РЕСПУБЛИКИ 5 страница
Вся политическая история Новгорода обнаруживает прочность клановых связей, приобретавших территориальный характер и охватывавших не только бояр, но и всех окрестных жителей, всех уличан. Пределом распространения этих патриархальных связей были крупнейшие административные единицы города — концы, а иногда и стороны, Торговая и Софийская, на которые делила Новгород река Волхов. В тяготении к боярским кланам — слабость социальных низов, обеспечившая незыблемость руководства аристократических родов. В то же время постоянная борьба между ними за преобладание в городском управлении ослабляла республиканские устои и придавала политической жизни бурный характер. Особый интерес как показатель уровня феодализации представляют права боярства по отношению к на- 1 См.: Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина (истори-ко-генеалогическое исследование). М., 1981. С. 7—8. 2 Янин В. Л. Очерки... С. 21. 3 См. там же. С. 151; Он же. Новгородская феодальная вотчина... С. 8. селению принадлежавших ему земель. В Новгороде имело место сравнительно раннее превращение феодалов из хозяев над землей в хозяев, хотя и не всегда и не сразу полных, над работником, все более и более интенсивное по мере постепенной ликвидации права крестьянского перехода. Уже договоры с князьями XIV века, запрещавшие князю судить смерда без господаря, свидетельствуют о частичной юрисдикции феодалов. Не означает ли это положение договоров, что обычно смердам давали суд владельцы земли без участия князя? В подтверждение этой гипотезы можно привести и данную новгородского посадника Василия Степановича Богословскому Важскому монастырю (правда, она относится к середине XV века): «А случится дело монастырскому человеку с посадницким человеком, — читаем мы в этом документе, — ино судит игумен с посадницким с Васильевым прикащиком»1. Значит, в середине XV века, по крайней мере в некоторых местах, феодалы обладали уже полной судебной и административной властью над крестьянами и осуществляли ее с помощью прикащиков. В соединении с запрещением перехода, которое тоже имело место в отдельных случаях2, это явление представляет собой несомненный и ранний росток крепостнических отношений. Новгородские бояре пользовались всеми традиционными для феодального права привилегиями господствующего класса. Они не платили податей; особая охрана жизни, чести, имущества бояр, по-видимому, имела место и в Новщродской республике, хотя наши сведения о ней исчерпываются Русской Правдой, церковными уставами и Псковской судной грамотой. Признаком боярства было не только крупное земельное владение, богатство, но и знатность рода. Доступ в круг избранных, если вообще допустить его возможность, был крайне затруднен. Мнение Н. И. Костомарова, что легко делались боярами военные люди, приобретавшие славу и добычу, и что «если бы человек безземельный достиг влияния и значения, то Великий Новгород подарил бы ему землю»3, ни на чем 1 ГВН и п. С. 281. 2 См. раздел о крестьянах. 3 Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 20. ___________________ Н2 ___________________ не основано, кроме иллюзий народоправства. Наоборот, известны и очень богатые новгородцы, не носившие боярского титула. Утверждение А. В. Арциховско-го, что «все крупные землевладельцы были боярами»1, неточно. Проведенные В. Н. Вернадским исследования писцовых книг обнаружили в Новгороде на рубеже XV—XVI веков собственников огромных наделов, нисколько не уступавших крупнейшим боярским вотчинам, но эти собственники принадлежали не к боярам, а к житьим людям. Значит, к этому времени боярство приобрело замкнутый характер, т. е. стало сословием. КУПЦЫ Сильные своей многочисленностью и особой ролью в экономике, купцы принимали активное участие в политической жизни Новгорода. По мнению В. Л. Янина, им принадлежала особая роль в организации отпора (Князю Всеволоду Мстиславичу (1136)2. В XII— XIII веках купцы рядом с огнищанами и гридьбок выступали в качестве представителей города при переговорах с князьями (1166 г.; в 1225 