Студопедия — РЕСПУБЛИКИ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕСПУБЛИКИ 1 страница






В ранней истории Новгорода многое остается неясным и вызывает споры. Относящаяся к XVII веку повесть «О начале Руския земли и создании Новгорода» при­писывает основание последнего мифическим князьям Словену и Русу1, правившим якобы задолго до при­звания ва|рягов, события столь же легендарного, но об­щепринятого в летописях и имеющего четкие хроноло­гические привязки. Академик М. Н. Тихомиров спра­ведливо замечает, что автор повести просто одухотво­рил и возвел в княжеский сан названия новгородской топографии2.

Археология устанавливает точные временные пре­делы Новгорода. Еще в 1956 году А. В. Арциховский заявил, что слоев VIII—IX веков в полном соответст­вии с названием города в Новгороде нет. И до сих пор, спустя тридцать лет, несмотря на настойчивость и раз­мах изысканий, отсутствие слоев IX века в Новгороде остается фактом3.

По сей день нет единодушия в вопросе о том, как возник Новгород, какое поселение ему предшествова­ло. В. Л. Янин и М. X. Алешковский полагают, что это результат соединения трех разноплеменных, поселков (словен, кривичей и мери), положивших начало буду-

1 См.: Гиляров Ф. Предания русской национальной летописи. М., 1878. С. 16.

2 См.: Тихомиров М. Н. Великий Новгород в истории мировой культуры. С. 23.

3 См.: Носов Е. Н. Новгород и новгородская округа IX—X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникно­вении Новгорода)//Новгородский исторический сборник 2 (12). Л., 1984. С. 9.


щим трем древнейшим концам1. «Новгород на заре своей истории, — пишет Янин, — возник не как центр только племенного союза новгородских словен, а как столица громадной разноплеменной федерации наше­го Северо-Запада, состоящей из племен западных и восточных славян и аборигенных племен финно-угор­ского происхождения. Лишь активная и быстрая вза­имная ассимиляция, начавшаяся, несомненно, еще до возникновения Новгорода, привела к нивелировке это­го разноликого этноса на основе преобладания славян­ского элемента»2. Само по себе формирование цент­ров разных племен в такой близости друг от друга кажется сомнительным, к тому же их ассимиляция по­требовала бы довольно длительного времени, которо­го пока не отпускает нам археология.

По мнению Е. Н. Носова, археологические данные не подтверждают и этнической трехчленности Новго­рода3. Гипотезе Янина и Алешковского он противопо­ставил другую версию. Центр северной группы славян находился не на территории Новгорода, а в северо-за­падном Приильменье, так называемом Поозерье, и в верховьях Волхова. На первой от Ильменя возвышен­ности на правом берегу Волхова, в двух километрах от Новгорода находится Городище, служившее в пери­од республики главной резиденцией новгородских кня­зей. Городище, возможно, и было старым городом, как думал еще в XVIII веке Г. Ф. Миллер. Раскопки под­твердили, что поселение существовало здесь уже в се­редине IX века, а возникло, видимо, раньше. «Если в известиях о призвании варягов видеть не только леген­ду,— заключает Е. Н. Носов, — то поселением, куда в IX веке из Ладоги пришел Рюрик, могло быть только Городище»4.

При крайней скудости и предположительном харак­тере сведений о центре, существовавшем до Новгорода, вопрос этот не представляет особого интереса для ис­торика-юриста. Наиболее существенный момент не вы­зывает сомнений: к моменту мифологического призва­ния варлсв, с которого начинается сравнительно по-

1 См.: Янин В. Л., Алешковский М. X. Происхождение Новго­рода (к постановке проблемы)//История СССР. 1971. № 2. С. 40.

2 Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средне­вековый Новгород. М., 1977. С. 220.

3 См.: Носов Е. Н. Указ. соч. С. 17.

4 Там же. С. 19—23, 35.

