Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕСПУБЛИКИ 9 страница





Оригинальной позиции придерживается В. Л. Янин: старейшие — это только бояр;ство, а меньшие — все ос­тальные свободные городские жители. К такому выво­ду его привело сравнение традиционных формул новго­родских грамот: «от всех старейших и всех меньших, от всего Новгорода» и «от посадника и от тысяцкого, и от всего Новгорода». Янин полагает, что эти две фор­мулы составлены по единому принципу и их можно на­ложить одну на другую: весь Новгород присутствует в обеих формулах, посадник второй формулы соответст­вует старейшим первой, тысяцкий — меньшим. Посколь­ку по Рукописанию Всеволода тысяцкий — представи­тель житьих и черных людей, значит они и есть мень­шие4.

1 ГВН и П. С. 31, 32, 35, 38, 130, 152, 154.

з Goehrke С. Die Sozialstruktur... S. 360; Leuschner J, Novgo­rod. S. 34.

3 НПЛ. C. 41.

4 Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 145—146.

____________________ 164 ___________________


Однако исходный пункт этого рассуждения уязвим. Формулы доставлены по разным принципам: первая — от населения, вторая — от должностных лиц. Их терми­нология не повторяет, не исключает, а дополняет одна другую. Именно поэтому не менее часто употребляется и сводная формула «от владыки, от посадника и от тысяцшго, от всех старейших и всех меньших, от всего Великого Новгорода» или более детальная, с включе­нием старых посадников и тысяцких, иногда и сотских, а в социальном плане с заменой старейших и молодших боярами, житьими и черными людьми, а иногда и куп­цами1.

И. Лойшнер находит, что под 1259 годом Новгород­ская летопись употребляет термины «бояре» и «вятщие» как синонимы2. Речь идет об уже упоминавшемся слу­чае требования дани Золотой Ордой, когда чернь и вер­хушка общества раскололись. Добрые (или вятшие) ве­лели меньшим «дать число». Летописец комментирует это событие так: «творяху бо бояре собе легко, а мень­шим зло»3. Но новгородские источники той поры еще не знали понятия «житьи». С другой стороны, нельзя признать употребление слов «вятшие» и «бояре» пол­ностью идентичным. Конечно, бояре принадлежали к вятшим и составляли их наиболее авторитетную часть. Поэтому, когда все вятшие выступали заодно, бояре были их вожаками и представителями.

О тождестве бояр старейшим можно 1было бы гово­рить, если бы трехчленное деление новгородского обще­ства (бояре, житьи, черные) вытеснило бы двухчлен­ное (старейшие и молодшие). Но этого не произошло. Старая и новая формула хронологически соседствуют. Договорная грамота с тверским великим князем Миха­илом Александровичем (4371) написана «от посадника, и от тысяцкого, и от всех старейших, "и от всех мень­ших, и от всего Новгорода», а грамота послам Юрию и Якиму с наказом об условиях заключения мирного до­говора с тем же князем (1372) написана «от посадни­ка, от тьюяцкого, от 'бояр и от житьих, от черных людей, и от всего Новгорода»4. В дальнейшем употребляется вторая формула, более подробная.

1 См., например: ГВН и П. С. 38.

2 Leuschner J. Novgorod. S. 36.

3 НПЛ. С. 82.

4 ГВН и П. С. 29, 32.

————————i__________ 165 _____________-... ___


Сосуществование двух формул социального состава обязывает определить их соотношение. Проблема в ос­нов/ном юводится к месту житьих в двухчленной форму­ле. В. Л. Янин полагает, что «меньшим» соответствует совокупность житьих и черных людей в более диффе­ренцированном представительстве»1. Однако с этим не вяжутся социальные градации Новгородской судной гра­моты (Статья о наводке) и договора Новгорода с Кази­миром 1471 года, где речь идет о боярине, житьем, мо-лодшем, а в договоре с Казимиром еще и о селянине («а наместниму твоему судити на пошлом месте, как боярина, так и житьего, так и молодшего, так и селя­нина»)2. Правда, это противоречие возникает только в том случае, если считать «молодших» и «меньших» си­нонимами. Традиция именно такова. Но Я^нин ей не следует. Его взгляд на меньших XIII века как на про­екцию «меньших бояр» Устава Ярослава о судах святи-телыских, как на низший слой феодалов, выделивший затем из себя категорию житьих, вставшую над ними, но не сливавшийся с простой чадью или черным людом, уже приводился: «молодшие» Судной грамоты оказы­ваются идентичными «меньшим боярам» Устава Ярос­лава»3. Итак, «молодшие» Судной грамоты — это «меньшие бояре», а «меньшие» договора с Михаилом Александровичем — это житьи и черные люди, и, надо думать, молодшие — бывшие меньшие бояре, поскольку они стоят где-то между житьими и черными.

Конструкция очень сложная и довольно искусствен­ная, вводящая новую категорию в социальную струк­туру Новгорода (молодшие как правопреемники мень­ших 'бояр в отличие от просто меньших). Логических противоречий,в этой конструкции нет, «о есть серьезные неувязки с источниками, не позволяющие ее принять. Если «молодшие» Судной грамоты и договора с Кази­миром — это всего лишь узкая прослойка бывших мень­ших бояр Устава Ярослава, то где же тогда черные лю­ди как субъекты уголовного права и судопроизводства? Отсутствие купцов в перечне этих субъектов мы объяс­нили тем, что эта группа оказалась поделенной между житьими и молодшими. Как объяснить исчезновение

1 Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 86; Российское зако­нодательство X—XX вв. Т. 1.С. 273. -

2 ГВН и П. С. 130.

3 Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 147, 323.

___________________ 166 ____—————————————


черных людей, когда даже селянам, редко упомина­емым в документах новгородской истории, нашлось мес­то. Пока не будет дано удовлетворительного объясне­ния этой «пропаже», трудно принять предложенное Яниным понимание «молодших» и соотношение «жить­их», «черных» и «меньших» людей. Представляется, что такое понимание разрывает органическую связь между эксплуататорами, в первую очередь между феодальны­ми землевладельцами, которая объединяла их несмотря на острые противоречия между отдельными семьями и между родовитыми (бояре) и неродовитыми (житьи люди) представителями привилегированных слоев.

Эш довольно разнородные социальные единицы объединялись общим интересом охраны своего эконо­мического благосостояния и соответствующим этому ин­тересу политическим.поведением. Единство старейших проявлялось при всяком обострении классовой борьбы. В руках старейших концентрировалось все управление делами государства.

Простая чадь состояла из небогатых купцов, мелких и неквалифицированных ремесленников, наемных ра­ботников, скоморохов, гудошников, многочисленной го­родской голытьбы. Никогда не выходя из нужды, прос­тая чадь нередко становилась перед выбором закабале­ния или голодной смерти. Новгородское холопство пополнялось за счет простой чади, продававшей своих де­тей. Летопись воссоздает страшную картину жизни ни­зов новгородского общества: при голоде, довольно час­то обрушивавшемся на Новгородскую землю, «инии простая чадь резаху люди живые и ядаху, инии мърт-вая мяса и трупие обрезающе ядяху, а друзпи конину, псину, кошкы...»1.

Конституционная политическая активность простой чади ограничивалась присутствием на вече, где черные люди, как правило, плясали под дудку одной из бояр-ско-купеческих партий. Выборные должности были им недоступны. В исключительных и очень редких случаях черным людям удавалось включить своих представите­лей в новгородское посольство. Так было при заключе­нии договора с великим князем Дмитрием Ивановичем о взаимной помощи (1371 — 1S72) и договора о мире с великим князем Василием Васильевичем (1435)2.

1 НПЛ. С. 70.

2 ГВН и П. С. 31, 35.


Судная грамота и договор с Казимиром деклари­ровали равенство всех свободных новгородцев перед судом. Но участие в судебных коллегиях (по граждан­ским делам) было уделом лишь бояр и житьих.

Деление на старейших и молодших не затрагивало сельского населения Новгородской земли.

__________ 9 __________

КЛАССОВАЯ БОРЬБА

Значительному развитию феодальных отношений и тор­говли, многоплановости социальной структуры соответ­ствовал сложный комплекс классовых противоречий, ко­торые в условиях вечевой демократии чаюто выливались в вооруженные столкновения. Ни одно другое древне­русское государство не дает такой 'насыщенной карти­ны классовой борьбы. Новгород прошел большой путь от разложения родового строя и перехода к государст­венности в условиях зарождающегося феодализма до зрелого феодального строя. Как отметил В. Л. Янин, процессы усложнения социальной структуры и обостре­ния социальных и политических противоречий совпали во второй четверти XV века.со стабилизацией отноше­ний между Новгородом и московскими великими кня­зьями, что привело.к концентрации сил, поглощенных ранее антикняжеской борьбой, на сугубо внутренних конфликтах1. Наряду с бурным и постоянным характе­ром социальных столкновений для Новгорода показа­тельна непоследовательность и за редкими исключения­ми несамостоятельность «простой чади», обманутой ве­чевыми порядками и расколотой групповыми интере­сами.

Предпочтительное внимание летописца к событиям городской жизни лишило нас эпизодов противодействия крестьянства закрепощению. На заре феодальных отно­шений в Новгородской земле крестьянский бунт против обогащения выделившейся из общины и противопоста­вившей себя общине верхушки сливался с упорной и незаконной после крещения приверженностью к язычес­кой вере. Волхвы, которых с охотой укрывали и защи­щали от властей крестьянские массы, были первыми вы­разителями народного протеста. Так, знаменитые два

1 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 187. ________________ 168 ________________


волхва, с которыми столкнулся в 1071 году на Белозере княжеский сборщик дани Ян Вышатич, во главе 300 че­ловек избивали лучших жен, укрывавших «обилье»1.

Позднее мы не встречаем в Новгородской летописи прямых указаний на крестьянские восстания, за исклю­чением очень яркого сообщения о мятеже за Наровою 1344 года: «бысть мятеж за Наровою велик: избиша Чюдь своих бояр земьских, и въ Колыванской земли и в Руго-дивьской волости, 300 их, потом сташа на них велневи-це с юрьевци и избиша Чюди 14 000, а избыток убежа в Островьскую землю, их же не взяша, но сами биты отьидоша»2. Вероятно, преувеличенные данные об изби­той при восстании чюди (14 000) дают все же представ­ление о масштабах события. В остальном нам приходит­ся довольствоваться намеками источников на выступ­ления сельского населения. Исследователями отмечено, что изгнание князя Всеволода в 1136 году было связано с крестьянскими волнениями («смердов не блюдешь» — таково было одно из предъявленных новгородцами Все­володу обвинений). Постоянная забота новгородских властей о возвращении беглых смердов показывает, ка­кой массовый характер носила эта первоначальная фор­ма сопротивления закрепощению.

Крестьянское движение не пользовалось поддержкой городских низов. Номинальное полноправие черных лю­дей, фиктивных собственников государственных земель мешало им избавиться от взгляда на крестьянина как на своего данника и как на своего лиходея в случае неис­правного исполнения повинности, бегства или восста­ния. Крестьяне и подавно не доросли до выделения сре­ди горожан, своего коллективного феодала, своего по­тенциального союзника — городских низов3.

Внутригородские противоречия, отличавшиеся разно­образием, гораздо подробнее освещены летописью. Ре­шающими среди них были противоречия между старей­шими и молодшими, однако они нередко затушевыва­лись и усложнялись разногласиями внутри старейших,

1 НПЛ. С. 192.

2 НПЛ. С. 357.

3 Мысль о том, что смерды были главной силой в городских восстаниях, проводимая А. А. Строковым в статье «Борьба смердов и черных люден в Новгороде Великом», тенденциозна и не вяжет­ся с иеточниками//Новгородский исторический сборник. Вып. 2. Л., 1937. С. 25, 26.

________:_______169 ________________


которые служили надежным отводом энергии трудящих­ся.

Конкуренция житьих и бояр свидетельствовала о стремлении эксплуататоров неаристократического проис­хождения к равноправию с боярами в политических де­лах. Купцы добились крупного успеха в деле изоляции боярства от торгового управления, зафиксированного грамотой Всеволода Мстиславича церкви св. Ивана на Опоках. Вмешательство боярства в торговлю ограничи­валось, по этой грамоте, участием тысяцкого, который в данном случае объявлялся представителем житьих и черных людей. Однако общий итог длительной борьбы житьих с боярами за политическое влияние, по справед­ливому замечанию В. Л. Янина, был явно в пользу бо­ярства1. Мнение, высказанное полвека назад С. В. Юшковым о том, что в городах древней Руси «основной политической силой были феодалы разных видов, а не торгово-промышленная демократия»2, новгородскими ма­териалами подтверждается.

Столкновения из-за участия в управлении не мешали объединению житьих и бояр в группировки, тяготевшие в экономическом отношении к той или иной области Рус­ской земли, а следовательно, и к той или иной ветви княжеского племени. Наличие своего рода боярско-ку-печеских партий, соперничавших друг с другом на поли­тической арене и подготавливавших политические пере­вороты,— ольговичей и мономаховичей в XII, XIII ве­ках, сторонников Литвы и сторонников Москвы в XV ве­ке—отмечено еще С. М. Соловьевым. М. Н. Тихомиров внес поправку в эту характеристику. Он применил к нов­городской истории замечание К- Маркса по поводу со­перничества гвельфов и гибеллинов во Флоренции3. Маркс писал, что это были «в сущности, только споры враждебных друг другу родов, а не борьба политических партий»4. В самом деле, и в Новгороде шли бесконечные распри из-за влияния в городе, из-за прибыльных долж­ностей между крупнейшими боярскими кланами, опирав­шимися на поддержку своих улиц и концов.

Внутрибоярская борьба, как пишет Янин, «замедля-

1 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 331—332.

2 Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Ру­си. С. 172.

3 См.: Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания па Руси XI—XIII вв. М., 1955. С. 239.

* Архив Маркса и Энгельса. Т. V. С. 269.


ла не только процесс консолидации самого боярства, но и процесс консолидации противостоящих ему классовых сил»1. Политические конфликты 'часто выливались в стол­кновения улиц, концов, сторон, причем и с Софийской и с Торговой стороны стояли и бояре, и житьи, и черные люди. В этих обыденных для новгородской истории кон­фликтах черные люди сталкивались лбами и нещадно тузили друг друга во имя боярско-купеческих интере­сов. Но за политической борьбой городской верхушки скрывалась незрелая классовая борьба низов, которая не всегда поглощалась боярско-купеческой политикой.^

Затеваемые боярами смуты сопровождались стихий­ным социальным протестом масс, заставлявшим вячших мужей свертывать политическую борьбу и идти на сог­лашение между собой. Бывали случаи, когда простая чадь поднималась на старейшину новгородскую и без всякого толчка в виде политического подстрекательства со стороны последней. В такие моменты социальные антагонизмы выступали особенно рельефно, деление ад­министративное полностью уступало место классовому, борющимися партиями становились не стороны с оди­наковым составом населения, а враждебные блоки фео­дальной аристократии и житьих, с одной стороны, и го­родской голытьбы, с другой. Летописец называет само­стоятельные выступления простой чади «мятежами», а их участников — «коромольниками»2. Одно из наиболее ярких событий такого рода —так называемое восстание Степанка 1418 года, когда толпа, возмущенная само­вольной расправой боярина над Степанком, в течение нескольких дней грабила богатые дворы. Новгородской черни не удавалось подняться до систематического ле­гального использования вечевых форм в своих интере­сах. Как правило, она оставалась игрушкой боярской политики, хотя и не всегда послушной.

Какова была позиция церкви в классовой борьбе? По этому вопросу имеются сочинения церковных иссле­дователей, пытавшихся доказать внеклассовую природу новгородского духовенства. Например, Родников пред­ставляет новгородское духовенство как беспристрастного

1 Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 367.

2 Подробный перечень народных выступлений содержит назван­ная статья А. А. Строкова. Но в ней допущено явное преувеличение классового характера массовых движений в Новгороде. Автор призывал не увлекаться внутрибоярскими противоречиями и всюду видел восстание народа против правящего класса.

________________ 171 ___________—————


арбитра и примирителя борющихся классов, который, стоя над партийными интересами, обеспечивал социаль­ное спокойствие в интересах всего Новгорода1. Таково тенденциозное освещение верных по существу фактов. В самом деле, владыка не раз выходил с крестом к бушующему Новгороду и водворял в нем мир. Но это неизменно делалось для охраны жизни и собственности добрых людей, когда простая чадь выходила из повино­вения и готова была громить боярские и купеческие до­ма без разбору, независимо от клановой принадлежнос­ти их хозяев. Не случайно свергнутый с посадничества Семен укрывался от народного гнева у владыки, не слу­чайно, как отмечает Строков, боярско-купеческое вече, противопоставляемое плебейскому, собиралось за камен­ными стенами Софийского детинца, под покровитель­ством духовенства.

Миротворческая деятельность владыки оберегала бо-ярско-купеческие привилегии в минуты опасностей. И это время от времени осознавал черный народ, не раз поднимавшийся на владыку. Так, в 1228 году, по сооб­щению летописи, «простая чадь воздвигнулась на вла­дыку» и разграбила двор владычнего стольника, в 1337 году «наущением диаволим сташа простая чадь на архи­мандрита Есифа». Наиболее ярко возмущение народных масс защитой боярско-купеческих интересов деятелями церкви сказалось при обострении классовой борьбы в 1418 году. В ответ на призыв владычнего попа к миру молодшие новгородцы разъярились еще пуще, продол­жали грабить и жечь боярские дома и даже «монастырь святого Николы на поле разграбиша, ркуще: «зде жит­ницы боярьскыи»2.

Напряженная классовая борьба не затихала и за нов­городскими стенами и не ограничивалась крестьянским антифеодальным движением. Постоянно ощущалось про­тиворечие между центром Новгородской земли и приго­родами, а также огромными покоренными областями» которые вскармливали сепаратистские настроения и по­рой не прочь были сменить новгородское руководство на княжеское. И это относится не к одному только Пскову, в конце концов сумевшему отложиться. В 1339 году в Новом Торге чернь не захотела вооруженной защиты от

1 См.: Родников В. П. Духовенство и политические партии в Древнем Новгороде. Киев, 1907. С. 15.

2 НПЛ. С. 409.

___________________ 172 _________________


посягательств Симеона Гордого и восстала на местных бояр, призвавших новгородцев на помощь.

Столкновения мест с метрополией усугублялись борь­бой национальной. Покоренные племена доставляли нов­городцам немало хлопот. Нам известен бунт в Кореле 1337 года, когда туземное население перебило купцов из Руссы и Ладоги и бежало к немцам. Особенно часто складывали голову новгородские сборщики дани. В 1187 году были убиты югрские данники, причем «паде голов о сте къметьства». В 1329 году новгородцы, пошедшие на Югру, были избиты устюжскими князьями.

В такой напряженной обстановке функционировали республиканские институты.


Ч/С






Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 483. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия