Й летописи
А язь князь великыи Всеволод поставил есьм святому Ивану три старосты от житьих людей 1 ГВН и П. С. 55. 2 Lizakevitz J. G. Essai abrege... P. 64, 75. 3 Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 47. 4 См. там же. 5 Андреев В. Ф. Северный страж Руси. С. 56. _______________ 202 _______________ |и от черных тысяцкого, и от черных тысяцкого, а Запятая после «житьих людей» в Троицком списке принципиально изменяет или уточняет текст Комиссионного списка. Получается (и именно так толкует грамоту Н. И. Костомаров), что князь Всеволод назначил Иванской сотне шестерых старост: двух от купцов, трех от житьих и одного, тысяцкого, от черных людей. Из современных исследователей такого взгляда придерживается К. Расмуссен1. Вариант Комиссионного списка дает возможность иного толкования. Если предположить, что в нем пропущен знак препинания после «три старосты», текст приобретает совершенно другой смысл, чем в Троицком списке. Князь поставил св. Ивану трех старост: тысяцкого от житьих и черных людей и двух старост от купцов. Таким образом, тысяцкий перестает быть попечителем только черных людей. Запятой Троицкого списка не следует придавать решающего значения, так как грамота Всеволода, служащая в нем своеобразным приложением к летописи, писана в 60-х годах XVI века, тогда как в приложении к Комиссионному списку — не позднее середины XV века. Составитель Троицкого списка, заметив пробел в грамоте, порождающий неясность, решил устранить его и сделал это по собственному усмотрению, так как структура Иванской сотни стала уже достоянием истории. Но дело не в 'одном только синтаксисе. Предлагаемое толкование грамоты по Комиссионному списку согласуется и с дальнейшим содержанием грамоты, и с другими сведениями об управлении Иванской сотней. 1 См.: Расмуссен К. «300 золотых поясов» Древнего Новгоро-Да/'/Scando-slavica. Т. 25. Copenhagen, 1979. Р. 93—103; Российское законодательство X—XX веков Т. 1. —_______________ 203 ________________
Староста не от купцов назначался в Иванскую сотню для контроля со стороны республики за- торговыми сделками, а для этой цели достаточно было и одного человека — тысяцкого. Не случайно поэтому в грамоте Всеволода, за исключением разобранного сомнительного места, нигде не упоминается о трех старостах от житьих. Старосты купеческие, по грамоте Всеволода, «вес весят», старосты купеческие и тысяцкий получают вступительные взносы, первые — 50 гривен серебра, последний — «сукно ипьское», а об обязанностях, правах, о деятельности старост от житьих умалчивается. Старосты от житьих людей неизвестны и договорам Новгорода с Западом, тогда как двое купеческих старост и тысяцкий упоминаются в них в качестве представителей города неоднократно1. Указанные умолчания источников подтверждают, что в Иванской сотне было всего 3 старосты. Такого мнения придерживались В. О. Ключевский, М. Н. Тихомиров, в наши дни его отстаивает В. Л. Янин2. Но это означает, что, по рукописанию Всеволода, тысяцкий представлял в торговом управлении как житьих, так и черных людей. Что касается версии Н. И. Костомарова о беспошлинном суде над черными людьми, выводимой из их мнимого представительства в Иванской сотне, то она не только методологически неосновательна (беспошлинный суд в феодальном государстве), но и документально опровергается Новгородской судной грамотой, установившей размер пошлин в суде тысяцкого (ст. 8). Еще А. И. Никитский пришел к выводу, что тысяцкий представлял житьих и черных людей в торговой общине не по выбору, а, так сказать, ex officio3. За ширмой «народного представителя» осуществлялось боярское вмешательство в дела торговли, от которых бояре вместе с посадниками декларативно отстранялись грамотой Всеволода. Однако взгляд на тысяцкого как на народного трибуна все еще дает о себе знать. Отголоском его явилось утверждение, что первые выборные новгородские тысяцкие (XII — начало XIV века) не были боярами4. «Если еще в XIII веке тысяцкий почти всегда избирал- 1 ГВН и П. С. 74, 76, 120, 128. 2 См.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 227; Российское законодательство X—XX веков. Т. I. С. 272. 3 См.: Никитский А. И. История экономического быта... С. 20. 4 См.: Российское законодательство X—XX вв. Т. I. С. 302. __________________ 204 ___________ ся из среды непривилегированного населения, то уже в XIV веке на этот пост выбирали только боярина»1,— пишет В. Л. Янин. Единственным доказательством этой версии является то, что никто из первых тысяцких (до Остафья Дворянинца — 30-е годы XIV века) не стал посадником, не числится в списках посадников, а начиная с Остафья Дворянинца должность тысяцкого нередко становилась ступенькой к посадничеству2. Аргумент далеко не бесспорный: не все бояре становились посадниками. Могли быть и другие, оставшиеся нам неизвестными мотивы и традиции, по которым до 30-х годов XIV века тысяцкие не становились посадниками. Мысль, что тысяцкий избирался не из бояр, а из широких слоев населения, высказывалась неоднократно и в русской (например, С. Ф. Платонов), и в западной литературе3. К. Герке полагает, что до конца XIII века тысяцкие избирались из низших слоев населения и только в XIV веке бояре завладели этой должностью, чтобы подчинить своему контролю торговый суд4 (позиция, близкая В. Л. Янину). И. Лойшнер, напротив, полагает, что тысяцкие и в XIII веке принадлежали к высшему социальному слою земельных собственников, т. е. к боярам. Его доказательства неубедительны. В наличии большого богатства (позволившего тысяцкому Милонегу заложить каменную церковь), или двора, в упоминании тысяцкого по имени и отчеству он видит признаки принадлежности к боярству. Более убедителен приводимый Лойшне-ром фрагмент летописи за 1269 год, где перечисляются погибшие и пропавшие без вести новгородцы. Перечень убитых начинается с посадника, затем идут несколько имен и слова: «и много добрых бояр, а иных черных людии бещисла». Список щюпавших открывает тысяцкий Кондрат, далее еще всего два имени (с отчествами) и почти те же слова «а иных много»5. По аналогии с погибшими, Лойшнер заключает весьма резонно, что удостоились упоминания лишь бояре, а тысяцкий оказался первым среди них6. 1 Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 227. 2 См.: Янин В. Л. Новгородские посадиики. С. 329; Андреев В. Ф. Северный страж Руси. С. 57. 3 См.: Eck A. Le moyen age russe. P. 12. 4 См.: Goehrke С. Die Sozialstruktur... S. 362. 5 НПЛ. C. 86. 6 См.: Leuschner J. Novgorod. S. 89, 91—93. ________________ 205 ________________Хотя не все аргументы Лойшнера одинаково убедительны (дворы имели не только бояре, а посадники нередко упоминаются в летописях только по имени), думается, что догадки его правильны. Трудно предположить, чтобы в городе, где занятие должностей всегда соизмерялось с богатством и общественным весом, второй по значению пост, тем более тесно связанный поначалу с ратным делом, сословным занятием боярства, мог принадлежать выходцам из низших слоев населения, да еще в первый период республиканской истории, когда противоречия между старейшими и мо-лодшими еще не достигли остроты и явно не осознавались простым народом. П. Йохансен высказал мнение, что тысяцкий избирался Ивановской купеческой сотней1. Оно ни на чем не основано и противоречит общепринятому взгляду на избрание тысяцких вечевым решением. Формулы «даша и отъяша тысяцкое», применяемые летописцем, подтверждают этот взгляд. Видимо, тысяцкого избирали из числа 10 сотских. Во всяком случае, известно, что иногда сотские становились тысяцкими2. С neipBoft половины XIV века появляются сведения о наличии нескольких тысяцких. При встрече Ивана III в 1475 году их фигурирует семь. Среди тысяцких, как и среди посадников, были степенные и старые. Вопрос о том, выросло ли число тысяцких за счет их частой смены, т. е. «скопления» старых тысяцких, или за счет одновременного избрания нескольких тыся-цких, остается открытым. Исследователи склоняются к тому, чтобы решать его по аналогии с посадниками. «До специального исследования об организации института тысяцких нам неизвестна в точности система этой организации,— пишет В. Л. Янин.— Однако вряд ли можно сомневаться в том, что она основывалась на тех же принципах кончанского представительства, которые учитывались при формировании посадничества»3. Это мнение поддерживает и И. Лойшнер, но в менее категорической форме. Он считает возможным (хотя и не утверждает этого с полной определенностью), что так 1 См.: Johansen P. Novgorod und die Hanse//Gedachtnisschrift fur F. Rorig. Lubeck, 1953. S. 126. 2 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 152; Leu-schner J. Novgorod. S. 92. 3 Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 316. _______________ 206 _______________ л^пмя 1291 года повела к аналогичным В. Л. Янин считает что' * опровергает- посадников у Янина. и «кеим тысяцких вновь ких стали избирать Дважды в год в ФЛЯЛРИСЬ по ТОМу густе, и между ^^садники^З^ неимением иных же принципу, что и пос^н"^зать что сомнения, вы-доказательств можно ^/казать,^ ^^^ ре. сказанные по ^J^™ и пРОНимания «старых по- других землях1. Лойшнер полагает, что как руководитель «тысячи», военной организации города, тысяцкий с самого начала выполнял и значительные полицейские функции. Расширение их, в особенности в связи с расцветом внешней торговли, привело в XIII веке к освобождению тысяцкого от многих обязанностей по военной части. Поэтому с конца XIII века тысяцкий утрачивает значение первого воеводы и даже во главе кончанского ополчения появляется редко2. Летописи и грамоты новгородские свидетельствуют о том, что как в гражданской, так и в военной области управлением занимались и посадники и тысяцкие. Тех и других находим мы при переговорах с князьями и иностранными державами. Посадники выступают в роли воевод, а тысяцкие в качестве военачальников вместе с воеводами и наместниками князя ходят в походы. Посадник с тысяцкнм вводят вновь избранного владыку в его палаты. Посадники и тысяцкие распоряжаются земельными владениями Новгорода3, строят города и т. п. Наряду с общими предметами ведения, охватывающими почти все новгородское управление, и посадники и тысяцкие имели особые области управления, свободные от взаимного вмешательства. Особой сферой деятельности посадника были совместный с князем суд и совместное с князем назначение должностных лиц в волости. Особая область тысяцкого — торговое управление и торговый суд. Грамота князя Всеволода церкви св. Ивана на Опоках, устанавливающая эти обязанности тысяцкого, специально оговаривает невмешательство посадника и бояр новгородских. Тысяцкий был одним из старост, ведавших делами Иванской купеческой сотни. На дворе церкви св. Ивана на Опоках он вершил в совете с другими купеческими старостами споры между новгородскими купцами и между новгородцами и иноземными купцами. Проект договорной грамоты с Любеком и Готским берегом (1269 г.) устанавливал: «А будет у зимних и у летних гостей дело до суда, то кончить это дело перед тысяцким, старостами и новгородцами». В случае спора с лоцманами купцы также должны были идти с ними на 1 См. Leuschner J. Novgorod. S. 89 2 См. Ibid. S. 106—107. 3 См. ГВН и П. С. 148. суд перед тысяцким и пгред новгородцами на двор св. Ивана. Когда же случалась «ссора» между немцами и новгородцами, судебная коллегия пополнялась посадником1. В. Л. Янин полагает, что тысяцкпе ведали сотнями, население которых составляли исключительно житьи, купцы и черные люди, и что до конца XII вэка сотни принадлежали к княжескому управлению. В отличие от сотен, по этой версии, концы и улицы были заселены боярами и боярскими людьми, они раньше добились автономии и относились к ведомству посадников2. Трудно допустить нормальное функционирование городской администрации и течение городской жизни при такой чересполосице. Если бы сотни представляли собой независимую от концов административно-территориальную систему, следовало бы ожидать их представительства на вече. Но об этом ничего не известно. Если бы в сотнях жили!кулцы и черные люди, а в концах — бояре, трудно было бы избежать столкновений между концами и сотнями. Но и об этом нет сведений. И. Я. Фроянов и А. Ю. Дворниченко справедливо заключают, что «источники позволяют взглянуть на вопрос и несколько иначе»3. Посадники и тысяцкие располагали штатом, позволявшим осуществлять их многообразные полномочия и выполнявшим, вероятно, полицейские функции. Летописи известны, например, «паробцы посадничьи». На содержание штата и на вознаграждение высших сановников шли повинности со специально для этой цели отведенных земель. Поралье посадника и тысяцкого от обычных феодальных повинностей крестьян отличалось только особым назначением и взыскивалось с большими злоупотреблениями. Жалобы крестьян на неправомерные поборы рассматривались вечем4. Поралье не 1 ГВН и П. С. 59—60. Участие посадника в разбирательстве «ссор» новгородцев с немецкими купцами дает основание предположить, что под ссорами понимались судебные дела, не имевшие связи с торговлей, видимо, уголовные. 2 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 113; Он же. Очерки... С. 228. 3 Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. С. 182. 4 Сохранилось решение веча начала XV века по жалобе сирот Терпилова погоста на неправильности во взыскании поралья посадника и тысяцкого, подтверждающее, что повинности должны собираться по старине, и уточняющее их состав. См.: ГВН и П. С. 147. ________________ 209 ________________ 14 Заказ 2695 было единственной выгодой, извлекаемой посадниками и тысяцкими из должности даже легально, не говоря уже о поборах. Вероятно, посадники и тысяцкие имели какую-то долю в судебных пошлинах и в конфискованных по их постановлениям имуществах. На такую мысль наводит любопытное место в данной посадника Терентия Богородицкой церкви на землю на Княже-острове. Желая подтвердить свое право на жалуемую землю, принадлежавшую некогда Роспопину Михаилу, посадник пишет: «А пришло мне то в тадбы»1. Отсюда мы заключаем, что присвоение судьей части имущества, изымаемого у лица, осужденного за татьбу, считалось вполне законным. При отсутствии четкого разделения полномочий тесное взаимодействие между посадниками и тысяцкими было настоятельной необходимостью. Поэтому нередко посадник и тысяцкий назначались и смещались вместе. Они могли успешно действовать лишь будучи единодушны. Когда княжеская власть еще несла обязанность по городскому управлению, требовалось также единство с князем. Отсюда отмеченное В. Л. Яниным частое совпадение смены посадников в XII—XIII веках с приглашением или изгнанием князей. С появлением старых посадников и тысяцких сложность и дробность новгородского управления еще более возросли. Это побуждало к оформлению координирующего и направляющего центра в виде боярско>го совета.
|