_______ 59 _______________


следовательное изложение летописей, на территории Новгорода или в его окрестностях уже существовала племенная организация коренного населения. Нам из­вестно о существовании в IX веке двух племенных объ­единений на территории будущей Руси — с центрами в Новгороде и Киеве. Первый из них В. Т. Пашуто рассматривает как межплеменной союз, направленный против варяжской агрессии1. Именно эта организация, сложившаяся на территории будущей Новгородской республики, вступила в контакт с северными завоева­телями, что нашло отражение в сообщениях летописи сначала об изгнании варягов за море, а потом о при­глашении варяжских князей для урегулирования внут­ренних неурядиц.

Новгород стоял у истоков истории России и русской государственности. Как ни называть общественную структуру древнейшего периода новгородской исто­рии— военная демократия, союз племен, «родовое го­сударство» и т. п., — ясно, что там происходил чрезвы­чайно интересный и постепенный процесс превращения родовой организации в политическую. Скудость сведе­ний не позволяет последовательно и исторически кон­кретно проследить все его этапы и выявить их качест­венное своеобразие. Но, безусловно, значительными ве­хами на этом пути были основание династии Рюрико­вичей, ослабившее племенную структуру путем внед­рения в нее чужеродного элемента, и перенесение Оле­гом в 883 году центра княжения в Киев, приведшее, по характеристике И. Я. Фроянова, к образованию «союза союзов» всех восточнославянских племен2.

Как справедливо отметил В. Л. Янин, «популяр­ность в Новгороде легенды о призвании князей хо­рошо объясняется активным характером этой легенды, обосновывающей исконное право новгородцев «поис­кать князя там, где им любо». В списках новгород­ских посадников первым назван Гостомысл, видимо, племенной старейшина, с которым летописи связывают сведения о призвании варяжских князей. «Этот взгляд,— пишет Янин, — составляет лишь часть общей новгород­ской политической концепции, отразившейся в разных

1 См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 21—22.

2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-полити­ческой истории. С. 21.

________________ 60 __________


источниках»1. В древности, да и в средние века, не было лучшего подтверждения истинности, законности того или иного установления, чем его давность, ста­рина. С этой целью новгородцы и объявляли посадни-ческую власть старше княжеской. Они давали этим по­нять, что их вольности, т. е. формы государственного устройства, получившие полное развитие в XIII—XIV веках, существовали с самого начала новгородской ис­тории. Возводили ли новгородцы зарождение своего I политического строя к призванию варягов или к кня-; жению Ярослава Мудрого (второй и более распрост­раненный ориентир в представлениях новгородцев о времени становления республиканских порядков), они явно преувеличивали давность своей политической са­мобытности.

Вопрос о том, выделялся ли Новгород по своему \ политическому устройству среди других русских горо­дов в первые два-три века, охватываемые нашим ле­тописанием, и когда возникают его особенности или вольности, до сих пор остается спорным 'в историче­ской литературе. Он тесно связан с оценкой распрост­раненности и влияния веча в русских городах X—XII веков. Представительный свод мнений по этому поводу дает И. Я. Фроянов. По В. И. Сергеевичу, Н. И. Ко­стомарову и М. А. Дьяконову, вече было распростра­нено повсеместно, по А.. П. Градовскому — в разных городах по-разному, по С. М. Соловьеву — лишь в Юж­ной и Северо-Западной, но не в Северо-Восточной Ру­си, по Д. Я. Самоквасову, Н. И. Хлебникову, А. Лим-берту, Е. А. Белову, М. С. Грушевскому, настоящее вече имело место лишь в Новгороде, Пскове, Полоцке

и Вятке2.

Широкое распространение веча в русских городах в X—XII веках можно считать установленным фактом. Значительный вклад в изучение этого вопроса внес В. И. Сергеевич. Общее положение о вече, записанное в Лаврентьевской летописи под 1176 годом («Новго-родци бо изначала, и Смоляне, и Кыяне, и Полочане, и. вся власти якож на думу на веча сходятся, на что же старейшие сдумают, на том и пригороды стануть»3),

1 См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 46.

2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-полити­ческой истории. С. 150—151.

3 ПСРЛ. Т. 1. С. 377—378.

___________ 61 ___________________


он считал полностью соответствующим действительно­сти и делал из него вывод, что вече собиралось во всех русских волостях1.

Попытки Б. Д. Грекова и С. В. Юшкова опроверг­нуть это положение оказались неудачными, что про­демонстрировал И. Я. Фроянов2, заново обобщивший летописные сведения о вече. В западной литературе распространен тот же взгляд. В 1962 году М. Шеф-тель писал: «Более 50 свидетельств XI—XIII веков (цифра, видимо, заимствована у В. И. Сергеевича.— О. М.) удостоверяют, что вече существовало во всех княжествах домонгольской Руси с самого начала их истории. После вторжения монголов вече сохранилось лишь на Северо-Западе, на территории 'Новгорода и Пскова»3.

Но само по себе признание всеобщности веча на оп­ределенном этапе русской истории не исключает само­бытности новгородской политической системы. Н. И. Костомаров, считая вече для России той поры универ­сальным явлением, в то же время возводил новгород­скую самобытность ко времени призвания варягов, це­ликом следуя в этом плане за новгородской историче­ской традицией. «Призывавшие князей народы не от­давались им безусловно, но приглашали их «княжить и володети по праву», — пишет он. — Прежняя автоно­мия народной независимости и народного самоуправле­ния, выражавшаяся понятием о земле, не уничтожи­лась от этого призыва»4.

Подходя к древнейшему периоду новгородской ис­тории с меркой, пригодной для поры окончательного отделения от Киева, Костомаров находит проявление новгородской самостоятельности в фактах, которые сви­детельствуют о тяготении к киевскому князю, о жела­нии встать под его защиту. Посольство от новгород­цев к Святославу с просьбой прислать к ним в качест­ве князя одного из его сыновей (при этом новгородцы грозились в случае отказа искать себе князя в другом месте) считается указанием на то, что «Новгород соз­навал и сохранял свою древнюю автономию и если же-

1 См.: Сергеевич В. И. Русские юридические древности. Т. 2. С. 1.

2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-полити­ческой истории. С. 156—157.

3 Szeftel M. Russian Institutions and Culture up to Peter the Great. London, 1975. VIII. P. 339—340.

4 Костомаров Н. И. Северорусские народоправства... Т. I. С. 29.

________________ 62 _________


лал оставаться в союзе с русскими землями, скреп­ленными единством властвующего рода, то не иначе, как удерживая за собою право располагать собою, когда найдет это нужным». Обращение новгород­цев с просьбой к младшему сыну Святослава Влади­миру прийти к ним княжить, вызванное тем, что стар­шие сыновья, располагавшие лучшими волостями, от­казались от этой чести, рассматривается как добро­вольное избрание князя1. Упомянув, что Владимир под­чинил Новгород Киеву, сделал его как бы пригородом последнего, Костомаров заявляет, что поддержка нов­городцами Ярослава в борьбе со Святополком за вели­кое княжение киевское вернула Новгороду отнятую Владимиром свободу и утвердила ее навсегда. По Со­фийскому Временнику, в 1019_году Ярослав^ дал нов­городцам «Правду», «Устав» — грамоту. Смысл этой не дошедшей до нас грамоты, полагает Костомаров, за­ключался в том, что она «давала или, лучше сказать, возвращала Новгороду старинную независимость—jipa-во самоуправления и самосуда, освобождала Новгород" 6лг'~7ШГй,""кото'рую он платил великому 'князю киевско­му, и предоставляла Новгороду с его землею собст­венную автономию». Но у Костомарова нет иных до­казательств такого содержания грамоты, кроме ссылок на нее в договорах Новгорода с князьями XIII—XV ве­ков2. Умолчание о Новгороде в ряде Ярослава, кото­рым устанавливался порядок княжения в Русской зем­ле после его смерти, свидетельствует, по мнению Н. И. Костомарова и И. Д. Беляева, о самостоятельности

Новгорода.

Возводя новгородские вольности к древнейшему пе­риоду, Костомаров отвергает традиции русской дворян­ской историографии, связывавшей установление монар­хии с призванием варягов или даже с еще более дав­ними, можно сказать незапамятными, временами. По В. Н. Татищеву, «предки наши, от грек имянуемыя об­ще скифы, в котором славяне и сарматы заключались, всегда имели самодержавных государей, как Геродот и Страбон воспоминают... варяжский Рюрик, наслед­ственно и по завещанию престол русский прияв, на­ипаче самовластие утвердил... По кончине же... Мсти­слава Петра Мономахова сына все оное через междо-

1 См.: Костомаров Н, И. Указ. соч. Т. 1. С. 33.

2 См, там же. С. 44.

—————————————— 63 ______________


усобие наследников разорилось, князи, бывший преж­де под властию, так усилелись, что великого князя за равного себе почитать стали, и ему ничто более, как титул к преимуществу остался, а силы никакой не име­ли. И тако учинилась аристократия, но беспорядоч­ная»1. По Татищеву, и легендарный племенной старей­шина Гостомысл, объявленный потом первым новго­родским посадником, — государь2. Нарушение монархи­ческого принципа связывается им с периодом распада Киевской Руси. В этой жесткой схеме нет места не только новгородской самобытности, но и древним обы­чаям самоуправления вообще.

В работе И. Лизакевича, увидевшей свет через три года после появления первого тома «Истории Россий­ской» Татищева, обнаруживается более глубокая по­зиция. Особенности новгородского строя не отрицают­ся, но связываются с монаршей волей, предстают как пожалование князя Ярослава, что соответствует дан­ным более поздних новгородских источников. В отли­чие от последующих исследователей, Лизакевич свя­зывает вольности Новгорода не с 1019 годом, когда Ярослав, по его мнению, «дал новгородцам первые гражданские законы», а с 1036 годом, когда великий князь киевский вновь посетил Новгород, посадил там своего сына Владимира и предоставил Новгороду мно­го льгот, установив очень незначительную ежегодную дань. «Именно в эту эпоху, — полагает Лизакевич, — возникают принципы большой свободы, к которым впо­следствии пришли новгородцы». Утверждение традиции смены князей по воле города он связывает с изгнани­ем Всеволода Мстиславича в 1136 году. Ослабление власти великих князей в это время «позволило новго­родцам продолжить их восстание, они утверждали, что избирают князей по своей прихоти, и изгоняли их при малейшем недовольстве, дело дошло до того, что на протяжении одного века произошло более тридцати революций»3.

Расходясь с новгородской традицией, Лизакевич свя­зывает с именем Ярослава лишь предоставление Нов­городу льгот, из коих он называет конкретно только


снижение дани. Что же касается выбора князей, то он предстает как результат восстаний.

Близок в этом вопросе к почетному советнику Ека­терины II Н. М. Карамзин. Для него «слова новгород­цев и союзных с ними народов, переданные нам лето­писцем: «хотим князя, да владеешь и правишь нами по закону», были основанием первого устава государствен-

| ного в России, то есть монархического», — это была замена народного правления, весь вред и опасность ко­торого открыли славянам междоусобие и внутренние беспорядки, самодержавным1. Правда, Карамзин не

| отрицает роли веча, которое сдерживало княжескую власть: «Сии народные собрания были давним обыкно­вением в городах российских, доказывали участие граж­дан в правлении и могли давать им смелость, неизвест­ную в державах неограниченного единовластия»2.

Н. М. Карамзин признает, что Новгород пользо­вался особыми уставами и вольностями, данными ему Ярославом Великим, не входя в их детали, но, как и Лизакевич, не связывает эти вольности с правом из­брания князя, с независимостью от Киева. Наоборот, он полагает, и вполне справедливо, что по Ярославову ряду Новгород доставался великому князю вместе со столицей и Юго-Западной Россией3.

Возникновение «вольности в князьях» Карамзин объясняет неверностью Новгорода, его буйным нравом: замыслив монархию и успокоенный княжеской властью, «он захотел опять древней вольности, сделался собст­венным законодателем и судиею» и «присвоил себе власть избирать князей»4. Карамзин относит эту пере­мену не к определенной дате, а просто к периоду с XI по XIII век, т. е. связывает ее с ослаблением власти киевского князя и раздробленностью. «Что касается собственно до правления, — пишет он, — то оно в сии времена соединяло в себе выгоды и злоупотребления двух, один другому противных, государственных уста­вов: самовластия и вольности... Между тем древний ус­тав рюриковых времен не был отменен: везде и в са­мом Новгороде князь судил, наказывал и сообщал власть свою тиунам, объявлял войну, заключал мир,


 


5 Заказ 2695

1 Татищев В. Н. История Российская. Т. I. С. 366.

2 См. там же. С. 372.

3 См.: Lizakevitz J. G. Essai abrege. P. 9, 10, 12.


1 См.: Карамзин Н. М. История... Т. I. С. 236, 51.

2 Там же. С. 237.

3 См. там же. Т. VI. С. 19; Т. III. С. 125.

4 См. там же. Т. VI. С. 84—85; Т. III. С. 126.

_________________ 65 _________


налагал дани. Но граждане столицы, пользуясь свобо­дою веча, нередко останавливали государя в делах важнейших; предлагали ему советы, требования, иног­да решали собственную судьбу его как вышние зако­нодатели»1. Приведенная характеристика распространя­лась Карамзиным не только на Новгород, но на все удельные столицы. Новгород мог отличаться от других земель не принципиально, а лишь соотношением «само­властия и вольности».

!• В толковании русскими историками призвания ва­рягов и положения князя в Новгороде в первые века после этого события, а у некоторых исследователей и в последующем, вплоть до падения республики, нахо­дят выражение два логически возможных и хорошо из­вестных по классическим образцам политической мыс­ли варианта договорной теории происхождения госу­дарства, которые условно можно назвать локковским и гоббсовским. Н. И. Костомаров, полный симпатии к «народоправству», к республиканским учреждениям, из добровольности призвания варяжских князей заключа­ет, что их приглашали со строго определенной целью — как третейских судей, и потому прерогативы их были крайне ограничены и всецело определялись волей при­звавшей их общины. Конструкция, напоминающая об­щественный договор Дж. Локка, заключаемый с целью лучшего обеспечения прав каждого человека, не гаран­тированных в естественном состоянии. Н. М. Карам­зин, четко проводя монархическую линию, по сущест­ву, воспроизводит аргументацию Т. Гоббса: свобода в естественном состоянии привела славян к таким неуря­дицам, что они сочли за благо полностью от нее отка­заться и искать спасения в безраздельной княжеской власти. С. М. Соловьев в своей магистерской диссер­тации придерживался того же мнения2.

Но помимо искусственных логических построений, в центре которых неизменно стояли слова летописца о том, что Рюрик, Синеус и Трувор были призваны «пра­вить и володеть» славянами, противники концепции исконной самобытности Новгорода опирались и на убе­дительный анализ исторических фактов, в частности ряда Ярослава. С. М. Соловьев перенял эту традицию


от Н. М. Карамзина, она была продолжена В. О. Клю­чевским, А. Е. Пресняковым и другими русскими исто­риками. Сопоставляя ряд Ярослава с последующими данными, изучая действительные отношения между Киевом и Новгородом при потомках Ярослава, они, как и Карамзин, пришли к выводу о подчиненном положе­нии Новгорода, который управлялся обычно младшим сыном киевского князя или присланным из Киева на­местником, и истолковали ряд в том смысле, что Нов­город принадлежал тому же князю, что и Киев, как придаток к нему, и как таковой он не упоминается Ярославом. Это повлекло и иную трактовку мифиче­ской грамоты Ярослава. По мнению С. М. Соловьева, поддержанному многими учеными, в ней содержались лишь финансовые привилегии. Что же касается прав на избрание князей, то, как говорит Соловьев, не толь­ко при Ярославе, но еще и при Мономахе новгородцы «брали князей от руки державца Киевского». «Народо­властие» возникло, по его мнению, в Новгороде после смерти Мономаха от усобиц между русскими князья­ми1.

Такого же мнения придерживался и В. О. Ключев­ский: «До второй четверти XII века в быте Новгород­ской земли незаметно никаких политических особенно­стей, которые выделяли бы ее из ряда других областей Русской земли. Но со смерти Владимира Мономаха все успешнее развиваются эти особенности, ставшие потом основанием новгородской вольности»2.

Разумеется, Н. И. Костомарову были хорошо из­вестны взгляды его предшественников и современни­ков — противников исконной самобытности Новгорода и исторические факты, которыми они пользовались. Автор «Севернорусских народоправств» мог предложить лишь следующий весьма наивный компромисс между летописными данными и концепцией «особого положе­ния Новгорода с самого начала русской державы»: пра­во избрания князей, говорит он, существовало в созна­нии и уживалось с чувством тогда еще не подорванно­го единства с Русью, отчего новгородцы считали ки-


 


1 Карамзин Н. М. История... Т. III. С. 128.

2 См.: Соловьев С. М. Об отношениях Новгорода к великим князьям. М., 1846. С. 10.


1 См.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга 1. М., 1959. С. 219—220; Ом же. Об отношениях Новгорода к великим князьям. С. 33.

2 Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М., 1906. С. 73.

___________________ 67 ___________________


евского князя так же и своим и безропотно принимали его сыновей и наместников1. Далее, пытаясь определить дату, когда осознанное право стало действительным, Костомаров называет 1095 год. В том году новгород­цы, воспользовавшись отлучкой князя Давида, заняв­шего стол по соглашению старших киевских князей Святополка и Владимира, посадили у себя Мстислава Владимировича, княжившего у них прежде, а Давиду сказали: не ходи к нам, сиди в Смоленске. С этих пор, утверждает Костомаров, в летописях уже постоянно видно, что Новгород избирает себе князей. Однако ему удается привести еще лишь один убедительный пример проявления новгородской самостоятельности, относя­щийся к первой четверти XII века. В 1102 году Свято-полк и Владимир решили переслать Мстислава из Нов­города во Владимир Волынский, а Новгороду дать сына Святополка. Новгородцы же хотели оставить у себя Мстислава, они отправили в Киев послов и ска­зали Святополку: посылай сына своего, если у него две головы. Мстислав остался в Новгороде2. Для оценки этого случая очень важны комментарии С. М. Соловье­ва. Он отмечает, что соглашение Святополка и Влади­мира Мономаха о замене князя в Новгороде было ус­тупкой Мономаха Святополку, не отвечавшей его ин­тересам. Поэтому новгородцы, проявляя строптивость, «вероятно, знали, что, не исполняя волю Святополка, они тем самым исполняют волю Мономахову, в против­ном случае они не могли против воли последнего удер­жать у себя его сына, не могли поссориться с двумя сильнейшими князьями Руси и сидеть в это время без князя»3. В остальном летописи, в том числе и новго­родские, умалчивают об избрании князей вплоть до 1125 года.

Таковы основные направления в русской дореволю­ционной литературе по вопросу о времени возникнове­ния новгородской республики.

Советскими историками отвергнут взгляд на искон­ную самобытность Новгорода, выводимую Костомаро­вым из сообщений летописи о том, что новгородцы при-


звали князей, тогда как другие земли были завоеваны варягами.

М. Н. Покровский отстаивал этот взгляд, исходя из представлений о повсеместном распространении вече­вого строя, о древнерусских «республиках» (кавычки Покровского). «Давно уже прошли те времена, когда вечевой строй считался специфической особенностью некоторых городских общин, которые так были и про­званы «вечевыми», — Новгорода, Пскова и Вятки. Ве­чевые общины стали представлять собой исключение из общего правила лишь тогда, когда само это правило уже вымирало: это были последние представительницы того уклада, который до XIII века был общерусским»1.

По Б. Д. Грекову, основой единообразия политиче­ского строя русских городов после образования в IX ве­ке раннефеодального Киевского государства был не ве­чевой строй, а сильная княжеская власть. И лишь с на­ступлением периода феодальной раздробленности воз­никают условия и для отстаивания независимости, и для вечевых собраний2.

Из новейших исследователей категорически отрица­ют особенности политического строя Новгорода И. Я. Фроянов и А. Ю. Дворниченко, причем не только до смерти Владимира Мономаха, с которой обычно свя­зывают окончательное торжество феодальной раздроб­ленности, но и позже, до начала XIII века, как у М. Н. Покровского. Они считают, что вече было верховным органом власти городов-государств на Руси второй по ловины XI — начала XIII века и что все городские во­лости представляли собой не княжества-монархии, а республики3.

Думается, что в безапелляционном отрицании осо­бенностей политического строя Новгорода до начала XIII или даже до середины XII века допускается неко­торое преувеличение в угоду определенной исторической концепции. Представители крайних точек зрения (од­на из которых — об исконной самостоятельности Новго­рода— в советской литературе не представлена) склон­ны абсолютизировать определенные моменты историче-


 


 

1 См.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. 1. С. 52—53.

2 См. там же. С. 50—51.

3 Соловьев С. М, История России с Древнейших времен. Кн. 1. С. 394.

___________________ 68 - _______________


1 Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. С* R7

2 См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. С. 366.

3 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-полити­ческой истории. С. 184; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. С. 265—266.

_______________ 69 ______________—


ской действительности. Верный путь, видимо, лежит где-то посередине и состоит в синтезе двух интерпрета­ций, кажущихся непримиримыми.

Полезно вспомнить позицию исследователей (А. Д. Градовский), полагавших, что вече играло неодинако­вую роль в русских городах. Случаи созыва веча в Белгороде, Киеве, Владимире и других городах еще не говорят о степени влияния этого учреждения на жизнь общества, о его постоянном характере. Сравним опти­мистический взгляд М. Н. Покровского, И. Я. Фроя-нова и А. Ю. Дворниченко на вечевую демократию со скептическим заявлением Л. В. Черепнина: «По-моему, источники дают право говорить, что номинально (вы­делено мной. — О. М.) вече — это высший орган город­ского управления в эпоху раннего феодализма...»1. Специфика Новгорода в период полного развития рес­публиканских институтов заключается не в том, что там часто собиралось вече, а в том, что была создана система избираемых и сменяемых по воле веча долж­ностных лиц, что приглашение и изгнание князя рас­сматривалось как нормальный ход государственных дел. Именно устоявшаяся система выборных магистратов, поглотившая и княжескую власть, при всей беспоря­дочности и нередко бурном течении вечевых собраний, выглядевших иногда как восстание или схватка враж­дующих сторон, отличала новгородские вечевые поряд­ки от тех единичных в жизни ряда других русских го­родов случаев, когда вече изгоняло либо приглашало князя или решало другие важнейшие вопросы. Созы­валось ли вече в таких случаях князем или против кня­зя, речь шла о чрезвычайных обстоятельствах. Анти­княжеское вече напоминает здесь народное возмущение, восстание, каковые случались и при явно монархическом строе во всех странах мира. Монархические концепции едва ли не со времени индийских вед вовсе не исклю­чают таких случаев и даже объявляют их неизбежны­ми, если государи нарушают свой долг и забывают о благе подданных. Любопытно сопоставить оценки, да­ваемые монархистом Н. М. Карамзиным смене князей в Новгороде и киевскому вечу 1146 года, изгнавшему своего князя и предложившему его место другому. Нов-

1 Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерус­ского государства X — начала XIII в.//Исторические записки. 1972. Т. 89. С. 386.

________________ 70 ________________


городцы, по его мнению, узурпировали право избрания князей, а «киевляне, думая, что государь-клятвопре­ступник уже не есть государь законный, тайно предло­жили Изяславу Мстиславичу быть великим князем»1. Идея «компромисса» была не чужда Н. И. Костома­рову: «Но главное, чем можно возразить против мне­ния об исключительности Новгорода по какому-то древ­нему праву, — это то, что везде, по всей Руси, видны одни и те же начала, те же веча, то же участие наро­да в выборе князей; только разные обстоятельства в разных землях то благоприятствовали проявлениям на­родной свободы, то препятствовали ей... Федеративное или удельно-вечевое начало проникало в жизнь и дру­гих земель, только в Новгороде оно проявилось осяза­тельнее»2.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия