою? Это самая несчастная, самая порабощенная из стран земного шара. Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской жизни»1. Герцена можно упрекнуть в невнимании к социальным аспектам и полемическом преувеличении элемента неопределенности в ходе формирования централизованного русского государства. Но конечный результат и этический (колорит событий схвачены им верно. Спустя 11 лет Н. П. Огарев дал более взвешенную оценку и внутреннего строя Новгорода, и его роли в объединении Руси. В статье «По поводу проекта о присяжных поверенных» (1861) он писал: «Выражал ли Новгород тайную мысль целой Руси, мысль правления и суда мирского, вечевого, или, добиваясь свободы торгового города, он был способен создать только городскую олигархо-буржуазную республику, — это едва ли можно решить с достоверностью... Освободить Россию можно было только сосредоточив все силы, этого не мог сделать прибрежный торговый город. Центральная Москва сосредоточила силы на освобождении, она стала во главе государственной организации»2. Историк-демократ А. П. Щапов пошел в своих симпатиях еще дальше — он идеализировал не только республиканские учреждения, но и социальный строй Новгорода. «Была полная демократическая свобода самовыражения народной жизни, — писал он в 1862 году в статье «Городские мирские сходы». — Демократизм массы всецело преобладал над аристократизмом боярства. И вот почему всякий раз, как случалась в новгородском вече борьба меньших и вятших людей, черни и боярства, черные люди всегда выходили торжествующими... Следовательно, нравственно-жизненные были и юные зачатки, ростки вечей. В них самих заключались могучие, неистощимые, свежие, здоровые силы к дальнейшему саморазвитию и самоусовершенствованию»3. 1 Герцен. А. И. Сочинения. Т. 3. М., 1956. С. 403—405. 2 Новгород в русской литературе XVIII—XX веков. Новгород, 1959 С 149 3 См.: Щапов А. П. Собр. соч. Т. 1. СПб., 1906. С. 785—793. _______________ 13 _______________ Идеализация Новгорода у А. И. Герцена и его последователей была связана не только с интересами политической борьбы с самодержавием, но и с эволюцией их мировоззрения от западничества к вере в русскую общину. Некоторым представителям другого крыла революционной демократии в России, менее подверженным общинным иллюзиям, свойственно критическое отношение как к социальной, так и к политической структуре Новгорода. Уничтожающую характеристику древнему Новгороду дал В. Г. Белинский в «Статье о народной поэзии» (1841—1842). По его мнению, там «не было на малейшего понятия о праве личном, общественном, торговом», «не было и тени» того «духа европеизма», который «всему определял значение», «там все были купцами случайно и торговали на авось, да наудачу, по-азиатски», Новгород как средоточие роскоши, удальства и разгула «для тогдашней Руси был тем же, чем теперь Париж для всей Европы». Но наряду с явными эксцессами «западнической» критики отечественной истории отметим безошибочное определение врожденного порока новгородских порядков — некоторую их застойность, слабость исторического движения при всем обилии политических конфликтов и переворотов: «Новгородская жизнь была каким-то зародышем чего-то, по-видимому, важного, но она и осталась зародышем чего-то: чуждая движения и развития, она кончилась тем же, чем и началась... Что не развивается, то не живет, а что не живет, то умирает: таков мировой закон всех гражданских обществ. В Новгороде не было зерна жизни, не было развития, а потому, повторяем, из него ничего не могло выйти»1. И здесь не обошлось без гиперболизации. Белинский недооценил энергичную борьбу новгородцев за утверждение республики, их вклад в защиту рубежей Руси, в торговлю и контакты с Европой и т. п., он распространил на всю новгородскую историю элементы застойности, возникшие к ее концу. Но в то же время нельзя не признать, что в XIV—XV веках Новгород действительно оставался в стороне от главного дела объединения Руси, что такой движущей пружины, как у Москвы (создание централизованного государства), у него не было, что процесс объединения обрекал его на гибель. 1 Белинский В. Г. Собр. соч. Т. 4. М., 1979. С. 233—235. ___________________ 14 ___________________ Статья Н. В. Шелгунова «Русский романтизм», появившаяся спустя 30 лет, в чем-то созвучна мыслям В. Г. Белинского, а в чем-то оставляет его позади. Автор четко ставит вопрос о социальной сути республики, но решает его противоположно А. П. Щапову: «Действительного народоправства в Новгороде никогда не было. Учреждения Новгорода были аристократические. Правили бояре, богатые и лучшие люди, только в их руках была вся сила и власть... «Великий Новгород» был абсолютным государем своих земель, каким был и московский князь своих владений. В сущности, одна идея лежала в основании московского единовластия и новгородского народоправства». Столь же беспощаден Шел-гунов и в оценке значения для России связей Новгорода с Западом: «Новгород в своих сношениях с Европой имел, по-видимому, возможность усвоить ее гражданские познания, ее дух, ее направление... Новгород не вносит ничего. Новгород был русским окном в Европу, и, однако, через это окно не прошло к нам ни единого луча света, ни одной европейской идеи»1. И у Н. В. Шелгунова причудливо переплетаются интересные мысли, содержащие зерно истины, с тенденциозными утверждениями. С одной стороны, здравые выводы о фиктивности народоправства, сосредоточении власти в руках богатых, приводящие его к констатации противоречий между аристократией и плебеями, между городом и волостью, к выявлению закрепощения смердов. Метко его указание на общность идеи, лежавшей в основе московского самодержавия и новгородского народоправства, под которой можно понимать не только совпадение отношений столицы с периферией, но и социальное родство новгородских бояр и московского князя. С другой стороны, мало обоснованный нигилизм в оценке исторической роли Новгорода, его вклада в историю русской государственности и культуры, уровня его правовых установлений и политических учреждений, преувеличение стихийности политической жизни, уверенность в том, что свет мог распространяться только из «Европы», неверные суждения о неравноправии торговых отношений с Ганзой и т. п. В русской историографии XIX века, не относящейся к революционно-демократическому лагерю, нашли отра- 1 Шелгунов Н. В. Русский романтизм//Дело СПб. 1873 № 8. С. 96—102.
жение обе тенденции в оценке Новгорода, нетерпимость монархистов и романтический подход к вечевому строю. Сторонник «православия, самодержавия и народности» М. П. Погодин видел в русской средневековой республике «досадную игру истории», пытался, насколько возможно, возвеличить положение князя в Новгороде, утверждая, что ему принадлежала верховная исполнительная власть1. В его исторической повести «Марфа» мы не найдем колебаний между симпатией к защитникам республики и пониманием необходимости централизации Руси, свойственных раннему произведению Н. М. Карамзина на тот же сюжет. Наиболее характерный пример идеализации Новгорода с либеральных антимонархических позиций представляют сочинения Н. И. Костомарова — двухтомник «Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада» и лекция «О значении Великого Новгорода в истории России»2, с которой он выступил в Новгороде в 1861 году на празднованиях в честь тысячелетия России. В древней русской истории Костомаров выделяет два периода и два уклада «по развитию внутренней народной жизни» — удельно-вечевой и единодержавный. Отметим сразу,некоторое смешение этих понятий, которые явно не совпадают полностью. Удельно-вечевой период, выделяемый по отношениям между разными землями или князьями Руси, или, говоря современным языком, период феодальной раздробленности3, сам вклю- 1 См.: Погодин М. П. Начертание русской истории. Изд. 2-е. М., 1837. С. 136. 2 См.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. Т. I, II. СПб., 1886; Он же. Собр. соч. Кн. 1 (Т. 1—3). СПб., 1903. С. 199—214. 3 И. Я. Фроянов и А. Ю. Дворниченко видят содержание распада Киевской Руси «не в развитии феодализма, а в смене родо-племенного строя общественной организацией, основанной на территориальных связях и являющейся переходной ступенью от доклассового общества к классовому». См.: Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства "Древней Руси. Л., 1988. С. 87; см. также с. 265. Обсуждение этого вопроса выходит за рамки данной работы. Отметим лишь два обстоятельства. Мысль, что феодализм и государственность на Руси возникли позже рубежа, установленного для них в советской литературе с 30-х годов, плодотворна. В то же время, поскольку феодальный характер отношений, складывавшихся в XII—XIII веках, не вызывает сомнений, представляется возможным по-прежнему пользоваться понятием «феодальная раздробленность». чал в себя оба уклада, ибо с точки зрения внутренней