Совете господ.
• Участие владыки во внешних сношениях было обычным явлением. Так, договор о мире с Норвегией 1326 года скреплен печатью владыки, в 1339 году его представитель входил в состав посольства к ко|ролю шведскому. Особенно часто владыку отправляли в посольства к князьям для переговоров о приглашении их в Новгород и для улаживания взаимных неудовольствий. Так, архиепископ Илья принимал активнейшег участие в отстаивании свободы города от Андрея Боголюбско-го, а после славной победы новгородского оружия отправился к князю для нормализации отношений. Проявив большую дальновидность и запретив своему конному полку сражаться с войском Ивана II! во время Шелонской битвы (в чем многие новгородцы видели причину поражения), владыка Феофил возглавил затем новгородское посольство к Ивану и подписал мирный договор. Открытие военных действий Новгородом также требовало одобрения владыки. Летопись рассказывает, как в 1398 году посадники, и бояре, и дети боярские, и житьи, и купцы со всеми своими воинами били челом владыке: «благослови волостей поискать». Вероятно, в данном случай речь шла не только о благословении, но и о материальной поддержке. Особое значение имело для Новгорода сдерживающее влияние, оказываемое владыкой на тенденцию пригородов и волостей к отделению. Новгородское руководство было для провинций настолько обремени-_______219 _______________* тельным, что многие из них стремились выйти из состава государства. Глава церкви цементировал нестойкое единство Новгородской земли и зорко следил за всем, что ему угрожало. В 1398 году, например, владычный волостель сообщает новгородскому войску об измене двинских воевод. После образования независимого Псковского государства владыка, сохраняя 1ю отношению к младшему брату Великого Новгорода полномочия главы церкви, способствовал удержанию Пскова в новгородской орбите и перекачивал часть доходов псковской церкви в казну св. Софии. Между псковской и новго;родской церквами сложились такие же отношения, как между новгородской и московской. Способом укрепления власти Новгорода в пригородах и отдаленных районах могла служить передача их под управление владычных наместников. Предположение об этой форме прямого владычного управления светскими делами высказал В. Л. Янин на основе изучения группы булл. По его наблюдениям, наместники владыки с конца XIII вэка посылались в территории, находившиеся под угрозой отделения или завоевания,— в разное время в Ладогу, Торжок, Заволочье, причем одновременно в управлении таких наместников находилось не более одной-двух территорий1. Помимо руководства духовным ведомством владыке принадлежал суд над церковными и монастырскими людьми во всех делах2, а также суд над всеми жителями Новгородской земли в делах, связанных с верой, которые, по тогдашним понятиям, охватывали весь круг семейных и наследственных отношений, г. е. 1 См.: Янин В. Л. Актовые печати... Т. 2. С. 61—87. 2 С XIV века некоторые монастыри получили право самостоятельного суда над своими людьми (см., например, грамоту великого князя Ивана Даниловича Юрьеву монастырю//ГВН и П. С. 143). Владыке в таких случаях предоставлялся апелляционный суд и возможность личного разбора дел при «подъездах», т. е. посещениях монастырей. При смесном суде (когда одной из заинтересованных сторон был новгородец, а другой — монастырский человек) дела, однако, решались новгородскими властями не с представителями монастырей, а с владыкой или его наместниками во владычных палатах. С владыкой Новгороду было удобнее иметь дело и потому, вероятно, он не признавал делегирования судебных полномочий монастырям. Вызов монастырских людей в смесный суд производился только через владыку (см., например, жалованную грамоту новгородского архиепископа Ефимия Спасскому Верендовскому мо-настырю//ГВН и П. С. 94). ________________ 220 _____________ обширную и немаловажную сферу гражданско-правовых споров. Устав князя Всеволода наделяет владыку еще одной важной функцией — контролем за торговлей. Ежегодно он должен был проверять точность торговых мер и сурово наказывать лиц, виновных в их порче. За попечение о торговле владыка получал дар с Иванской Сотни. \ i Экономическая мощь и политическое влияние церкви, обширность полномочий владыки, почтение, которым он был окружен, сказавшееся, в частности, в том, что в перечне представителей Новгорода он всегда упоминался первым, с давних времен располагали исследователей к тому, чтобы видеть в нем главу государства. Приоритет в этом вопросе принадлежит де Ланнуа, назвавшему владыку «сеньором города». Оценка де Ланнуа бытует до сих пор. Г. Е. Кочин, комментируя ее в сборнике документов по истории Новгорода и Пскова, подчеркивает наблюдательность «приезжего иностранца»1. В. Ф. Андреев полагает, что владыка возглавлял не только церковь, но и Новгородское государство2. Немецкий исследователь PL Раба дал своей статье о новгородском архиепископе Евфимии II подзаголовок «Князь церкви как руководитель светской республики»3. Подобные определения подчеркивают реальное отличие статуса новгородского владыки от статуса архиепископов и митрополитов других русских земель, явившееся результатом ослабления княжеской власти и установления республиканского самоуправления. Но юридически они неточны. Как заметил А. С. Хорошев, признание владыки главой государства равнозначно провозглашению Новгорода теократической республикой4. Правы те исследователи5, которые видят во владыке лишь одно из высших должностных лиц государства. Его особый авторитет был связан с престижем церкви, но власть не распространялась на все об- 1 См.: Памятники истории Великого Новгорода и Пскова
|