г. в посольство вошли посадник, тысяцкий и купцов старейших 10), в составе новгородского войска, идущего с князем Ярославом «воевать низовскую землю» (1195), в ополчении при нападении Литвы (1234). Купцы, дети купецкие, купеческие старосты часто упоминаются в документах, связанных с отношениями Новгорода с Западом, на протяжении всего периода новгородской вольности. Умолчание о купцах в посольствах XV века к великим князьям московским и литовским едва ли было следствием ослабления их политического влияния. Мы полагаем, что купеческие представители просто охватывались понятием житьих, почти неизменных участников поздних переговоров Новгорода с князьями. По верному наблюдению В. Ф. Андреева, советские исследователи в отличие от дореволюционных считают, что политическая роль купцов была довольно скромной. Основанием для этого послужили положения договоров с князьями о закладничестве, в которых куп- 1 Арциховский А. В. Новгород Великий... С. 44. 2 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 71. 8 Заказ 2695 цы постоянно фигурируют рядом со смердами1. Правда, встречаются и исключения. Так, Н. Л. Подвигина писала, что «купечество составляло весьма почитаемую в Новгороде группу населения», которая упоминается вслед за боярами и дружинниками, а позднее — за житьими людьми2. Но все же создается впечатление известной недооценки политической роли новгородского купечества в советской литературе. Думается, что это был своего рода эксцесс полемики с торговой теорией происхождения русских городов и верного в сущности своей утверждения господства феодальных верхов. Б. Д. Греков, исследуя упомянутые места из новгородских грамот, причислял «купчину» к низшим слоям городского населения3. В. Н. Вернадский из частого отсутствия купцов в перечне новгородских представителей при оформлении договоров с князьями в XV веке делал вывод о несоответствии экономического значения купечества его социально-политическому положению в XV веке. Для него вообще характерно преуменьшение политической роли купцов и малоубедительное сближение их со смердами, основанное все на том же, правда весьма распространенном, фрагменте договоров с князьями о закладниках: «А закладнеи вам, великые князи и вашим княгиням, ни вашим боярам не держати ни в Торжку, ни во всей волости Новгородской; а купец придет во сто, а смерд потянет в свой потуг, как пошло, к Новугороду»4. Сделав это положение стержнем своих рассуждений о новгородском купечертве, Вернадский заключал, что купцы всегда ставятся новгородскими источниками рядом со смердами как потенциальные должники, или заклад-ники, что их участие в посольствах ограничено, что во внутренних делах они не представляли заметной самостоятельной силы5. Рудименты преуменьшения роли купечества встречаются иногда и у исследователей, которым, в общем, такая позиция несвойственна. Так, В. Л. Янин пишет, 1 См.: Андреев В. Ф. Северный страж Руси. С. 49. 2 Подвигина Н. Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII—XIII вв. С. 94. 3 Греков Б. Д. Крестьяне на руси. Т. II. С. 406. 4 См., например: ГВН и П. С.'48. 5 См.: Вернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV веке. С. 163—164. .________________ 114 ________________ что «на протяжении всей истории республиканского Новгорода купечество ни разу не получило права выступать от лица Новгорода рядом с боярами и житьими»1. Не говоря о том, что житьи включали в себя наиболее состоятельных купцов (о чем речь пойдет в разделе о житьих), это утверждение фактически неточно. Купцы как особая социальная группа, стоящая после бояр и житьих, но перед черными людьми, фигурируют в четырех грамотах 40—70-х годов XV века (грамота о представлении «черного бора» с новоторж-ских волостей великому князю Василию Васильевичу, договорная грамота с Казимиром IV, жалованная грамота Соловецкому монастырю и жалованная грамота Спасскому Верендовскому монастырю)2. И. Лойшнер по этому поводу заметил, что в строго иерархизиро-ванный перечень трех слоев новгородского общества (бояре, житьи и черные люди) во второй половине XV века «втерлись в качестве самостоятельной категории купцы»3. Эти наблюдения не помешали, однако, и Лойшнеру отдать дань концепции определенного вытеснения купцов из государственной жизни в период расцвета республиканских учреждений. «Образовавшаяся во второй половине XIII века боярская олигархия, в которую вросли и некоторые богатые купеческие семьи (здесь автор ссылается на многократно упоминавшуюся уже работу К. Герке, с. 361. — О. М.), вытесняла купечество из сферы политической ответственности, — пишет он. — В XIV—XV вв. купцов, в отличие от бояр, житьих и черных людей, уже не видно при принятии политических решений»4. Загадочные «исчезновения» и «появления» купечества, реального и постоянного фактора общественной жизни торгового города, в новгородских документах трудно объяснить, если не придерживаться версии, что исчезает и появляется лишь определенное словесное обозначение объекта, а не сам объект как таковой. Герке оттенил чрезвычайно важный момент дифференциации купечества, который у Лойшнера в данном контексте, как и у всех исследователей, ставивших куп- 1 Янин В. Л. Новгородские посадники. С. 332. 2 ГВН и П. С. 38, 130, 152, 154. 3 См.: Leuschner J. Novgorod. S. 41, 35. 4 Ibid. S. 40. цов рядом со смердами, не получил должного освещения. По Герке, когда возникла боярская олигархия, богатейшие купцы вросли в нее. Каким путем? Может быть, они стали боярами? Тогда, действительно, может сложиться впечатление, что купцов вытеснили из политической жизни. Но трудно объяснить, как в городе, где влияние определялось богатством, купцы могли оказаться в худшем положении, чем простая чадь, или молодшие люди, которых никто не лишал прав гражданства. Обратим внимание, что примерно в одно время с «исчезновением» купцов в новгородских источниках появляется новая категория — «житьи люди». Сопоставление этой категории с фактом дифференциации купечества приводит к выводу, что купечество в зависимости от достатка входило в состав как житьих, так и черных людей, и потому его особое поименование не всегда считалось обязательным. Такого взгляда придерживаются немецкие историки К. Герке, К. Хеллер. Последний считает, что житьи люди обозначались в источниках и как гости. «Купцы, — пишет он со ссылкой на К. Герке, — не представляли собой в Новгороде особого социального слоя. Под ними следует понимать не столько социальную категорию, сколько торговую профессию как таковую. Купцы могли, таким образом, быть как торговцами в чужих землях (гостями), так и торговцами в своей земле (купцами), и в этом качестве они принадлежали к широкому городскому слою объединяемых в сотни свободных людей, которые облагались налогами и несли другие повинности»1. Это предположение будет подробнее аргументировано в разделе о житьих. Пока же скажем только, что любое сопоставление купцов со смердами основано на недооценке неоднородности купечества, среди которого были и мелкие торговцы, коробейники, которых М. Н. Покровский уподоблял некрасовскому дедушке Якову2, и крупные дельцы, кичившиеся богатством, знатностью и властью. Купечество, по удачному замечанию Н. И. Костомарова, было не сословием в привычном значении это- 1 Heller К. Russische Wirtschafts und Sozialgeschichte. Band I. Darmstadt, 1987. S. 29; см. также: Ooehrke C. Die Sozialstruktur. S. 365. 2 См.: Покровский М. Н. Русская история... Т. I. С. 58. ___________________ '1(16 ___________________ го слова, т. е. с особыми гражданскими правами, а занятием, доступным по праву для всех1. Оно не было однородным. Источники говорят о «пошлых» купцах — тех, которые по вкладу или по отчине были членами Иванской общины. Привилегией пошлого была возможность быть избранным старостой Иванской сотни и, таким образом, принять самое непосредственное участие в торговом управлении. «А ' не пошлым купцам старощения им не держати, ни веса им не весити иваньского», — гласит грамота Всеволода (церкви св. Ивана. Встречаются в летописи также вячыние, старейшие/, добрые купцы, т. е., несомненно, наиболее крупные, богатые. Они, как подчеркивает К. Герке, принадлежали к высшему слою новгородского общества2. Совпадали ли они с пошлыми, как полагал А. И. Никитский3, или это была широкая категория — не ясно. Из купцов выделялись гости; они торговали в других землях — безразлично, в русских или нерусских. По Костомарову, именно гости и представляли собою добрых купцов4. В XII веке, согласно Уставу Владимира Мономаха, это была привилегированная купеческая группа. В. Н. Вернадский предположил, что в XIV веке высший слой купечества составляли уже не гости, а купцы-землевладельцы. Купцы в самом деле приобретали земли, и по размерам владения их порой невозможно отличить от бояр. Поскольку в средние века товар нередко добывался путем грабежа и торговля была из-за этого делом далеко не безопасным, купцы были хорошими ратниками и в случае надобности содержали небольшие дружины. В памятниках говорится еще и о детях купеческих. Термин этот употреблялся или в буквальном смысле, как «сын посадника», «сын тысяцкого», «дети боярские», или равнозначно купцам. Оба значения находим в договоре с немцами 1372 года. Договор заключен от всего купечества и от всех детей купеческих, следовательно, в данном случае эти понятия различаются. Но далее в тексте читаем: «вашим детям купеческим приез- 1 См.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 25—26. 2 См.: Goehrke С. Die Sozialstruktur... P. 360. 3 См.: Никитский А. И. История экономического быта... С. 95. 4 См.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 26. __________________ 4\17 __________________ жать к нам, а вашим к нам»1. Здесь буквальное толкование термина означало бы неразумное ограничение торговли, противоречащее духу соглашения. Купеческие дети, подобно боярским, участвовали в политической жизни и даже, по-видимому, содержали свои дружины. Под 1398 годом летопись сообщает: «и биша челом посадник Тимофей Юрьевич, посадник Юрий Дмитриевич, Василий Борисович и бояре и дети боярские и житьи люди и купецкиг дети, и все их вой: «благослови волостей поискать»2. Имея в виду неоднородность новгородского купечества, обратимся теперь вновь к договорам с князьями. Прежде всего отметим, что купцы выступают в них не только в роли закладников. Договоры запрещают чинить вывод, давать грамоты и силой переимать гостя новгородского или новоторжского в волости князя. Речь шла о переманивании новгородского населения, и особенно купцов, из новгородских земель в княжеские. Это нужно иметь в виду и при рассмотрении вопроса о закладничестве, не поддающегося бесспорному решению из-за отсутствия данных. По определению Н. П. Павлова-Сильванского, за-кладничество не имеет ничего общего с долговым обязательством и личным или имущественным залогом, оно является добровольным и в любой момент расторжимым по желанию закладника подданством3. Заклад-ник тянул к князю, боярину податью и судом и пользовался их покровительством. Не следует полностью отождествлять закладничество купца и смерда. Смерд, стремившийся убежать от тягот феодальной эксплуатации, поступая в закладничество, особенно если он садился на землю своего покровителя, менял одного господина на другого, менее сурового. Купец, и будучи закладником, не переставал быть купцом, что видно из требуемого грамотами его возвращения в сотню. Вступая в соглашение со своим покровителем, маломощный и эксплуатируемый сотенной старейшиной новгородский купец жертвовал на вргмя правами пол- 1 ГВН и П. С. 86. 2 НПЛ. С. 391. 3 См.: Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М„ 1988. С. 394—398, 411—417. Идея закладничества, подробно разработанная Н. П. Павловым-Сильванским, впервые была высказана С. М. Соловьевым и И. Д. Беляевым и поддержана в советской литературе Б. Д. Грековым. • ___________________ П8 __________________ ностью независимого гражданина и под высокой опекой вел торговлю, взаимовыгодную для него и для князя, но угрожавшую монополии новшродской купеческой организации. Единственный раз поставив купца рядом со смердом в качестве закладника и вообще человека, переманиваемого князем на свою сторону, новгородские источники во всех остальных случаях проводят между ними резкую грань. Смерд— подданный, объект эксплуатации городских жителе^"несущий по отношению к городу многочисленные повинности. Судьбы смердов решаются вечем, к которому они не имеют доступа, и назначенными вечем должностными лицами. Купец — полноправный гражданин, щричем настолько втшггельный, что, как правило, он выделяется источниками из общей массы жителей Великого Новгорода. В отличие от смерда, купец пользовался рядом привилегий в области суда и повинностей. К ним относятся отмеченное М. Н. Тихомировым право не платить дикую виру1 и запрещение «у купцов повозы имзть опричь ратное вести», оговоренное соглашениями с князьями2. Купечество не только участвовало в городском вече, но и добилось права самостоятельного решения своих внутренних дгл, закрепленного Уставной грамотой князя Всеволода Мстиславича церкви св. великого Ивана на Опоках, называемой также Рукописанием князя Всеволода. Этот интереснейший документ новгородской истории известен в двух весьма существ:н-но отличных друг от друга изводах — Троицком, сохранившемся в единственном списке третьей четверти XVI века, следующем за Троицким списком Новгородской первой летописи, и Археографическом, известном по многим спискам, один из которых, середины XV века, следует за Комиссионным списком Новгородской первой летописи3. Мнения исследователей относительно предпочтительности того или иного списка противоречивы. По- 1 См.: Тихомиров М. Н. Древнерусские города. С. 145; НПЛ. С 51 2 ГВН и П. С. 18, 35, 40. 3 НПЛ. С. 508—509, 558—560; Российское законодательство X—XX веков. Т. I. С. 262—266. скольку в обоих списках предполагаются искажения утерянного оригинала, следует ставить вопрос о достоверности каждого их положения в отдельности и искать подкрепления в других источниках. По традиционному мнению, вопрос об управлении торговыми операциями в Новгороде ближе к историчгской действительности изложен в Троицком списке1. В нем говорится, что князь Всеволод поставил св. великому Ивану старост от житьих, черных людей и от купцов, в том числе двух старост от купцов2 «ущравливати... всякие дела иванские и торговые и гостинные и суд торговый». В Комиссионном списке отсутствует торговый суд, а дела, подлежащие ведению старост, изложены так, что возможно их более ограничительное толкованиэ (только иванские дела: «управливати им всякие дела торговые иваньские и гостинные»). Вслед за этим идет общая обоим спискам формулировка: «а Мирославу посаднику в то не вступатися, ни иным посадникам в Иваньское ни в что же, ни боярам новгородским». Далее оба списка говорят о пожаловании святому 1твану на строение церкви «веса вощаного», т. е. права на сбор пошлин с взвешивания воска, а Троицкий список прибавляет: «и язь князь великий Всеволод дал есми пошлины попом св. великого Ивана Пет.рятино Дворище с купец в Руси на память князем великим дедом моим и прадедом и мати, с купец тая старины': с тверского гостя и с новгородского и с бе-жинкого и з древского и с всего Поместья». Таким образом, по Комиссионному списку Иван-ской общине предоставляется самоуправление, а по Троицкому — Иванская община — руководитель всего новгородского купечества, торговый судья и сборщик пошлин. Участие купеческих старост Иванской сотни в переговорах с немецкими купцами от имени всего новгородского купечества и в разбирательстве торго- 1 Иного взгляда придерживался И. М. Троцкий, полагавший, что наделение Иванской купеческой общины большими полномочиями по торговому управлению и суду в общеновгородском масштабе было невероятным, так как оно должно было вызвать недовольство других купеческих объединений. Он считал упоминание о торговом суде в Троицком списке поздней интерполяцией. См.: Троцкий И. М. Происхождение Новгородской республики. Ч. 2. С. 371. 2 Об общем количестве иванских старост см. в разделе о ты-сяцком. Здесь второе крупное расхождение двух вариантов грамоты. ________________ '120 ________________ вых споров с иностранными гостями говорит в пользу Троицкого списка. Грамота Всеволода церкви св. Ивана на Петрятином дворе интересна указанием не только на самостоятельное купеческое управление торговыми делами, но и на организацию купечества. При церкви св. Ивана состояла, видимо, старейшая и наиболее влиятельная новгородская купеческая община со строго определенным членством. «А кто хочет в купечество вложиться в иваньское, — читаем в грамоте, — и дасть купцам пошлым людям вклада 50 гривен сребра, а тысяцкому сукно ипьское...а не вложится в купечество и не дасть 50 гривен серебра, ино то не пошлый купец». Как следует из дальнейшего текста, пошлое купечество приобреталось не только вкладом, но и отчиною, т. е. передавалось от отца к сыну. По грамоте Всеволода, иванское купечество занимается торговлей воском — ему даруется вес вощаный и пуд вощаный, а в церкви запрещается держать что-либо, кроме свечей и темиана. Однако в действительности это ограничение было снято, и иванцы торговали разным товаром, о чем говорят торговые меры, вощаные скальвы, меровый пуд, гривенка рублевая, локоть иванский, передаваемые св. Ивану по уставу Всеволода о мерилах торговых. Коль скоро это так, снимается и возражение И. М. Троцкого о неразумности передачи торгового суда вощанникам. Суд передавался не вощанникам, а наиболее богатым представителям всего новгородского купечества, объединившимся вокруг церкви св. Ивана. Кроме Иванской купеческой общины существовали и другие рядовые, формировавшиеся по предмету или по месту торговли. Так, И. Лойшнер замечает, что сообщение летописи «том же лете поставиша церковь святыя Троиця шетицчничи» (1165)1 свидетельствовало о наличии еще одного объединения типа гильдии, в которое входили купцы, торговавшие со Штеттином2. Из договоров с князьями нам известно, что всякий купгц состоял в сотне. В ряднице княжеостровцев с Авксен-тием Григорьевичем в качестве рядца упоминается Кузьма Тимофеевич, «староста купецкий»3. Сообщение 1 НПЛ. С. 31. 2 См.: Leuschner J. Novgorod. S. 40. 3 ГВН и П. С. 138. ————————————————— 1121 _ летописи «поставиша купцы новгородские прасолы в Русе церковь камяну святые Борис и Глеб» тоже наводит на мысль о купеческом объединении. Они создавались при церквах не только из-за потребности в покровительстве святого, но и благодаря особому удобству каменных, надежных при пожарах церковных сводов для складских помещений. Большой интерес представляет вопрос о характере купеческих объединений, степени их автономии. Ему уделяет внимание К. Хеллер, сравнивающий новгородское «иванское сто» с западноевропейскими купеческими гильдиями. По его мнению, представления о княжеской вотчине препятствовали на Руси развитию из купеческих объединений корпораций со своим собственным правом. Это имело место даже в Новгороде, где со второй половины XIII века иванское сто было исключено из процесса принятия политических решений (за исключением участия купцов в вече). «Во всяком случае, — пишет Хеллер, — применительно к Новгороду нельзя доказать, что там купеческие объединения составляли один из элементов городской правящей корпорации». Даже Иванская сотня не стала чистой административно-территориальной единицей, как другие сотни, она была специальной организацией купцов, которой управляли старосты. «В сущности, — продолжает Хеллер, — такие купеческие сотни представляли собой не что иное, как административные единицы княжеской или боярской власти, хотя они, в отличие от объединенных по чисто территориальному принципу других сотен, решали особые задачи, прежде всего в области торговли и казенных сборов». Эти специальные цели обеспечивали купцам безопасность, общественную и хозяйственную выгоду, но «они остались без собственного гильдейского права, которое со временем в Западной Европе привело к формированию городского права»1. Замечания Хеллера помогают уяснить различия между Новгородской республикой и вольными городами в Европе. Организованность новгородского купечества заставляет предположить постепенное превращение его в сословие. Вступление в сотню (вероятно, не только Иван-скую) сопровождалось вкладом. Мы не имеем никаких 1 См.: Heller К. Russische Wirtschafts-und Sozialgeschichte. В. I. S. 30. данных о запрещении торговли лицам, не входившим в купеческие объединения, но развитие сотенной системы, нужно думать, делало их неспособными к серьезной конкуренции. Источники отражают стремление купцов к монопольной торговле — заморские гости могли торговать в Новгороде только оптом, князю запрещалось торговать иначе, как «нашею братиею», т. е. через посредство новгородских купцов. __________ 3 __________ РЕМЕСЛЕННИКИ Мастеровые люди составляли основную массу населения Новгорода. Дошедшие до нас предметы материальной культуры эпохи республики, число которых постоянно увеличивается благодаря продолжающимся раскопкам, говорят о высоком расцвете и большой специализации ремесленных работ. Накануне татарского нашествия, по данным Б. А. Рыбакова, в Новгороде насчитывалось свыше 50 ремесел. Прямых указаний на организацию ремесленников источники не содержат. Однако исследователи единодушны во мнении, что какие-то объединения по производственному принципу существовали. В самом деле, сообщение летописи «поставиша лубянци церковь камяну св. Георгия», по аналогии с купцами, позволяет сделать подобное предположение. Расселение по промыслам, имевшее место в Новгороде (Гончарский конец, Плотницкий конец), было зачатком ремесленной организации. Большие градостроительные работы требовали бригадных объединений. У крупнейшего «застройщика» — владыки были дружины каменщиков и плотников. Подобные дружины выполняли, вероятно, и частные заказы. Обслуживание немецких купцов в Новгороде (лоцманы, носильщики, лодочники) велось исключительно дружинами во главе со старостами. По мнению М. Н. Тихомирова (на наш взгляд, недостаточно аргументированному), сотни, о.которых сравнительно часто и очень неясно упоминают новгородские источники,— не что иное, как корпорации ремесленников1. Если наличие ремесленных объединений в Новгороде может быть констатировано с достаточной уверен- 1 См.: Тихомиров М. Н. Древнерусские города. С. 161—163. _______________ 123 _______________ ностью, то об их форме и характере приходится только догадываться. М. Н. Тихомиров отмечает, что, в какие бы формы ни вылилась новгородская ремесленная организация, она носила зачаточный характер и не доросла до цеховой системы1. По А. И. Никитскому, новгородские ремесленные корпорации не только не доросли до цехов, но и не имели с ними ничего общего, были явлениями принципиально иного |рода. В Новгороде, писал он, «не было никакого помина о западноевропейских цехах, которые бы обнимали всех мастеров, занимающихся известным ремеслом»2. Ремесленные объединения, по Никитскому, носили артельный характер и состояли из старосты или мастера и рядовых рабочих, или дружины, наподобие боярских и купеческих. Псковская судная грамота (ст. 102) говорит о мастере и ученике, т. е. о делении ремесленников, соответствующем, хотя бы по названию, цеховой системе Европы. Но о характере отношений между ними, за исключением того, что за обучение вносилась плата (учебное), судить трудно. Приводимые Никитским сведения о том, что лодочники обыкновенно запрашивали с немцев такие цены, чтобы не только самим не остаться внакладе, >но и дать отступное своим товарищам, которые из-за конкуренции не смогли подработать3, говорят о взаимозависимости ремесленников одной профессии и о своеобразном отчислении доходов в общий фонд. Наконец, пребывание представителей одного ремесла в одной административной единице, вероятно, наделяло сотни, улицы, концы наряду с качествами административного деления элементами экономической организации. Тем не менее гипотеза о наличии цеховой организации ремесленников в Новгороде, высказанная Б. А. Рыбаковым в 1948 году4, не поддерживается современными исследователями5. Н. Л. Подвигина полагает, что формированию ремесленных корпораций, для чего постепенно складывались экономические предпосылки, препятствовала внутренняя структура Новгорода как
|