РЕСПУБЛИКИ 8 страница
3 Покровский М. Н. Русская история... Т. I. С. 110. ________________ 150 ________________ говцев на протяжении всей истории Новгорода формировались не только закабаляемая феодальная беднота,, но и целое сословие феодалов неаристократическога происхождения, получивших наименование «житьи люди». Из этой же среды вырастало крупное купечество»1,— пишет В. Л. Янин. Как показали подсчеты С. А. Таракановой-Белкиной и В. Н. Вернадского, земельные владения житьих подчас не уступали по размерам боярским. Поэтому московские летописи и составленные москвичами писцовые книги, по наблюдению Вернадского, с трудом различают бояр и житьих. Это было известно еще В. О. Ключевскому: «По личному землевладению, как наиболее характерной черте в общественном положении житьих людей, Москва, переселяя их тысячами в свои области после падения Новгорода, верстала их не в городское посадское население, как купцов, а в служилые люди с поместным наделом»2. Интересные соображения высказаны в работе В. Н. Вернадского «Новгород и Новгородская земля в XV веке», в которой к решению вопроса привлечены ранее не использованные с этой стороны писцовые книги. Основные выводы Вернадского о житьих сводятся к следующему. Житьи люди — социальное новообразование XIV — XV вв. В это время термин приобретает официальное значение. В отличие от купцов, которые тянут в свое «сто», житьи связаны с концами. Все житьи люди — владельцы земли. Купец, приобретавший землю, приближался к житьим. Разница между ними стиралась. Отличие бояр от житьих — в сфере правовой, а не экономической: житьи не занимали высших должностей посадника и тысяцкого3. Не все убедительно в этой теории. В ней, прежде всего, нет четкого размежевания житьих, бояр и купцов, необходимого для ее законченности, хотя оно явно входило в намерения автора. Купец, приобретший землю, приближался к житьему, утверждает Вернадский. Разница между ними стиралась. Но много ли было в Hop-городе купцов, не приобретших земли, когда она имелась в общей собственности у самых скромных уличан? 1 Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 227. 2 Ключевский В. О. Сочинения. Т. II. С. 80. 3 См.: Вернадский В. Н. Новгород «Новгородская земля в XV веке. С. 166—177. ________ 131 _ ___________ А в этой связи много ли значит вывод из рассмотрения писцовых книг о том, что житьи почти всегда были землевладельцами? А, став житьим, переставал ли купец быть купцом? Как видим, категории житьих и купцов сливаются. Житий не избирался посадником и тысяцким и в этом его отличие от боярина, утверждает Вернадский. Но он же и подчеркивает, что посадниками и тысяцкими могли быть только великие бояре, по его подсчетам, из 22 семей. Значит, житьи, которых мы тщательно пытались отделить от купцов, сливаются у Вернадского и с рядовым новгородским боярством. Противопоставление купеческой сотни концу также не выдерживает критики. Конец — политическая организация, административная единица Великого Новгорода; купеческое сто — организация торговая и лишь попутно административная (вероятно, в сборе податей). Обычное купеческое сто (положение Иванской общины было особым), если оно и играло политическую роль, то только в качестве первичного объединения, поглощаемого концом. Тяготение купца к своему сту отнюдь не исключает его участия в делах конца и права представительствовать от имени конца, может быть, под «маской» житьего. В разделе о боярах уже приводилось мнение В. Л. Янина о том, что житьи люди выделились из меньших бояр, понимаемых как та часть феодалов-вечников, которая была лишена права участия в высшем республиканском управлении, что житьи представляли собой социальную категорию, стоявшую между «меншим» и «великим» боярством, но ближе к «меншему», хотя последнее было менее привилегированным сословием, чем житьи1. Завершим наш неполный обзор взглядов на житьих людей изложением позиции западногерманских исследователей. Оригинальны соображения одного из признанных знатоков социально-экономической историк Новгорода П. Йохансена. Он не признавал житьих самостоятельной социальной категорией, исходил из деления.