РЕСПУБЛИКИ 6 страница
1 См.: Тихомиров М. Н. Древнерусские города. С. 156—160. 2 Никитский А. И. История экономического быта... С. 84. 3 См. там же. С. 147. 4 См.: Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. 5 См.: Подвигина Н. Л. Очерки... С. 90—91. _______________ 124 _______________ федерации концов. Уличанско-кончанская административно-политическая организация концентрировалась вокруг боярских гнезд и втягивала ремесленный люд в борьбу боярских кланов, лишая их возможности занять самостоятельную позицию, отвечающую «цеховым» интересам1. Этому, добавим, содействовало и то, что многие ремесленники, как показали раскопки, жили на территории боярских усадеб и, видимо, находились от них в какой-то экономической зависимости. Иными словами, полное господство бояр в социально-политической жизни Новгорода, контрастирующее с куда более скромной ролью феодалов в городах Западной Европы, тормозило самоопределение ремесленного люда. Новгородские ремесленники не были однородной группой. Источники ни разу не употребляют родово-вого понятия; им известны лишь кожевники, сребреники, мастера2, кузнецы, плотники и т. п. Верхушка ремесленников, вероятно, тяготела к богатым кругам в Новгороде, в то время как основная их масса представляла собой угнетаемое большинство населения. Трудно определить критерии такого деления. Возможно, привилегированную группу составляли мастера, старосты, владельцы мастерских. Не исключено также, что имело место деление по профессии, как в новгородском городе Яме, где горожане делились на средних (купцы и ремесленники высокой квалификации) и молодших (остальные ремесленники (большинство), скоморохи, пастухи)3. КРЕСТЬЯНЕ Земледельческое население, не имевшее дворов в городе, объединяется названиями «смерды», «сироты», «крестьяне», «селяне», «миряне». Интересный пример различных способов обозначения сельского населения дает Жалованная грамота новгородского веча сиро- 1 Подвигина Н. Л. К вопросу о существовании цехов в Новгороде конца XII — начала XIII в.//Новое в археологии. Сборник статей, посвященный семидесятилетию А. В. Арциховского. М., 1972. С. 239; Она же. Очерки... С. 92—93. 2 «Мастер Кузьма» выступает в качестве послуха в купчей на земли в Заозерском селе. См.: ГВН и П. С. 204. 3 См.: Вернадский В. Н. Новгород «Новгородская земля в XV веке. С. 128. там Терпилова погоста (около 1411 г.), устанавливающая размер поралья и потуг1. Одни и те же люди названы в этой грамоте сиротами, крестьянами и мирянами. Наиболее распространенным определением данной социальной категории служило слово «смерды». Однако в новейшей советской литературе такое понимание термина «смерд» подвергается сомнению. И. Я. Фроянов считает отождествление смердов с крестьянами неправильным и в связи с этим критикует статью С. А. Покровского «Общественный строй Древнерусского государства», в которой смерды рассматриваются как свободные крестьяне Древней Руси2. Надо сказать, что крестьянами смердов считал не только Покровский. Это традиционная для исторической и историко-пра-вовой литературы точка зрения. Новелла Покровского заключается в том, что он считал смердов свободными в отличие от С. В. Юшкова, Б. Д. Грекова и многих других, которые видели в смерде Русской Правды феодально-зависимого земледельца, чье положение было настолько низким, что он почти приравнивался:к холопу. Сторонники ранней феодализации и даже закрепощения на Руси исходили, главным образом, из статьи Русской Правды «А в смерде и в холопе 5 гривен», прочтенной ими по Академическому списку Краткой редакции (ст. 26), тогда как в Археографическом списке и в большинстве списков Пространной редакции читается: «А в смердьи в холопе...»3. С. А. Покровский восстановил прочтение названной статьи Русской Правды, предложенное еще академиком М.Дьяконовым и.поддержанное крупнейшим знатоком древнерусского языка академиком С. П. Обнорским4, и тем самым 'воскресил преданное забвению многими юристами и исто-рикаш! представление о крестьянине времен Русской Правды как юридически свободном человеке, которо- 1 ГВН и П. С. 146. Иную датировку этой грамоты (около 1423 г.) дает В. Л. Янин. См.: Янин, В. Л. Новгородская феодальная вотчина. С. 275. 