конституции, а не отношений между отдельными землями, для него княжество, тяготеющее к укреплению монаршей власти, более характерно, чем республика. К этой нечеткости приводит Костомарова, как и большинство дореволюционных русских историков, выбор критериев для определения периодов и укладов исключительно в сфере надстроечных явлений —государственных отношений, идеологии. Костомаров видит идеал удельно-вечевой жизни в самостоятельности земель русского мира во внутренних делах при сохранении связи между всеми ними. Это стремление к связи он явно преувеличивает или, во всяком случае, переносит его из сферы идеальной в сферу государственную, характеризуя удельно-вечевой уклад как «эпоху господства федеративного строя русской общественной жизни» и придавая тем самым отношениям между княжествами правильный, точно установленный характер, который в разгар феодальных усобиц как раз не был им свойствен. Характер удельно-вечевого уклада, продолжает Костомаров, нигде не выразился полнее, чем в Новгороде. Мимоходом отметим нюанс, не имеющий прямого отношения к теме нашего исследования. Среди причин политической самобытности Новгорода Костомаров первой называет этническую. Он предполагает, что новгородцы были южного происхождения, переселились с берегов Днепра, на севере нашли уже славянских поселенцев, но южная народность осталась над ними «первенствующею», отсюда «нравственная связь Новгорода с отдаленным Киевом»1. Здесь чувствуется определенное влияние национализма. Идеализация новгородских устоев проявляется у Костомарова по-разному. Он видит в них «механизм независимости и гражданской свободы» и распространяет эту свободу на всех одинаково: «В Новгороде все исходило из принципа личной свободы. Общинное единство находило опору во взаимности личностей. В Новгороде никто, если сам не продал своей свободы, не был прикован к месту». Заметим, что в холопы в Новгороде, как и в других русских землях, обычно попадали не добровольно, а процесс феодализации все ощутимее приковывал к месту и смердов, о чем свидетельствуют новгород- 1 См • Костомаров Н. И. О значении Великого Новгорода в истории России. С. 200, 202, 203, 207. ские источники. «Свобода, — продолжает Костомаров,— выдвигала бояр из массы, но тогда эгоистические побуждения влекли их к тому, чтобы употребить свое возвышение себе в пользу, в ущерб оставшихся в толпе; но та же самая свобода подвигала толпу против них, препятствовала дальнейшему их усилению и наказывала за временное господство — низвергала их, чтобы дать место другим разыграть такую же историю возвышения и падения»1. И здесь — тот же односторонний, поверхностно-политический подход. «Свобода» могла скинуть одного боярина с поста посадника и посадить на его место другого, могла даже разграбить его двор, но отнюдь не свобода, а происхождение и богатство возводили в боярское достоинство, и власть боярства, а не пребывание конкретного боярина в должности, была постоянной и незыблемой с момента консолидации бояр в качестве стойкой социальной группы до падения республики. Пребывая в сфере идеалов и политических отношений, Н. И. Костомаров не замечает изменений в социальной основе «севернорусского народоправства». Новгород все еще представляется ему воплощением единого для всей Древней Руси общинного духа. Вытеснение общинного строя феодальным игнорируется. Поэтому в конфликтах, вытекающих из противоположности бедности и богатства, ему чудятся всего лишь выступления народа против зазнавшихся и обманувших его доверие должностных лиц. Свобода, гражданственность и общинный строй распространяются Костомаровым не только на главный город, но на все поселения, на всю новгородскую волость: «Во всей политической деятельности Новгорода не видно домогательства централизующей власти»2. И это далеко от истины. Земля Новгородская не была федерацией самоуправляющихся общин. В нее назначались кормленники, менявшиеся по воле главного города. Гнет его был достаточно тяжел, о чем говорят сохраненные источниками проявления недовольства, восстания и стремление отделиться. И наконец, Костомаров явно переоценивает стремление Новгорода к единению с Русской землей. Оно, безусловно, было, но диктовалось не столько идеальными со- 1 См.: Костомаров Н. И. О значении Великого Новгорода... С. 205, 211, 212. 2 Там же. С. 211. ображениями, сколько экономическими, политическими и военными интересами. Необходимости объединения новго
|