Студопедия — РЕСПУБЛИКИ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕСПУБЛИКИ 7 страница






1 Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. С. 276.

2 Этот документ в издании «Грамоты Великого Новгорода и Пскова» ошибочно назван грамотой на землю на Волоке. Речь в нем идет не о пожаловании земли, а об освобождении поселенцев на монастырской земле от повинностей к городу.

3 ГВН и П. С. 143.

___:___137__________


ловники1, сидящие в селе, переданном Кириллой Юрье­вичем Богородицкому монастырю, не включаются в во­лостной разруб2. По купчей XV века на участок Па-рандоев вместе с землей переходило и право «празгу имати»3. Этим сведениям не противостоит ни одно без­условное указание источников на обязанности мона­стырских или частновладельческих смердов по отноше­нию к городу. Поэтому едва ли следует считать, что во всех перечисленных случаях мы имеем дело с еди­ничными явлениями. Скорее, в них нашел вьфажение обычный для феодального права эпохи раздробленно­сти принцип объединения в одном лице государя и собственника земли, принцип самостоятельности фео­дальных вотчин-государств во внутренних делах управ­ления и суда.

Превращение собственника земли в государя над лицами, населяющими его владения, имевшее место в период укрепления и развития феодальных отношений, отмечено новгородскими источниками. Оно знаменует новый этап в истории крестьянской зависимости, еще один шаг к закрепощению. Крестьянин становился не только экономическим, но и политическим тяглецом к феодалу, теряя права свободного жителя Новгород­ской республики.

Духовные феодалы с древних времен были и упра­вителями, и судьями (за редкими исключениями, ого­воренными в законах) для своих крестьян, в силу не столько зрелости феодализма, сколько особых приви­легий, дарованных великими князьями в церковных ус­тавах и некоторых грамотах4. Но с XIV 'века мы на­блюдаем постепенное возникновение тех же привиле­гий у частных землевладельцев. Первоначально они по­являются не в полном объеме. При изложении право-, вого положения боярства речь уже шла о его частич­ной юрисдикции над феодально-зависимыми людьми, зафиксированной, к примеру, в договоре с Михаилом Ярославичем Тверским (1304—1305): «А холопа и по­ловника не судити твоим судиям без господаря; судить князю в Новгороде, тако пошло».

1 О половниках см. далее в этом же разделе.

2 ГВН и П. С. 140, 141.

3 Там же. С. 308.

4 См., например, грамоту великого князя Мстислава Владими­ровича и сына его Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю на село Буйцы, полюдье и серебряное блюдо'(ГВН и П. С. 140).


С течением времени не только земля, но и сами крестьяне становились владением феодала. «Брат мой Григорей в мое место ездит по моим селам и людьми моими володеет; а хлеб и куны и дар, а то идет матери моей и сыну моему Федору», — читаем в духовной Оста-фия Ананьевича (конец XIV в.). Под «людьми» здесь подразумеваются, вероятно, не холопы, поскольку, во-первых, в этом же завещании холопы обозначаются тер­мином «челядь дерноватая», а, во-вторых, «володение» ими связывается с разъездом по селам и сбором обро­ка. Значит, «люди мои» — это смерды, уже превратив­шиеся, по крайней мере в сознании завещателя, в его собственность. Подобным образом и в духовной Федора Остафьевича (1435) речь идет о «людях моих пошлых».

К середине XV века феодальная юрисдикция была уже полной, как показывает данная новгородского пэ-садника Василия Степановича на село Богословскому Важскому монастырю (1451—1452 гг.). В ней говорит-ср: «А случится дело монастырскому человеку с посад-ницким человеком с Васильевым ино судит игумен с посадницким с Васильевым прикащиком»1. На месте крестьянина — свободного подданного, подлежащего суду посадника и князя, находим «посадницкого чело­века», судимого посадницким приказчиком. Боярин ока­зался полностью приравненным в своих судных правах к монастырю, и не только боярин, а всякий крупный землевладелец, как видно из ст. 36 Новгородской суд­ной грамоты, подтверждающей вместе с тем, что факт, сообщаемый данной посадника Василия, не являлся исключительным. Указанная статья устанавливает, что при обвинении владычных, боярских, житейских, купец­ких, монастырских, кончанских и улицких (здесь конец и улица выступают в качестве коллективного феодала, кончанские и улицкие крестьяне — род новгородских, государственных крестьян) людей в татьбе, разбое, гра­беже, поджоге, половщине и холопстве перечисленные землевладельцы (вместо владыки — волостель или по-сельник, боярин, житий и т. п.) в определенный срок должны ставить своих людей у суда. Согласно ст. 36 Новгородской судной грамоты, феодалы выполняют по отношению к крестьянам только полицейские функции. Но в этой статье речь идет о тягчайших преступлениях, которые исключались из вотчинной и даже церковной

1 ГВН и П. С. 171.


 

 


юрисдикции. Например, по грамоте великого князя Ивана Даниловича Юрьеву монастырю, новгородские власти судят монастырских людей в случае татьбы, раз­боя и душегубства1.

Ограничительный перечень преступлений ст. 36 пред­полагает, что в остальных случаях суд был или смес-ный, когда обе стороны по делу не принадлежали одно­му феодалу, или сугубо вотчинный.

Остается прибавить к «боярскому человеку» запре­щение перехода, и мы получим полную картину кре­постного состояния. Прежде чем затронуть вопрос о свободе или несвободе крестьянского перехода, вопрос, касающийся новгородского крестьянства в целом, оста­новимся на упомянутой выше категории смердов, попа­давших в зависимость от землевладельцев семьями или по одиночке. Их объединяла неспособность вести хозяй­ство своими средствами, часто отсутствие земли, вслед­ствие чего они, по определению А. И. Никитского, жили за чужим тяглом. Известны закладники, половники, за­хребетники, подворники2. Мы ограничимся рассмотре­нием одного представителя данной категории — новго­родского половника, который полнее других обрисован источниками и, можно полагать, носил некоторые чер­ты, присущие всей группе.

Половники сидели на владельческих землях, кото­рые сдавались им в аренду, — таково мнение большин­ства исследователей, находящее подкрепление в источ­никах. О держании феодалами участков земли, обраба­тываемых пришлыми людьми (наемниками), говорят нередко встречающиеся ib частных новгородских грамо­тах определения земельных участков, подобные следую­щим: «где Парфенко и Першица живут», «Васильеве седенье», «Елизарово седенье», «где Онанья сидел»3. По­лагаем, что Парфенко с Першицей, Василий, Елизар, Онанья — это и есть половники. Сам термин произошел от определения оброка долей производимого продукта в отличие от твердо установленных величин оброка крестьян-общинников. Доля эта, по А. И. Никитскому, не обязательно равнялась половине, могла быть и третью, и четвертью, и т. п.

1 гвн и п. С. 143.

2 Захребетники и подворники, как отмечено А. И, Никитским, часто жили за имевшими большие дворы крестьянами. См.: Никит­ский А. И. История экономического быта Великого Новгорода. С. 66.

3 ГВН и П. С. 300, 313.


Правовая связь между половником и землевладель­цем арендными отношениями не исчерпывалась. Как правило, к ним примешивались и долговые обязатель­ства. Крестьянин, лишившийся земли, не имел обычно ни зерна, ни сохи, ни лошади. В хозяйственном обзаве­дении ему помогал владелец земли, наделявший его ссудой. «А что в моем селе у половника у моего у Есипъ-ка 40 пузов житных семян,.а тых семян дал есъм 20 пу-зов святей Богородице, а другую 20 пузов жита да 10 пу­зов ржи, а то приказываю матери своей...», — читаем в духовной XV века1. Именно состояние должника привя­зывало половника в первую очередь к владельцу земли и обусловливало особо тяжелые формы его зависимости.

Выше говорилось, что начиная с XIV века половни­ка, как и холопа, запрещается судить без господаря. С того же времени, половник приравнивается к рабу и в отношении возврата беглых в Новгород. «А холоп или половник забежит в Тферскую волость, а тех, княже, выдавати. Которые встворит суд собе, судити его в Нов­городе»,— читаем в договоре с великим князем Тверс­ким Михаилом Ярославичем (1304—1305). Половника можно было передать вместе с землей другому хозяину2. Наконец, при не известных нам обстоятельствах, полов­ник терял всякую надежду распроститься со своим хо­зяином, даже если бы он смог рассчитаться с ним по долгу, и становился «неотхожим человеком», т. е. пол­ностью крепостным.

В данной новгородского посадника Василия Степа­новича Богословскому Важ<скому монастырю находим следующее место: «А игумену половников посадницких неотхожих людей не приимати». Как справедливо заме­чают комментаторы этого положения, в частности Б. Д. Греков3, возможно двоякое его толкование., Под неотхожими людьми в настоящей грамоте следует пони­мать или всех половников, или только какую-то (неиз­вестно какую) часть их. С несомненностью можно кон­статировать только, что половники были наиболее близ­кой к крепостным категорией новгородского крестьян­ства.

1 ГВН и П. С. 266.

2 См. данную Марфы Борецкой и сына ее Федора Соловецкому монастырю (ГВН и П, С. 300) и рядную Кирилла Юрьевича с Емецкою слободою о невзимавии податей с половников, живущих в селе, данном ими Богородецкому монастырю (ГВН и П. С. 226).

3 См.: Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. Т. I. С. 414.


Ограничения права перехода касались, однако, не только половников. Утечка в податях из-за бегства тяглецов занимала новгородские власти еще в первой трети XIII века. В 1229 году князь Михаил, желая вер­нуть крестьян, сбежавших на чужую землю, освободил их на пять лет от уплаты дани. С начала XIV века Нов­город прибегает к менее разорительным способам возв­рата беглых: соглашения с (князьями и международные договоры предусматривают обязанности сторон выда­вать холопов и половников. К середине XV века в спи­сок лиц, подлежащих возврату в случае бегства, попа­дает всякий смерд (Договор Новгорода с Казимиром Ягеллоновичем 1440 г.). Многих исследователей судьбы новгородского крестьянства (например, В. О. Ключевс­кого, из советских историков — С. В. Юшкова)' это привело к догадке о раннем запрещении перехода в Новгородской земле. Их вывод оспаривается, и, на наш взгляд, весьма неудачно, Б. Д. Грековым2.

Методологически ошибочно не видеть и не искать специфики новгородского общественного строя не толь­ко в соглашениях с князьями, но и в документах, являю­щихся в полном смысле актами международного права. Изучение этих памятников в хронологической последо­вательности и в сопоставлении с данными чисто внут­ренней истории дополняет ценнейшими штрихами кар­тину социальной эволюции Новгородской земли. Греков же ставит во главу угла неверное шоложение, будто бы «Новгород точно так же, как и Польша, и Литва, и Тверь, и Суздаль, и Москва, прекрасно справлялся со своими внутренними делами и не нуждался в междуна­родных соглашениях для усиления своего внутриполи­тического суверенитета»3.

Далее, Греков, игнорируя в данном случае общест­венное развитие, формально сопоставляет аналогичные места о возврате беглых в договорах Великого Новго­рода с 1296 по 1471 год и считает возможным распрост­ранить свою слабо аргументированную гипотезу о со­держании договора со Швецией о мире 1323 года на интересующее нас место в договоре 1440 года. Век нап­ряженной классовой борьбы и крупных социальных

1 См.: Ключевский В. О. Сочинения. Т. II. С. 81—82; Юш-ков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М. — Л., 1939. С. 101—102.

2 См.: Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. Т. I. С. 400—404.

3 Там же. С. 402.

142 _________


сдвигов, век быстрого укрепления и развития феодаль­ных порядков проходит бесследно у Грекова. В договоре со Швецией говорится: «А должник и поручник и холоп или хто лихо учинит, а побегнет или к вам, или к нам, выдати его по исправе»1. «Последнюю фразу («хто лихо учинит».— О. М.),— рассуждает Греков,— вполне можно понимать как обобщение конкретного перечня катего­рий подлежащих выдаче лиц»2. Речь якобы идет исклю­чительно о взаимной выдаче правонарушителей, отсюда под смердом и в договорах с Казимиром 1440 и 1481 гг. понимался якобы не всякий смерд, а только смерд-пра­вонарушитель, а упоминался он особо потому, что чаще других совершал преступления — не платил долги, бе­жал от государства по «политическим соображениям» и т. п. Искусственность этого построения, подразуме­вающего, кстати сказать, весьма низкий уровень юри­дической культуры договоров с князьями, очевидна. Прямая экономическая выгода сбора податей толкала Новгород на возвращение беглых государственных смер­дов, радение о частных интересах состоятельного насе­ления, державшего в своих руках бразды правления, приравняло к государственным крестьянам боярских,, монастырских и прочих.

Договоры с Казимиром, разумеется, не могут слу­жить исчерпывающим доказательством крестьянского закрепощения. Было бы слишком вольной аналогией выводить из возврата в пределы государства бежавших за границу смердов запрещение перехода от одного хо­зяина к другому в Новгородской земле. Хотя, несомнен­но, межгосударственные отношения были использованы в данном случае для частичного ограничения крестьян­ских прав, свидетельствующего о вполне определенных тенденциях новгородского законодательства3. В сово­купности с другими данными договоры с князьями гово­рят о раннем прикреплении крестьян в Новгороде. Еще в первой половине XIV века мы встречаемся с отдель­ными случаями ограничения перехода4. Так, грамота

1 ГВН и П. С. 68.

2 Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. Т. 1. С. 402.

3 См.: Никитский А. И. История экономического быта...

С. 193—194.

4 А. И. Никитский находил, что формой ограничения сферы свободного перехода крестьян являлись частные соглашения земле­владельцев не принимать крестьян друг у друга. Ценность этого указания снижена тем, что единственная грамота, приводимая в

_________ 143 ________________


великого князя Ивана Даниловича Юрьеву монастырю указывала: «архимандриту тяглых людей волоцких не приимати; тако же и из отчины князя великого из Моск­вы людей не приимати»1.

Любопытные данные о переходе государственных крестьян содержат частные новгородские грамоты. Жа­лованная новгородского веча сиротам Терпилова погос­та (около 1411 г.) разрешает свободный переход из Терпилова погоста в Двинскую слободу и наоборот (и тот и другая тянули к Новгороду): «А хто крестьянин Терпилова погоста в Двинскую слободу войдет, ино ему

МИрЯНИНу ТЯНутИ В ДВИНСКУЮ СЛОбоду. А КОТОРЫЙ Д'ВИНЯ­НИН слободчанин почнет жити на земле Терпилова по­госта, а той потягнет потугам в Терпилов погост»2. Одна­ко правая грамота посадников Якова Федоровича и Иева Тимофеевича и сотского Ивана о включении Власа Ту-пицына в волостной разруб княжеостровцев (первая четверть XV века) придерживается совсем иного прин­ципа. Влас Тупицын завел тяжбу с княжеостровцами: «кладете на меня разруб, а язъ у вас не живу». На су­де Власа спросили, жил ли он на Княжеострове, давал ли с княжеостровцами разруб. Тупицын отвечал утвер­дительно: «И посадники, обыскав судом... княжеостров­цев оправиша, а Уласка обиниша и даша... всем княже-островцам грамоту судную правую: потянет Уласке с княжеостровцы в старину как отец его тянул...»3 Влас Тупицын, в сознании своей правоты отстаивавший вы­ход из княжеостровской общины плательщиков дани, проглядел, как старый порядок, действительно предо­ставлявший ему право выхода, сменился новым, навеки прикрепившим Власа и его потомство к той податной единице, с которой тянул его отец. Сличение двух ра­зобранных выше грамот дает основание предположить, что эта перемена в правовом положении новгородских государственных смердов происходила в первой четвер­ти XV века.

качестве примера, прочтена неправильно. «И егумену половников посадницких Васильевых ни отхожих людей не приимати», — читает Никитский, тогда как следует: «...половников посадницких Василье­вых неотхожих людей» (ГВН и П. С. 281), т. е. на самом деле по грамоте один феодал напоминал другому, что половники его — не­отхожие люди и потому их принимать не следует.

1 ГВН и П. С. 143.

2 Там же. С. 146.

3 Там же. С. 149.


Хотя прямые указания на прикрепление владычных, монастырских и частновладельческих крестьян очень редки, трудно предположить, чтобы они находились в лучших условиях. И среди них появляются несвобод­ные. Так, к первой половине XV века относится купчая Якова Дмитриевича у Юрьевых детей Василия и Ила-рия, да у Семена Онаньина на «место неотхожее на Уг-

" ш на смердьих местах»1.

Ко времени падения республики закрепощение

(крестьян в Новгородской земле шло уже лолным хо­дом.

Институт холопства в Новгороде представляет интерес как дальнейшее развитие тенденций, заключенных еще в Пространной редакции Русской Правды. Сравнитель­но хорошее состояние новгородских памятников права позволяет установить некоторые черты, типичные для холопства вообще. Так, ярчайшая характеристика пра­вового положения холопа — безнаказанность убившего его господина («А кто осподарь огрешится, ударит своего холопа или робу, а случится смерть, в том на­местницы не судят, ни вины не емлют»2) содержится в Двинской уставной грамоте — памятнике права погра­ничной Новгородской земли, в которой соперничали московские и новгородские влияния.

Степень распространения холопства в Древней Руси, в том числе и в Новгороде, долгое время преуменьша­лась в советской литературе. Таков был один из пла­чевных результатов стремления доказать чистоту фео­дального строя в Киевской Руси. С этой целью часть холопов переводилась в категорию феодально-зависи­мых. Так, по Б. Д. Грекову, челядь Русской. Правды— не холопы, а «работающее на господина население». Не подтвердилось и мнение о том, что плен в качестве ис­точника рабства в XII веке обнаруживал тенденцию к сокращению3.

1 ГВН и П. С. 196. Это «место неотхожее» упоминается так­же в данной Якова Дмитриевича Михайловскому Архангельскому монастырю (ГВН и П. С. 198).

2 Там же. С. 145.

3 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-эконо­мической истории. С. 100—103, 108.

10 Заказ 2695


Холопы, называемые также одерноватой челядью1, в отличие от неодерноватых — закладников и т. п., пре­обладали в древнерусской вотчине2. Незначительные в Новгородской земле господские запашки обрабатыва­лись их; трудом. Оседая на земле, они постепенно сбли­жались с другими слоями эксплуатируемого сельского населения. Холопы обслуживали домашнее хозяйство, а иногда работали на рынок в качестве ремесленников. Наиболее распространенными способами возникно­вения холопства в первые века республики были плен и продажа. В случае военных успехов, как в 1169 году, пленных было так много, что их 'прода;вали по две нога­ты за голову. Во время голода 1231 года, сообщает ле­топись, «даяху отцы и матери дети свои одерень ис хле­ба госьтм»3, На другие пути.к рабству в новгородских источниках (за исключением Русской Правды) нет ука­заний, что свидетельствует о постепенном изживании этого института. Призванное множить ряды холопов положение Русской Правды «по робе холоп, по холопе роба» в XIV веке уже не действовало4. Поставленный отменой этого правила вопрос о судьбе детей от сме­шанных браков между холопами и свободными решал­ся так: дети одного пола со свободным были свободны, дети одного пола с холопом становились рабами5. К середине XV века иссякает еще один источник холопст­ва— плен. Устанавливается практика взаимообмена пленными, отпуска без откупа, в связи с чем запрещает­ся торговля пленными не только внешняя, но и внутрен­няя. В Московской грамоте о мире в Яжелбицах запи­сано: «А полон с обе половины без окупа; а хто будет продавать полон в княженьи в великом, а тому серебру погреб с обе стороны; а хто будет продал полоняника своему, тому ся изведати самому, а полоняник пойдет прочь»6.

Немалое распространение получил отпуск на волю. Из духовной Остафия Ананьевича узнаем, что ему при-

1 Попытки И. Я. Фроянова провести грань между холопами и челядином по происхождению (первый — результат внутренней со­циальной дифференциации, второй — пленный) новгородскими ма­териалами не подтверждаются.

2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-эконо­мической истории. С. 157.

3 НПЛ. С. 71.

4 См. духовную Остафия Ананьевяча 1393 г. (ГВН и П. С. 168).

5 Там же.

6 ГВН и П. С. 42.

__________________ 146 ________


надлежало 19 холопских семейств, из которых 2 были отпущены им на волю. Показательно, что отпускные давались целым семьям. По договорной грамоте Новго­рода с Готским берегом и немецкими городами (1189— 1199), раба становилась свободной в случае изнасило­вания1.

Власть господина и бесправие холопа jie были уже столь полными, как по Русской Правде. Появляющееся в начале XIV века в договорах с князьями.положение «а холопа и половника не судити твоим (т. е. княже­ским.— О. М.) судиям без господаря» — намек на не­полную юрисдикцию владельцев холопов.

Вероятно, в случае совершения преступления, значе­ние которого выходило за рамки господского двора, хо­лоп представал перед княжеским судом, хотя и при обязательном присутствии своего хозяина. Налагаемое на князя договорами обязательство «веры не яти», ког­да холоп или раба «почнут вадити на господу», не исключает теоретически княжеского вмешательства в отношения между холопами и господами и предполагает определенные обычаи содержания холопов, обуздываю­щие господское неистовство и алчность, нарушать кото­рые не было принято.

Статьей 22 Новгородской судной грамоты холоп до­пускается к послушеству на холопа. Снова мы сталки­ваемся с элементами правоспособности, с определенной юридической формой публичного суда над рабами. Хотя указанная статья запрещает послушество одерноватых в делах свободных граждан, правило это соблюдалось не всегда. Сказывалось общее для всей истории холоп­ства на Руси несоответствие между юридическим бес­правием холопа и действительным положением дел, не­приятие русским обществом житейского взгляда на хо­лопа как на вещь. Под 1317 годом Новгородская летопись сообщает: «Тогда же и Данилко Писцов убиен бысть на рай от своего холопа: обадил бо его бяше к горожанам, тако рекши: «посылал мя с грамотами к Михаилу князю»2.

Суровость закона и обычая по отношению к холопам неуклонно смягчалась вследствие неэффективности рабского труда. Не случайно с XIV века холопы неред­ко приравниваются к половникам.

1 ГВН и П. С. 56.

2 НПЛ. С. 337.

10'


житьи

Житъи люди — одна из неразрешенных загадок новго­родской истории. Специфическая новгородско-псковская социальная категория нигде не определена источника­ми. Тем самым исследователям предоставлено широчай­шее поле для гипотез.

Первоначально точкой опоры при толковании непо­нятного термина служила этимология. Лизакевич опре­делял житьих как «граждан, обладавших значительным имуществом», из числа.которых выбирали бояр1. Н. М. Карамзин почти слово в слово воспроизвел взгляд Лизакевича. Определив при первом упоминании житьих людей как именитых2, он затем отождествляет их с огнищанами и дает следующее пояснение: «домовитые или владельцы, они же и первые воины, как естествен­ные защитники отечества, из них выходили бояре или граждане, знаменитые заслугами»3.

Таковы были первые опыты интерпретации понятия «житьих», они охватывали, безусловно, часть истины (состоятельность житьих, их следование за боярами в социальной иерархии), но страдали очень серьезным недостатком. Житьи рассматривались как социальная категория, существовавшая едва ли не с самого начала Новгорода. Показательно в этом отношении приравни­вание их к огнищанам. Между тем житьи появляются в новгородских источниках, когда огнищане из. них уже исчезли.

Буржуазная русская историческая наука дала более глубокую проработку проблемы. Согласно Плошинско-му, житьи люди представляли собой второстепенную аристократию. Беляев полагал, что.житьи — это лучшие купцы, старейшие зажиточные дома. «Житьи были, по-видимому, люди среднего состояния, средние жилецкие по московской социальной терминологии, стоявшие меж­ду боярством и молодшими или черными людьми, — пи­сал В. О. Ключевский. — Они принимали более прямое участие в торговле и их вместе с черными людьми пред­ставлял в совете купеческого общества тысяцкий. Капи-

1 Lizakevitz I. G. Essai abrege... P. 65.

2 См.: Карамзин Н. М. История... Т. V. С. 57.

3 Там же. Т. VI. С. 84.