2 См.: Покровский С. А, Общественный строй Древнерусского государства//Труды ВЮЗИ. Т. 14. Ч. 1. М., 1970. С. 117. 3 История государства и права СССР. Ч. 1. М., 1972. С. 67—68. 4 См.: Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. М.—Л., 1926. С. 76—77; Обнорский С. П. Очерки по истории русского литературного языка. М.— Л., 1946. С. 10. го придерживались также академик Ю. В. Готье, в некоторых работах академик М. Н. Тихомиров и И. И. Смирнов1, хотя два последних автора и не считали, что в ст. 26 Краткой редакции Русской Правды речь шла о холопах, принадлежащих смердам2. С. А. Покровский полемизировал с пониманием смердов как одной из разновидностей холопов, выдвинутым Б. А. Романовым, А. А. Зиминым, И. Я. Фроя-новым3. Последний полагает, что смерды представляли собой отдельную группу древнерусского общества, не исчерпывающую все сельское население, и выделяет («условно говоря») две категории, именовавшиеся, по его мнению, одинаково — внешних и внутренних смердов4. К первым относились покоренные и обложенные данью неславянские племена. Это — «свободный люд, объединяющийся в общины». Они фигурируют в источниках с XI века. В качестве примера Фроянов приводит сообщения новгородской летописи о походах новгородских воевод за Волок и в Югру в 1169 и 1193 гг. для сбора дани. В первом случае новгородцы столкнулись с полками суздальского князя, также хотевшими взять дань с Заволочья, но новгородцы взяли всю дань, «а на суждальских смердах другую». В 1193 году жители Югры оказали сопротивление и затворились в городе, а чтобы усыпить бдительность воеводы, выслали послов со льстивыми словами: «копим сребро и соболи и ина узорочья, а не губите своих смерд и своей дани»5. Из этих отрывков, несомненно, следует, что смерды платили дань, но было бы слишком смело утверждать, что даннические отношения распространялись только на неславянское население, «внешних смердов», объект сравнительно поздней колонизации. Нет никаких аргументов в пользу того, что данники обозначены в приведенных случаях по их этническому принципу. Какие основания полагать, что славянские племена были свободны от дани? Ведь Новгород в период первых князей был обязан данью Киеву. 1 См.: Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 88; Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII—XIII вв. М.—Л., 1963. 2 См.: История государства и права СССР. Ч. 1. М., 1972. С 70. 3 История государства и права СССР. Ч. 1. С. 68. 4 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. С. 120—126. 5 НПЛ. С. 33, 40, 221, 232. ——————————————————— 127 ___________________ Что касается «внутренних смердов», то, по мнению Фроянова, они представляли собой зависимое население, но не местное, — это бывшие пленники, челядь, посаженная на землю. Это государственные рабы, которых князья как представители государства со временем стали передавать боярам, монастырям (грамота Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю). «Если государственных смердов, весьма сходных с |рабами фиска Западной Европы, нельзя относить к феодально зависимому люду, то некоторую часть владельческих можно рассматривать как один из первых отрядов крепостных на Руси». Во всяком случае, эволюция государственных смердов шла по линии их слияния со свободным крестьянством, а эволюция частновладельческих смердов вела, безусловно, в феодальную неволю. В подтверждение гипотезы, что смерды («внутренние») — это бывшие пленники, Фроянов ссылается на дореволюционных исследователей В. Лешкова и Н. И. Костомарова1. Н. И. Костомаров занимал особую позицию. Он полагал, что в Новгороде все земледельческое население называлось селянами. Среди них были владельцы собственных участков земли, своеземцы. «Не имеющие собственной земли носили общее название — смерды». Они могли жить «на землях Великого Новгорода, платя поземельную дань Новгороду или его кормленни-кам», или на владычных, церковных, боярских и иных частных землях. Это были свободные люди, имевшие право перехода к другим землевладельцам, но в XV веке их состояние стало более зависимым. В одних местах (например, в псковских волостях) они назывались изорниками, в других — половниками2. Различия с подходом Фроянова очевидны: у Костомарова смерды — не холопы, а свободные, если они сидели на государственных землях, то платили Новгороду дань, т. е. в этом отношении походили на «внешних смердов» Фроянова. Прежде чем оценивать основательность понимания смердов Фрояновым, попытаемся определить мотивы его построений. Так же как и С. А. Покровский, он 1 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. С. 123—126. 2 См.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 28—29. ___________________Ш ___________________ выступает против преувеличения уровня феодализации Древней Руси. Поскольку главным аргументом в пользу утраты крестьянами прав на землю были (и остаются) жалованные грамоты монастырям, в частности новгородская грамота Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю, Фроянову казалось важным доказать, что села, передаваемые монастырям, были заселены не вольными общинниками, а своеобразно понимаемыми им смердами, т. е., по существу, холопами, хотя, может быть, и чуть более высокого ранга. Но ведь возможны и другие варианты опровержения той же концепции раннего установления феодальной зависимости. Села могли передаваться монастырям на тех же основаниях, как и в кормление, т. е. для извлечения дохода. Это было распределение средств, поступающих в казну. Но кормленники получали территорию на время несения службы, а монастыри — навсегда. Со временем это вело к установлению феодальной зависимости. Самая нерасторжимость связи с монастырем, где для крестьянина были сосредоточены и управление, и суд, способствовала и позволяла монастырю увеличивать повинности земледельцев, что, кстати сказать, делали и временные светские кормленники, о чем свидетельствует упомянутая грамота сиротам Терпилова погоста, жаловавшимся на то, что поралье посадника и тысяцкого с них стали собирать не по старине. Но первоначально для крестьян ничего не менялось кроме непосредственного хозяина или управляющего. Они просто начинали «тянуть» теми же повинностями не к Новгороду, а к монастырю. Такая интерпретация жалованных грамот монастырям раскрывает постепенность становления феодализма, его незаметность, кажущееся отсутствие противоречий со «стариной» и с интересами крестьянства. Она делает ненужным деление смердо'в на две категории, для которого источники не дают достаточных оснований. Концепция И. Я. Фроянова вызывает много вопросов. Где намеки в исторических документах на двойственное понимание «смердов»? Если принять это толкование, то где же в Русской Правде и в новгородских памятниках свободный крестьянин-общинник, как он обозначался? Как увязать такое понимание смерда с первым употреблением этого слова в Новгородской летописи под 1016 годом, где рассказывается, как после разгрома Святополка с помощью новгородцев Ярослав _______________429 _______________ 9 Заказ 2695
«нача вое свое делйтй: старостам по 10 гривен, а смердам по гривне, а новгородцам по 10 всем; и отпусти я домов вся»1. Здесь смерды составляют часть Яросла-вова войска, собранного в Новгороде, и ни «внутренние», ни «внешние» смерды к этой категории не подходят. Вряд ли князь вооружил бы пленных и взял с собой в поход. Столь же маловероятно, чтобы воины набирались в отдаленных волостях, а не в ближайших окрестностях города. Идея смердов — государственных рабов предполагает «государственный сектор», распределение пленных холопов, управление ими. Обо всем этом ничего не известно. Традиционное понимание смердов как синонима крестьян, подавляющего большинства населения всей Древней Руси и Новгорода, нельзя считать серьезно поколебленным. Всю эту массу жителей новгородской волости мы застаем в процессе постепенного превращения из состояния свободных землепашцев в феодально-зависимое крестьянство. Обилием путей, ведущих к этой цели, обусловлена значительная дифференциация сельского населения, которую наряду с общим, ускоряющимся с течением времени развитием к крепостному праву необходимо учитывать при рассмотрении положения новгородского крестьянства. Однако заметим сразу, что и к моменту падения Новгородской республики до повсеместного превращения крестьянина в крепостного было еще далеко. Этот факт, выводимый и из частноправовых актов Новгородской земли, опубликованных в систематизированной форме в 1949 году, нашел новое подтверждение в берестяных грамотах. А. В. Арциховский привлек внимание к грамоте, адресованной посаднику Андрею Юрьевичу и свидетельствующей о свободе перехода от одного феодала к другому, а также к протесту крестьян перед посадником Михаилом Юрьевичем (XV в.) против передачи их владельцу, которого они не хотят. Комментируя эти документы, первый руководитель новгородской археологической экспедиции пришел к выводу, что даже в XIV—XV вв. не все новгородские крестьяне потеряли свободу2. 1 НПЛ. С. 15, 175. 2 См.: Арциховский А. В. Новгород Великий в XI—XV веках// Вопросы истории. 1960. № 9. С. 30—31; Он же. Новгород Великий по археологическим данным. С. 46. ——————————————————— il'30 ——————————————————— Остается нерешенным вопрос о том, кому принадлежало право собственности на землю, не входившую в феодальные вотчины1. В. Д. Назаров, В. Т. Пашуто, Л. В. Ящеднин, А. Д. Горский и другие полагают, что верховным собственником земель, находившихся во владении крестьян, было государство, осуществлявшее феодальную эксплуатацию крестьянства2. В. Л. Янин пишет, что «фонд черных земель и в XIV—XV вв., и в XII—XIII вв. находился в распоряжении государства, представляя собой корпоративную собственность веча»3. Ю. Г. Алексеев, А. И. Копанев, Н. Е. Носов считают, что собственниками земли были крестьяне, а их повинности к государству вытекали из публично-правовых отношений, представляя собою форму налога, а не из отношений собственности4. Д. И. Раскин, И. Я. Фроянов, А. Л. Шапиро исходят из неоднородности собственности на черносошные земли. Собственниками, по их мнению, являлись и государство, и община, и отдельные крестьяне, причем наблюдалась тенденция упразднения крестьянских прав на землю5. Эта позиция, видимо, ближе всего к исторической действительности, она соответствует новгородским материалам и демонстрирует многоплановость процесса постепенной феодализации крестьянства. В самом деле, с одной стороны, известны жалованные грамоты Новгорода, передающие целые села в руки духовных феодалов, а, с другой стороны, известны случаи, когда крестьяне.возражали против передачи земель определенному владельцу или когда проходило размежевание земель общины и частного владельца, причем в 1 См.: Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. С. 273— 282. 2 См.: Назаров В. Д., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Новое в исследовании истории нашей Родины. М., 1970. С. 33—36; Горский А. Д. Очерки экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. М., 1960. 3 Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. С. 276. • 4 См.: Алексеев Ю. Г., Копанев А. И., Носов' Н. Е. Мелкокрестьянская собственность при развитом феодализме//Место и роль крестьянства в социально-экономическом развитии общества. XVII сессия Симпозиума по изучению- проблем аграрной истории. Тезисы докладов. М., 1978. 5 См.: Раскин Д. И., Фроянов И. Я., Шапиро А. Л. О формах черного крестьянского землевладения XIV—XVII вв.//Проблемы крестьянского землевладения и внутренней политики России. Л., 1972. -^ ____________ 131 ________________ качестве субъектов права собственности выступали как мир, так и отдельные лица. Было бы явно ошибочным считать всех смердов Новгорода лишенными земельной собственности, как делали А. И. Никитский и Н. И. Костомаров1. Мировая Вымоченского погоста, шунгских смердов, толвуян и кузарандцев с челмужским боярином Григорием Семеновичем и его детьми о размежевании земель в Чел-мужском погосте2 и купчая Михаила и Игнатия Вар-фоломеевичей у «великих смердов» на два жеребья реки Малой Юры с угодьями3 свидетельствуют о наличии крестьянской собственности на землю, первая — в конце XIV века (1375 г.) в Обонежье, вторая — в середине XV века на Двине. Относительно формы землевладения новгородских крестьян-собственников в историко-юридической литературе высказывались прямо противоположные мнения. Не признававший крестьянского права собственности на землю А. Н. Никитский, констатируя недостаток сведений, предполагал, что общинное землепользование, как правило, отсутствовало, а в тех случаях, когда оно имело место, не распространялось на пашни, а ограничивалось лесами, лугами и т. п. Б. Д. Греков, используя псковскую частную грамоту, описывающую, как смердьг-рожичане во главе со старостой отстаивали свои земельные владения, делает вывод об организации смердов в общины. Отметим, что в грековской грамоте речь шла не о всякой земле, не о пахотной земле, а всего лишь о топях. Объединение крестьян в общины не вызывает 'сомнений. Являясь органом крестьянского самоуправления, община была как бы низшим звеном новгородской администрации. Она избирала старосту, вероятно, руководившего общим сходом. Последний, судя по частым упоминаниям в грамотах всех слобожан, всех толвуян и кузарандцев 1 По Костомарову, единственной категорией земледельческого населения, обладающей правом собственности, были земцы, своеземцы. См.: Костомаров Н. И. Севернорусские народоправства... Т. II. С. 29. Проводя различие между правом собственности и самостоятельным землевладением, Никитский считает: «Неправильно было бы предположить, что крестьянское землевладение не имело места». (См.: Никитский А. И. История экономического быта Великого Новгорода. С. 41, 44, 47.) 2 ГВН и П. С. 285. 3 Там же. С. 227—228. и т. п., принимал самое непосредственное участие в делах. Важнейшей обязанностью общины был разруб повинностей. Однако признание существования общины не освобождает от обязанности определения ее характера, обойденной Грековым, который отождествил новгородскую общину XIII века и более позднюю с киевской времен создания Русской Правды и, следовательно, поставил вне обсуждения, как само собой разумеющееся, всеобщее распространение среди смердов, живущих на своей земле, общинного землевладения1. Тем не менее новгородские источники позволяют утверждать, что общинное землевладение по меньшей мере не было уже общим правилом. Купчая Михаила и Игнатия Варфоломеевичей у «великих смердов... Филкы, Родьки и Онашки Григорьевичей на два жеребья реки Малой Юры, в которой треть принадлежит Паустовичам, с сенными паволоками и бобровыми ло-вищами, с полешими лесами и с путиками» неоспоримо свидетельствует о частной крестьянской собственности и о разложении общинного землевладения. В этой любопытнейшей грамоте ни слова не говорится о каком-либо разрешении на продажу земли не только со стороны общины, из которой великие смерды — Григорьевичи, очевидно, выделились, но и со стороны совладельцев земли Паустовичей. Можно предположить, что это не единственный случай продажи крестьянами земли даже из тех, которые сохранены для нас грамотами. Не исключено, что в тех грамотах, где не определено социальное положение лиц, продающих небольшие земельные участки, мы имеем дело иногда и со смердами. Получившая в Новгороде большое распространение, в частности среди крестьянства, общая собственность2 также, возможно, возникала иногда и как пережиток общинного землепользования. Указанные соображения, разумеется, не говорят о полном исчезновении общинного землепользования. В той или иной форме оно продолжало существовать, но в последние столетия новгородской вольности его основательно подрывали феодализация и рост денежного оборота. Смерды, сидевшие на своей земле, считались нов- 1 См.: Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. Т. I. С. 396, 397. 2 Общая собственность освещается в разделе о гражданском праве. _______________ 133 _______________ городскими и тянули повинностями к Новгороду, не имея над собой других хозяев. На наш взгляд, не следует считать всех таких смердов «еще не попавшими в феодальную зависимость»1. Полагавший так Б. Д. Греков исходил из отождествления феодальной зависимости и крепостного права. Он считал, что феодализм немыслим без «неполной собственности на работника производства — крепостного, которого феодал... может продать, купить»2. Эта официальная в свое время точка зрения давно отвергнута советской исторической наукой. Вряд ли можно с полной убедительностью разграничить повинности государственных или черносошных крестьян к Новгороду на две категории, из которых одна строго вытекала бы из отношений государственных, налоговых, а другая — из рентных, феодальных, из отношений собственности. Сомнительно, чтобы необходимость и самый принцип такого различения могли быть осознаны не только крестьянами, но и государственными мужами Новгорода. Попытки провести такого рода дифференциацию, предпринятые В. Л. Яниным3, нуждаются в дальнейшем обосновании и уточнении. Но, кажется, можно с определенной долей вероятности утверждать, что повинности черносошных крестьян к Новгороду мало чем отличались от повинностей их собратьев к монастырям и другим крупным землевладельцам. Имея до поры до времени право распоряжения землей, они вместе с тем признавали высшее право Новгорода распоряжаться их землей и их судьбами. Достаточно было дарственной новгородского князя, чтобы мнимо свободные крестьяне превратились в феодально-зависимых4. Такая метаморфоза могла произойти безболезненно (без крестьянских волнений) только при относительном равенстве положения крестьян городских, монастырских и частновладельческих. Поскольку государство представляло собою коллективного феодала, речь шла о своего рода феодальной зависимости. Проблема разграничения феодальной ренты и дани-налога, чрезвычайно важная для эпохи 1 Греков Б. Д. Крестьяне на Руеи. Т. 1. С. 396. 2 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 225. 3 См.: Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. С. 275— 276. 4 ГВН и П. С. 139—146. перехода от родовых отношений к государственным, с полным развитием феодальной государственности до некоторой степени утрачивает остроту, коль скоро условия эксплуатации сельского населения на вотчинных и черных землях оказываются примерно одинаковыми. И здесь и там бремя повинностей возрастало, и, как свидетельствуют исторические документы, предпринимались попытки их сбора «не по старине». Обязанности смердов к городу, как можно заключить из новгородских грамот, состояли из даней со скотоводства и земледелия (скотницкие куны и пора-леское), подвод, т. е. безвозмездной перевозки в пользу города, — повинность, от которой освобождались купцы, кормов — содержания присылаемых из города властей, стана (?) и протора, т. е. судебных пошлин1. Крестьяне новгородские использовались при градостроительстве (может быть, эта повинность и называлась станом?). Под 1430 годом, летопись сообщает: «пригон был крестьянам к Новгороду город ставити...». Массовое бегство крестьян, вынудившее новгородские власти даже отменить в 1229 году на пять лет уплату дани беглецами2, говорит о тяжести повинностей. Число государственных смердов постоянно шло на убыль вследствие пожалования их вместе с землями монастырям и частным лицам, захвата или обнищания и последующего «добровольного» обращений в зависимое состояние. Показательно, что в обоих случаях, когда новгородские частные грамоты прямо говорят о имеющих собственную землю смердах, последние или обороняют свои рубежи от покушений феодалов, или продают землю. За счет государственных смердов пополнялись ряды крестьян, зависимых от владыки, монастырей, бояр и т. п. Одни крестьяне новгородские попадали в бояр-ско-монастырскую кабалу целыми общинами (при пожаловании, захвате), другие, подвергавшиеся тяжелейшим формам эксплуатации, — семьями и в одиночку. Организации крестьянского самоуправления — общины не прекращали своего существования при переходе земли к боярину или монастырю. Как видно из рядной крестьян Робичинской волости с Юрьевым мо- 1 ГВН и П. С. 143, 226. 2 НПЛ. С. 68, 274. настырем1, они даже участвовали в согласовании размера повинностей. Но над общинами разрастался штат вотчинного управления — волостелей, посельских, приказчиков и т. п., венчаемый собственником. Мы уже высказывали мимоходом предположение, что принципиально и по своей тяжести владычная, боярская, монастырская и новгородская эксплуатация смерда была примерно одинакова. Различия названных категорий крестьянства носили, главным образом, не экономический, а политический характер и заключались в том, что частнособственнические и монастырские крестьяне скорее теряли права свободных подданных. До XV века это равновесие поддерживалось возможностью крестьянского перехода. Поэтому мы воспользуемся сведениями о повинностях крестьян по отношению к монастырю для характеристики феодальной ренты всей этой категории зависимого населения. По рядной крестьян Робичинской волости с Юрьевским монастырем, повинности состояли из оброка зерном, подвоза оброчного хлеба, «поселья песельникам по старине», т. е. второго, уменьшенного оброка в пользу монастырских управляющих, кормления и даров архимандриту и его штату в случае подъезда, т. е. посещения своей волости. Лежала ли на крестьянах сверх ренты феодалу еще и дань Великому Новгороду? Б. Д. Греков отвечает утвердительно (правда, применительно к Пскову, но едва ли следует ожидать в эксплуатации крестьян в Новгороде и Пскове столь существенных различий): «Они обязаны были повинностями не только своим господам, но и государству»2. Того же.мнения придерживается В. Л. Янин: «Иммунитет вотчинника не распространяется здесь на все виды крестьянских повинностей, часть которых принадлежит государству. Более чем вероятно видеть вотчинника и сборщиком поралья в пользу государства, но никак не получателем этой части ренты»3. Главным аргументом в пользу этой гипотезы служит место из договоров Новгорода с Казимиром (1440—1447 и 1470—1471), в которых говорится, что князю идет «на Лопастичах и на Буицах у чорнокун- 1 гвн и П. С. 174. 2 Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. Т. I. С. 470. 3 Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. С. 275. __________________ 136 ___________________ цов по две куницы, да по две беле, а слугам трем по беле» (ГВН и П. С. 116, 131). Речь здесь идет, как отмечает Янин, о той же волости Буице, которая в ИЗО году была передана великим князем Мстиславом Владимировичем и сыном его Всеволодом новгородскому Юрьеву монастырю со всеми данями, вирами и продажами (ГВН и П. С. 140). И тем не менее, по мнению Янина, и в XV веке с этой волости шла повинность в пользу князя, «и сами вотчинные крестьяне в глазах государства в каком-то ракурсе остаются чернокун- цами»1. Место это из договоров с Казимиром не так ясно. Если речь идет о том же самом селе, то кто знает, что произошло в нем за три века. Во всяком случае, примечательно, что в этих договорах к волостям Буице и Лопастичи применен особый принцип определения повинностей. Во всех других случаях установлены абсолютные размеры подати: «на Березовичи взяти мне, князю великому, полтора рубля, да тридцать куниц, на стержи тридцать куниц, да шестьдесят бел, да пет-ровщицы рубль» и т. п., а здесь определено, сколько следует получить с каждого чернокунца. Это наводит на мысль, что не все крестьяне в Буице были черно-кунцами, что за время, истекшее с жалованной грамоты Юрьеву монастырю, в Буицах появились каким-то путем черносошные крестьяне, тянувшиеся не к монастырю, а к городу. Помимо данной великого князя Мстислава Владимировича и сына- его Всеволода на село Буицы, из которой следует, что князья отказывались от даней, вир и продаж с этого села в пользу Юрьева монастыря, имеются и другие документы аналогичного содержания. Жалованная князя Ивана Даниловича Юрьеву монастырю2 указывает, что людям, сидящим на землях этого монастыря, «дается воля» и им не нужно тянуть к городу «ни в которую дань, ни в подвозы, ни в кормы, ни в стан, ни в который протор»3. Рядная Кириллы Юрьевича с Емецкою слободою оговаривает, что по-
|