новгородского общества на три слоя (бояр, купцов и черных людей) и отождествлял житьих с купцами2. 1 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 147, 323. 2 См.: Johansen P. Novgorod und die Hanse. In: Gedachtnisschrift fur F. Rorig. Lubeck. 1953. S. 124. _______________ 152 _______________ В чем-то перекликается с Йохансеном К. Герке. По его мнению, этот слой состоял из мелких феодалов, владеющих землей купцов и из ремесленников1. И. Лойшнер, считающий позицию Йохансена ошибочной, хотя и признает тесное переплетение между купцами и житьи-ми, переводит термин «житьи» на немецкий как «богатые», «зажиточные» (Wohlhabende Leute)2. Он опирается на труды советских историков, в частности на монографию В. Н. Вернадского, и делает ряд интересных наблюдений над источниками. В противоположность Йохансену К. Хеллер считает возможным не выделять купцов в качестве самостоятельной категории. «Во второй половине XIV века,— пишет он, — новгородское население делилось на три слоя: высший слой бояр, средний слой житьих людей (в отличие от И. Лойшнера Хеллер переводит этот термин как «Beguterten Leute».— О. М.) и масса свободных горожан, составляющая черных людей. Иногда в грамотах второй половины XV века в качестве самостоятельного слоя между житьими и черными людьми упоминаются также купцы»3. Западногерманские исследователи несколько расходятся с советскими историками по вопросу о первом упоминании житьих в новгородских документах. Термин «житьи люди» нечасто встречается в источниках. Он фигурирует в -Рукописании Всеволода, которое принадлежит, если верить дошедшим до нас спискам, князю Всеволоду Мстиславичу, правившему в Новгороде с 1117 по 1136 год. Однако именно наличие слова «житьи» в Рукописании послужило для А. А. Зимина одним из главных аргументов в пользу того, что до нас дошли не подлинные документы, а гораздо более поздние подделки4. Другие исследователи разошлись с Зиминым в определении времени составления дошедших до нас списков Рукописания Всеволода и в том, насколько верно эти списки передают реалии новгородской жизни поры княжения Всеволода Мстиславича, но 1 См.: Goehrke К. Die Sozialstruktur... S. 364. 2 См.: Leuschner J. Novgorod. S. 37. 3 Heller K. Russische Wirtschafts-und Sozialgeschichte. B. I. S. 104. 4 См.: Зимин А. А. Уставная грамота князя Всеволода Мстис-лавича//Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 123—131. что термин «житьи» для XII века является анахронизмом, ни у кого не вызывало сомнения. Если не считать Рукописания, то это слово, как полагали А. А. Зимин и В. Л. Янин1, впервые появляется:в актах Новгорода в 1372 году2, а в Новгородской летописи дважды в 1398 году и затем всего лишь один раз, в 1441 году3. Немецкие исследователи внесли поправку в датировку первого появления «житьих» в летописи. Под 1380 годом Новгородская первая летопись упоминает о «житьих мужах»4. Герке считает, что это и есть житьи люди5. Лойшнер полагает, что употребление термина «житьи люди» в официальной вечевой грамоге 1372 года свидетельствует в пользу такого понимания6. Думается, что это верное наблюдение. Хотя нередко «мужи» означали представителей высших сословий, а «люди» — «простую чадь», новгородские источники не знали четкого разграничения этих понятий, они часто заменяют друг друга. Кстати сказать, в понятии «житьи люди» речь идет в этом смысле как раз о мужах, ибо они, очевидно, не принадлежали к простой чади. Совпадение контекста летописи от 1380 года со ставшими •впоследствии традиционными обстоятельствами, в которых появляются житьи люди, дает основание присоединиться к мнению Герке. Подведем некоторые итоги рассмотренных суждений о житьих людях. При всей разноголосице в них есть немало общего. Кажется, все исследователи сходятся в том, что житьи — это состоятельные, зажиточные люди, землевладельцы, и порой крупные, что они были близки к торговле или занимались ею и, находясь в новгородской социальной иерархии ниже бояр, все же принадлежали к привилегированным слоям, уступая лишь боярам в богатстве, почестях и политической роли. Расходятся же исследователи в том, как разграничить житьих людей со «смежными» категориями — боярами и купцами. Пожалуй, с боярами дело обстоит проще. За исключением Лизакевича, Карамзина, Костомарова, считавших, что бояр выбирали из житьих или они «выходили» из житьих — одним словом, что боярст- 1 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 85. 2 ГВН и П. С. 32. 3 НПЛ. С. 391, 393, 421. 4 Там же. С. 376. 5 Goehrke С. Die Sozialstruktur... P. 364. 8 См.: Leuschner J. Novgorod. S. 38. _______________154 ——————————————. во не было замкнутым сословием, и Сергеевича, полагавшего, что житьи — это купцы и бояре вместе, исследователи единодушны в том, что принадлежность к родовой аристократии отгораживала бояр от житьих. Значительно труднее размежевать житьих и купцов. Неудача многих попыток сделать это наводит на мысль, а было ли такое размежевание на деле, правильно ли ставится задача? И в этом отношении опыт предшествующих интерпретаций весьма поучителен. В них прослеживаются два подхода. Одни исследователи полагали, что житьи — это совершенно особый слой населения, со своими экономическими занятиями, ясно выделяющими их среди всех других категорий (Ключевский, Вернадский, Янин, Лойшнер). Другие видели в житьих своеобразную комбинацию из известных социально-экономических слоев, объединяемых определенным уровнем состоятельности, традиций и вытекающей из них ролью в общественно-политической жизни (Костомаров, Сергеевич, Йохансен, Герке). Считая второй подход более соответствующим действительности, попытаемся определить на основе источников, какие слои новгородского населения объединялись этим названием1. Как уже говорилось, термин «житьи» впервые пояз-ляется в Новгородской летописи под 1380 годом, где рассказывается о том, как новгородцы били челом владыке Алексею, чтобы он поехал к великому князю Дмитрию Ивановичу: «И владыка прия челобитье детей своих всего Новгорода, поиха на низ на неделю до цветной неделе; а с ним поиха Юрьи Онцифорович, Иван Федорович и иных бояр много и житьих муж (выделено мной. — О. М.)»2. Всего пятью годами ранее произошло добровольное схождение владыки Алексея со владычества и вторичное введение его в дом святой Софии, о чем также повествует летопись: «И новгородцы сташа вецем на Ярославле дворе и послаша с челобитьем ко владыце на Деревяницю с веца наместника князя великого Ивана Прокшинича, посадника Юрья и тысяцкого Олисея и иных многих бояр и добрых муж (выделено 1 Следующее ниже понимание «житьих людей» было изложено автором в неопубликованной рукописи, представленной в Институт государства и права АН СССР в 1961 г., до ознакомления с трудами немецких исследователей. 2 НПЛ. С. 376. мной. — О. М.)\ и владыка прия челобитье, възведоша владыку Алексея в дом святыя София...»1 Расхождение двух текстов в описании состава посольств к князю и к владыке только в том, что в сообщении 1375 года фигурируют добрые мужи, а под 1380 годом — житьи мужи. Одинаковое положение этих терминов среди прочих участников посольств и хронолэ-гическая близость двух сообщений летописи дают основания предположить, что добрые тождественны житьим, что добрые и житьи — разные обозначения одной и той же категории новгородского населения. Но добрые известны нам по довольно многочисленным и гораздо более ранним источникам. Следовательно, житьи — не социальное (В. Н. Вернадский), а лингвистическое новообразование XIV века. Кто же такие добрые люди? Обратимся за разъяснениями к церковному Уставу Ярослава, который содержит одно из древнейших упоминаний этого понятия. Устав Ярослава о судах святительских в статье об умыкании и изнасиловании девки устанавливает различные наказания в зависимости от того, чьей дочерью— боярской ли, или меньших бояр, или добрых людей — была потерпевшая. Пролить свет на содержание «добрых» помогает сопоставление этой статьи с другими. В статье о пошибании речь идет о боярской дщери или жене, а также женах и дочерях меньших бояр, нарочитых мужей, простой чади, а в статье эб оскорблении фигурируют жены великих бояр, меньших бояр, городских людей и сельская жена. Социальный состав населения, охватываемый тремя статьями, в основном один и тот же, а отсюда вытекает, что термины «добрые», «нарочитые» и «городские» мужи, неизменно следующие за меньшими боярами в Уставе Ярослава и противопоставляемые простой чади и селянам, тождественны и каждый из них своеобразно характеризует интересующий нас предмет. Суммируя эти характеристики, получаем, что доб'рые — это состоятельное городское население, стоящее ниже боярства, т. е., по-видимому, купцы и верхушка ремесленников. Применительно к купцам и ремесленникам термин «добрые» употребляется не только в Уставе Ярослава. Рукописание Всеволода называет добрыми людьми «пошлых» купцов. В летописи рассказано под 1341 го- 1 НПЛ. С. 373. дом, как привели из Москвы слить колокол мастера, человека добра именем Бориса1. Житьи, как и добрые, не представляли социальной категории sui generis, а были лишь общим названием зажиточных торгово-ремесленных слоев. Об этом свидетельствует отсутствие в ряде важных документов новгородской истории при перечислении всего городского населения купцов. Так, грамота Новгорода послам Юрию и Якиму с наказом об условиях заключения мирного договора с великим князем тверским Михаилом Александровичем 1372 года написана от посадника, от тысяцкого, от бояр и от житьих людей, и от черных людей, и от всего Великого Новгорода без особого выделения купцов. К^улпцы ни разу не упоминаются источниками, когда речь идет об уголовном суде. В договоре Новгорода с Казимиром (1470—'Г471) читаем: «А наместнику твоему судити с посадником во владычне дворе, на пошлом месте как боярина, так и житьего, так и молодшего, так и селянина»2. А где же купцы? Вряд ли на них не распространялось равенство перед судом, которым пользовались даже селяне. В новгородской судной грамоте при тщательной разработке шкалы наказаний в зависимости от классового положения лица, совершившего преступление, есть боярин, и житий, и молодший, но нет иупца. Трудно допустить, чтобы купечество почему-либо считалось неспособным к совершению преступлений или чтобы при уголовном суде над купцами пользовались какими-то особыми, не общеновгородскими правилами. Этому, казалось бы, неполном/у гражданству купцов может быть дано только одно удовлетворительное объяснение: в качестве субъекта уголовного преступления купцы поглощались житьими и молодши-ми. К таким выводам из наблюдений над употреблением терминов «житьи», «купцы» и «молодшие» в новгородских источниках пришел К. Герке3. Той же позиции придерживается К. Хеллер4. Купцы выделялись как опаянная единством особых экономических интересов группа постоянно в делах торговых и лишь иногда в делах политических, не связанных непосредственно с 1 ГВН и П. С. 32. 2 Там же. С. 130. 3 См.: Goehrke С. Die Sozialstruktur... P. 365. ^ См.- Heller К. Russische Wirtschafts-und Sozialgeschichte. В. I. i S. 104—105. ^ ______ 157 ________________ торговлей. Специальное оговаривание участия купцов во многих политических договорах обусловлено скорее не столько их особой (отличной от житьих) политической ролью, сколько желанием перечислить все прослойки городского населения, хотя бы и по разным признакам и с сознательным допущением частичного повторения для придания большей авторитетности документу. Не с тем же ли самым явлением сталкиваемся мы в стереотипной новгородской формуле: «и посадники, и тысящкие, и бояре, и дети боярские, и житьи, и купцы, и весь Великий Новгород?» Не включает ли в себя «весь Великий Новгород» и посадников, и тысяцких, и бояр, и т. д.? Во всех общественных отношениях, безразличных к роду экономической деятельности граждан, и в первую очередь в уголовных делах, купцы выступают в составе житьих или молодших людей. Купцов роднит с другими житьими политическая борьба с новгородским боярством. Они хотят получить свою долю власти, соответствующую их богатству. Купцы блокируются с верхушкой ремесленников и стараются занять место рядом с боярами, в посольствах, при отводе земель и т. п. В 70-х годах XIV века они добиваются в этом отношении успехов. Именно тогда «житьи люди» появляются в новгородских грамотах. Житьи участвовали в суде в разбирательстве гражданских дел как своего рода заседатели, они занимали должности старост улиц (такие случаи выявил И. Лойшнер1). Но высшие должности — посадников и тысяцких — так и остались для них недоступными. Правда, В. Н. Вернадский находил два исключения из этого травила, относящиеся к XV веку2, но даже если признать их полностью убедительными, о»и лишь показывают, как трудно было поколебать исторически сложившуюся монополию боярства на политическое лидерство. Как правильно отмечает применительно к XV веку В. Н. Вернадский, в посольствах к великим князьям обычно нет специальных представителей от купечества, но это не означает, что в них не было купцов под именем житьих. В летописи за 1477 год при описании состава новгородского посольства на переговоры с Ива- 1 См.: Leuschner J. Novgorod. S. 123, 222—223. 2 См.: Вернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV веке. С. 175. ___________________ 158 ___________________ ном Ш так и сказано: «А от Житьих Александр Кле-ментьевич, Ефимий Медведников, Григорей Киприянов,. Арзубьев, Филип Конской, Яков Царевищев, купец»1. Другой пример принадлежности одних >и тех же семей как к купцам, так и к житьим выявил И. Лойшнер: 25 ноября 1475 г. перед Иваном III предстал с жалобой Панфил Селифонтович, принадлежавший к житьим и бывший старостой улицы. В 1478 году Иван III повелел арестовать Марка Панфиловича, сына Панфила Селифонтовича. Марк Панфилович был купеческим старостой2. Эти случаи подтверждают предположение К- Герке, что «одно и то же лицо по случаю обозначается в грамотах то как «житий», то как «гость»3. Термин «житий» не является правопреемником термина «добрый» в полном объеме. Житии—понятие более узкое, более определенное, появившееся в период более дробной и четкой классовой дифференциации. «Добрый муж» употребляется новгородскими источниками в разных значениях. Наряду со строго правовым смыслом термина в церковном Уставе Ярослава (верхи городского общества, исключая боярство) те же слова встречаются и в более политико-бытовом значении доброго человека, разумеется, неотделимом от известной степени его состоятельности. В этом смысле в число добрых наряду с купцами и частью ремесленников входили и бояре. Например, летопись сообшает: «убиша мшто добрых муж и бояр новгородских и купцов добрых много», а в мировой грамоте Ивана Коче-рина и Ганса Вроде (перевод с немецкого) 14111 года два новгородских боярина прямо названы добрыми людьми. В таком употреблении «добрые люди» совершенно тождественны старейшим, о которых речь пойдет ниже. Житий заменил доброго человека Устава Ярослава и провел резкую грань между стремившейся замкнуться в сословную организацию землевладельческой аристократией и состоятельным торгово-промышленным населением, грань, стиравшуюся ранее двусмысленностью термина «добрый». С появлением «житьих» «добрые» употребляются исключительно в значении старейшие. 1 См.: Вернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV веке. С. 163; ПСРЛ. Т. V. С. 209. 2 ПСРЛ. Г. XII. С. 163, 188 и ел.; Leuschner J. Novgorod. S. 37. 3 Goehrke C. Die Sozialstruktur... S. 364. Мы.определили житьих в самых общих чертах как торгово-промышленную верхушку городского населения. Более детальное рассмотрение ее состава при современном состоянии источников может быть построено лишь на рассуждениях весьма общего порядка. Все ли купцы входили в житьих или только наиболее богатые? В грамоте Всеволода церкви св. Ивана на Опоках добрыми людьми названы старосты иванские—/пошлые купцы. В летописи под 1316 годом говорится об убийстве многих добрых купцов во время городской междоусобицы. Эти данные как будто предполагают наличие купцов, не являвшихся добрыми людьми. К. Герке полагал, что в состав купцов входили как житьи люди, к которым он относил 'Гостей, т. е. купцов, торговавших с другими землями, так и черные люди ;в лице других городских жителей, ведущих торговлю (мелкие торговцы и ремесленники)1. К. Хсллер придерживается того же мнения2». Неясны 'и основания включения некоторых ремесленников в разряд житьих. В разделе о ремесленниках мы говорили, что критерием деления ремесленников на две группы, из которых одна тяготела к состоятельному населению, а другая — к городским низам, могла быть или собственность на мастерскую, старейшинство в бригаде, или 'принадлежность к наиболее квалифицированным ремеслам. Возможно и соединение этих признаков. ___________ 7 _______ ДУХОВЕНСТВО Духовенство играло важную роль в общественно-шли-тической жизни Новгорода. По мнению академика М. П. Тихомирова, монашествующее духовенство, сосредоточившее в своих руках обширные земельные владения, представляло крупнейшую феодальную систему, тогда как интересы белого духовенства вращались, главным образом, в сфере торговли и ремесла. Монастыри, хотя и не достигли еще в стяжательстве уровня XVI века, принимали живейшее 1 Goehrke С. Die Sozialstruktur. S. 365.
2 Heller K. Russische Wirtschafts-und S. 104—105. участие в мене, купле-продаже, залоге земли. Большие наделы попадали к ним также по дарственным и завещаниям. Князья жаловали монастыри землей с правом суда и сбора податей, что превращало их в крупные хозяйства, эксплуатирующие крестьян, с целой сетью управляющих различных рангов. Во второй половине XV века, к концу Новгородской республики, по подсчетам Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье, духовенству принадлежало 21,7% всей пахотной земли, из них 31% владел архиепископ, а всем остальным—137 монастырей и многочисленные церкви1. Монастырское общество, как и мирское, не отличалось внутренней гармонией. Существовали серьезные противоречия между верхушкой духовенства, монополизировавшей управление, а заодно и львиную долю выгоды, и рядовой братией. Равенство монахов и выборность должностных лиц, установленные монастырскими уставами, как правило, не шли дальше деклараций. Вот почему Антоний Римлянин, основатель А|нтониева монастыря, в духовной своей настаивает на избрании игумена из монастырской братии и проклинает монахов, которые «почтут хотети игуменства или мздою, или насилием», и епископа, который «по мзде начнет кого ставити». Антоний Римлянин допускает и попытку со стороны князя поставить игумена силой или подкупом2, что говорит о теснейшей связи духовных и светских феодалов. Внутренняя организация монастырей, равно как и церквей, не входит в круг нашего рассмотрения, ибо слишком вторгается в особую и специфическую область церковной истории и права. В белом духовенстве мы также попытаемся отметить черты, характеризующие не столько его внутреннюю структуру, сколько участие в делах города. А оно было многообразно и, по наблюдению М. Н. Тихомирова, более глубоко и постоянно, чем у монахов. Новгородская церковь была тесно связана с торговлей. Мы упоминали уже, что каменные церковные здания использовались под складские помещения, купеческие сотни формировались вокруг церквей. По Уставу 1 См.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М. — Л., 1955. С. 16. 2 ГВН и П. С. 160.
князя Всеволода о церковных судах, и о людях, и о мерилах торговых и по уставной грамоте/- церкви св. Ивана на Опоках, меры и весы торговые поручались в Новгороде св. Софии и св. великому Ивану, за что служители Иванской церкви брали определенный князем Всеволодом оброк с торговых пошлин, а св. София получала дар от Иванской общины наряду с князем. Церковь окружала себя так называемыми церковными людьми, полностью находившимися под ее управлением и юрисдикцией. К церковным людям вместе со всевозможной церковной прислугой относились ^вечные, нищие, задушные, прощенники. Новгородское население в целом было подчинено церковной юрисдикции в самостоятельной и обширной области дел, причем не только непосредственно религиозных, но и семейных и наследственных1. Ряд действий государственного и судебного порядка совершался в церкви или около церкви—вече, присяга, например. Наконец, через главу новгородской церкви — владыку, являвшегося фактически влиятельнейшим должностным лицом, всенародно избираемым на вече, духовенство, черное и «белое, оказывало влияние на политику и управление. __________ 8 __________ СТАРЕЙШИЕ И МОЛОДШИЕ На протяжении всего республиканского периода население Новгорода делилось на две категории — старейших и молодших. Это деление примерно соответствовало делению «эксплуататоры — эксплуатируемые». Встречаются и другие наименования тех же групп: наряду со старейшими — «вячшие», «добрые», «передние», «нарочитые», «большие», «лучшие», а вместо молодших — «простая чадь», «черные», «меньшие». Представители первой группы обычно обозначались словами «муж», «мужи», представители второй — «люди», «лю-дин», «человек некий». Однако употребление этих понятий не было жестко фиксированным, как полагает западногерманский исследователь К. Р. Шмидт2. Его 1 Подробнее см. в разделе о суде. 2 Schtnidt /С. R. Soziale Terminologie in den russischen Texten des friihen Mittelalters. Kopenhagen, 1964. S. 215 ff. убедительно опровергает К. Герке1. Слово «люди» не всегда свидетельствовало о принадлежности к низшим слоям. Об этом нало'минает и устойчивое словосочетание «житьи люди». В XII—XIII веках новгородцы обходились в основном делением населения на низший и высший слой, что не исключало более точных и частных характеристик, таких, как «бояре», «огнищане», «гридьба», «купцы». Употребление в летописи вместо «молодших» понятия «простая чадь», вероятно, не несло большой смысловой нагрузки. «Чадь» происходит от «чада», «дети», т. е. это те же самые молодшие, меньшие, только с ясным указанием на принадлежность их к простому народу. Слова эти употребляются при описании бедствий (новгородской голытьбы при неурожае или ее самостоятельных «крамольных» выступлений «по наущению дьявола» против чинов церковной иерархии в XIII и в XIV веках2. Усложнение 'социальной структуры, усиление классовой дифференциации привело к тому, что параллельно с делением на старейших и молодших появляется трехчленное деление на бояр, жить-их и черных людей, иногда в этот перечень включаются и купцы. Наряду с большей дробностью деления, свидетельствующей о консолидации социально-экономических rpjynn среди «старейших», обращает и а себя внимание и новая характеристика низшего слоя — черные люди. И. Лойшнер, проследивший употребление этого понятия в Новгородской летописи, отмечает, что впервые «чернь» возникает под 1204 годом при описании событий, имевших место в Византии. В 1259 году «чернь» применяется к новгородцам, которые не хотели «дать число татарам», причем из последующего повествования о раздорах между «добрым-и» и «вячшими» и «меньшими» становился ясно, что под чернью имеются в виду именно меньшие. Наконец, в 1269 году, летопись вводит в обиход термин «черные люди»3. Это новое обозначение, видимо, отражало изменившуюся социальную ситуацию, определенное снижение статуса молодших, их более контрастное противопоставление высшему слою. Можно было бы подумать, что речь идет 1 Goehrke С. Die Sozialstruktur... S. 357. 2 НПЛ. С. 67, 70, 100, 347 и др. 3 НПЛ. С. 47, 82, 86, 310. _______________163 ——————————————— 11* всего лишь об отношении летописца,к социальным низам, но в последней трети XIV века, как подчеркивает тот же Лойшнер, этот термин получает официальное утверждение в новгородских договорных грамотах1. Введение в конце XIV века более дробного деления новгородского общества при 'сохранении двух первоначальных категорий (старейших >и молодших) ставит проблему отнесения отдельных социальных групп к той или иной категории. В литера-дуре по этому поводу есть некоторые разногласия. Большинство исследователей относит к старейшим бояр, житьих, купцов, т. е. все социальные слои, постоянно 'выделяемые летописями и договорными грамотами из общей массы населения. По мнению В. Н. Вернадского, К. Герке, И. Лойшнера и др., крщы могли быть как старейшими, так и молод-шими в зависимости от их состояния. Купцы, выделяемые в источниках как старейшие, вячшие, добрые, принадлежали к высшему слою2. Изложенное выше понимание «житьих людей» позволяет определить состав старейших как бояр и житьих, но это означает, что в высший слой новгородского общества в качестве житьих 'входили наиболее состоятельные купцы и ремесленники. Белое духовенство тоже относилось к старейшим, как явствует из следующего сообщения Новгородской летописи под 1194 годом: «и иде в город воевода, пои-мя с собою попа Иванка и инехъ вячших»3.
|