Ки... С. 181.
6 См.: Leuschner J. Novgorod, S. 110—111. ция их, не очень широкая, включала благоустройство, соблюдение порядка, разбор споров между гражданами конца, выполнение кончанских и общегородских повинностей. Концы выставляли в случае надобности каждый свое ополчение во главе с воеводой. Эти ополчения входили в новгородское войско1. В XIV — XV веках в важных переговорах участвуют представители концов (как правило, — житьи, в исключительных случаях — черные люди). Новгородская судная грамота вводит по одному боярину и по одному житьему от конца в судебную коллегию докладчиков. Таким образом, концы выполняли ряд административных, судебных, дипломатических и военных функций. Все это требовало средств. Предполагают, что каждый конец располагал своей казной. От XV века дошли образцы кончанских печатей. Начиная с А. И. Никитского, исследователи отмечают тесную связь монастырей с управлением концами2. Существует мнение, что близлежащие новгородские волости, названные после падения республики пятинами, закреплялись в собственность и управление за концами — за каждым по одной пятине. Мнение это основано на следующем не вполне ясном высказывании немецкого посла в Москве XV века С. Герберштейна: «Некогда во время цветущего состояния этого города, когда он был независимым, обширнейшая область его делилась на пять частей. Каждая из них не только докладывала все общественные и частные дела надлежащему и полномочному в своей области начальству, но могла исключительно в своей части города заключать какие угодно сделки и удобно вершить дела с другими своими согражданами, и никому не было позволено в каком бы то деле жаловаться какому-нибудь иному начальству того же города»3. Одни исследователи (К. А. Неволин) считали, что Герберштейн говорил о концах новгородских, другие (А. И. Никитский, А. В. Арциховский, В. Л. Янин и др.) под «обширнейшей областью» понимали пятины и делали вывод о зависимо- 1 См.: Рабинович М. Г. Военная организация городских концов в Новгороде Великом в XII — XV вв.//Краткие сообщения о докладах и полевых изысканиях Института истории материальной культуры. 1949. № 30. С. 55—56. 2 См.: Никитский А. И. Очерки внутренней истории церкви в Великом Новгороде. СПб., 1897. С. 98; Арциховский А. В. Городские концы... С. 7; Янин В. Л. Актовые печати... Т. II. С. 136. 3 Герберштейн С. Записки. СПб., 1908. С. 116—117. 16* сти пятин от концов, на каковую мысль наводило также совпадение числа концов и пятин1. На наш взгляд, независимо от толкования слов Гер-берштейна, чье свидетельство об обычаях Новгорода, основанное на рассказах, может быть и недостоверным, прав К- А. Неволин, не признававший административных' связей концов с пятинами и привлекший к изучению вопроса большой летописный и актовый материал. Он справедливо указал, что в республиканскую эпоху, во-первых, земли, охваченные впоследствии пятинным делением, в смысле их управления не представляли единого целого, а дробились на более мелкие районы, тяготевшие к городским центрам, и, во-вторых, управлением всех этих земель ведало общегородское вече и избираемые им должностные лица, что видно и из договоров с князьями, и из случаев назначения в будущие пятины посадников, князей-кормленщиков, и из случая жалоб населения волостей новгородскому вечу на присланных им управителей, и т. п.2. Вместе с тем не вызывает сомнений, что концы (впрочем, так же, как и улицы) распоряжались некоторыми территориями, лежащими за пределами города. Об этом свидетельствуют грамота Славенского конца Саввино-Вишерскому монастырю с подтверждением прежнего пожалования «кончанской» землею на реке Вишере и докончальная Славенского конца с Иваном Губаревым о размежевании земли 'Ивана Губарева и Саввино-Вишерского монастыря3. Но в этом случае (обе грамоты говорят об одной и той же земле) распоряжение конца частью новгородской территории, по-видимому, базировалось не на государственном, а на частном праве. Земля могла быть куплена концом для совместной эксплуатации сельского населения, подарена, завещана концу и т. п. Вопрос о должностных лицах конца не так ясен. Часто говорят о кончаноких старостах4. Однако нов- городским источникам такая должность не известна. Лишь в немецком документе 1401 года говорится, что в совете господ вместе с архиепископом, посадником и тысяцким заседали «пять старост от пяти концов». Пя-тиконецкие старосты, являвшиеся, по мнению И. Д. Беляева, выборными кончанскими руководителями, появляются в источниках лишь в XVI—XVII веках и послужили, вероятно, заменой неприятного для московского уха и связанного с воспоминаниями о древних новгородских вольностях института посадников и тысяцких. В. Л. Янин, а вслед за ним И. Лойшнер справедливо полагают, что кончанский староста немецких источников и кончанский посадник — понятия тождественные1. Три новгородские грамоты (две XV века и одна конца XII века, причем подлинность ее сомнительна) говорят о кончанских посадниках и тысяцких2. Но поскольку летописи ни разу не сообщают об избрании посадников или тысяцких на кончанских вечах, а сличение имен, перечисленных в упомянутых грамотах, со описками новгородских посадников убеждает, что кончанские и городские посадники — одни и те же лица, можно предположить, что новгородские посадники и тысяцкие, степенные и старые, считались в то же время посадниками и тысяцкими того конца, в котором они жили, и несли обязанности по его управлению. Это тем более естественно, что в концах господствовали стойкие боярские группировки с определившимися вождями. Данными о конфликтах между боярами одного конца мы не располагаем. Значит, вопрос о том, кому представлять конец в городе или кто были в конце «передние люди», не вызывал разногласий. Он определялся социально-экономическим статусом, престижем боярских вожаков. Невозможно установить, какие функции исполнялись посадниками и тысяцкими в качестве представителей центральной власти и какие — в качестве представителей местной власти. 1 См.: Никитский А. И. Очерки внутренней истории Пскова. С. 162. См. также разбор мнений по этому вопросу в статье А. В. Арциховского «Городские концы в Древней Руси»//Историче-кие записки. АН СССР, Вып. 16. 1945. С. 6, 7; Янин В. Л Новгородские посадники. С. 371. 2 См.: Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке. СПб., 1853. С. 51. 3 ГВН и П. С. 48, 172. 4 См.: Ключевский В, О. Сочинения. Т. II. С. 67. 1 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 327; Leusck-ner J. Novgorod. S. 111. 2 В одной из упомянутых выше грамот о землях Саввино-Вишерского монастыря сказано: «покончаша промежу себя посадники великого Славенского» и дальше: «что дали посадники Федор Тимофеевич и Иван Александрович и старшие посадники и тысяцкие землю кончанскую» (ГВН и П. С. 148), во второй от имени Славенского конца выступают восемь посадников (ГВН и П. С. 172). Посадник Славенского конца фигурирует также во вкладной на землю Муремскому монастырю (ГВН и П. С. 284). ________________ 245 ________________
|