талисты средней руки и постоянные городские обывате­ли, домовладельцы, это были и землевладельцы, иногда очень крупные... Личное землевладение сближало их с новгородским боярством, но они не принадлежали к тому рано замкнувшемуся кругу знатных фамилий, из которого вече привыкло выбирать высших сановников

города...»1.

В основу приведенных трактовок положено обычное для договоров с князьями, договоров с Западом и лето­писей упоминание житьих при перечислении всего нов­городского населения между боярами и купцами: «до-кончаша с владыкой и посадником, и тысяцким, и з бояры, и с житьими, и с купцы, и со всем великим Нов­городом...» «Промежуточное состояние», способное в лучшем случае охарактеризовать политическую роль житьих, сделалось осью многих определений социаль­ного смысла этого термина.

Исследователи занимались вариациями на ошибочно заданную тему: какая экономическая группа могла быть между боярами и купцами? Открываемые ими социальные категории, нигде больше не получившие официального сословного оформления, — второстепен­ная аристократия, виднейшие купцы, землевладельцы, тесно связанные с торговлей, и т. п., неизменно отлича­лись некоторой искусственностью.

Придание решающего значения месту термина «жи­тий» в перечне населения требует иного определения для псковских житьих, стоящих в псковских источниках после купцов. При этом остается невыясненной причина существенного различия правового положения одно­именной категории населения в столь родственных об­ластях Русской земли.

Ряд исследователей, отказавшись от поисков особой экономической сути житьих, понимали этот термин как обобщение, комбинацию всем хорошо известных, обыч­ных элементов городского населения. Они разделяли традиционное понимание житьих как зажиточных лю­дей. При этом конкретный состав группы определялся по-разному. Так, Н. И. Костомаров считал житьими лю­дей, имеющих городскую оседлость, двор в Новгороде, и оставлял открытым вопрос, входили ли в эту катего­рию бояре и купцы, имевшие дворы в Новгороде. В по­литических делах, говорит Костомаров, житьи выступа-

1 Ключевский В. О. Сочинения. Т. II. С. 79—80.

___________ 149 __________________


ли отдельно от бояр и купцов1. По мнению В. И. Сер­геевича, выработанному, по его словам, «на основе употребления этого слова в летописях» (этим исчерпы­вается аргументация), житьи — это купцы и бояре вместе2. Выводы всех дореволюционных историков о житьих людях страдают декларативностью. Ни один из них не раскрыл процесса формирования своего взгляда на житьих и, таким образом, лишил читателя возмож­ности без непосредственного ознакомления с первоис­точниками судить о серьезности своих построений.

Очень интересны замечания о житьих М. Н. Пок­ровского. Он полагал, что усиленное развитие торговли в XV веке привело к изменениям в социальной структу­ре Новгорода по сравнению с XIII веком. Социальная верхушка новгородского общества состояла теперь «не из одного «боярства», не из одной феодальной знати, а из боярства и буржуазии, житьих людей»3. Модерниза­ция здесь очевидна, житьи люди также были феодала­ми (что видно из писцовых книг), хотя и непосредствен­но участвующими в торговле. Но факт появления нового влиятельного слоя, оказывавшего давление на боярство и порожденного процветанием торговли, вложением капиталов в землю и в известном смысле противостоя­щего родовой аристократии, подмечен верно. Покровс­кий был, кажется, первым исследователем, который подошел к категории житьих исторически и связал ее с социально-экономическими процессами в Новгороде в последний период республики.

Развитие традиции историзма применительно к житьим стало важным завоеванием советских ученых, которые провели тщательный источниковедческий ана­лиз этой категории, определили, что она возникает в XIV веке, и установили анахронизм употребления тер­мина «житья» в Рукописании князя Всеволода, содер­жащем устав Иванской купеческой сотни. Это сделано в трудах А. А. Зимина, М. Н. Тихомирова, С. В. Юшко-ва, В. Л. Янина и др.

Среди советских историков принят взгляд на жить-его как на землевладельца, иногда очень крупного, и не боярина. «Из числа свободных ремесленников и тор-

1 См.-.Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 26—27. — 2 См.: Сергеевич В. И. Вече и князь. М., 1967. С. 38.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия