ISBN 5-7139-0118-1 ББК 20.1 я 73 2 страница
В промышленно развитых (и богатых) странах в 50-е гг., где все более заметными становились негативные последствия промышленного и технологического развития, начинается изучение качества жизни, т.е. это происходит в то время, когда негативные последствия технологического развития поставили под вопрос его позитивные результаты (развитие производительных сил, рост потребления, увеличение свободного времени, развитие коммуникаций и т.д.). Когда стало очевидно, что усиление власти над природой ставит под вопрос гуманизацию индивидуальной жизни, усилился социальный и экологический критицизм. Это был этап возникновения социальной экологии, поэтому естественно, что ее появление повлекло за собой рост интереса к изучению качества жизни. В свою очередь, это привело к повышению интереса к исследованиям экологических факторов качества жизни. Качество жизни чаще всего определяется как «совокупность отношений, связывающих индивида, общество и природную среду, а каждый из этих элементов обладает собственным характером и потребностями»2. Исходя из такого понимания качества жизни3, результаты исследований подтвердили, что нет здоровой качественной жизни без чистой, безопасной и эстетичной окружающей среды. Выяснилось, что высокое качество Знания, которыми располагает социальная экология об отношении человека и его среды, должны обеспечить не только защиту и совершенствование природной среды, но и совершенствование социальной Но, чтобы данные, предоставляемые социальной экологией, превратились в научно-теоретическую базу для общественных действий, направленных на защиту и совершенствование окружающей среды, необходимо наличие определенного экологического сознания, т.е. понимание угрозы равновесию в природной среде и влияния этого нарушения на положение и существование человека. Также должно быть и осознание включенности природной и общественной среды в окружающую среду, осознание причин нарушения и загрязнения обеих сред, влияния их на человека. В формировании сознания важную роль играет распространение знаний о защите и совершенствовании окружающей среды. Сегодня человечеству «необходимо высоко развитое сознание целесообразности большего соответствия между творческой деятельностью людей, направленной на совершенствование общественного развития, и необходимой потребностью в оптимальном сохранении и совершенствовании природы»1. Поэтому социальная экология способствует не только развитию этого сознания, но и должна исследовать основные его проблемы, в первую очередь роль системы образования2. Результаты предшествующих исследований показывают, что знания об экологических проблемах, получаемые в системе образования, недостаточны с точки зрения развития экологического сознания1. Социальная экология, кроме прочего, должна анализировать, предоставляет ли система образования на соответствующих уровнях необходимые знания об экологических проблемах, формирующих экологическое сознание. Особое внимание должно быть уделено изучению и критическому осмыслению образования с этой точки зрения в университетах, так как именно эти учреждения призваны играть особую роль в развитии экологического сознания и общественного развития. Однако «образовательные элементы, относящиеся к этой области, находятся исключительно в монодисциплинарных рамках», «отсутствует целостность и интегральность знаний об экологических проблемах», «ни один профиль высококвалифицированных кадров не имеет... минимальной научной основы для аналитического интегрального подхода к вопросам окружающей среды...»2. Социальная экология, исследуя и теоретически анализируя экологические проблемы с социологической точки зрения, должна способствовать преодолению такого состояния, т.е. включать в образовательные программы высших учебных заведений экологическую проблематику. Это будет способствовать не только формированию экологического сознания, но и улучшению профессионального образования. Социальная экология — относительно молодая наука, ее метод пока еще полностью не разработан. Речь может идти об основном направлении его разработки. При этом следует иметь в виду, что можно говорить о специфике метода социальной экологии, обусловленной тем фактом, что предмет социальной экологии граничит между природой и обществом, т.е. она как особая социология в качестве предмета исследования имеет систему «общество — природа» с социологической точки зрения. Поэтому она должна использовать методы естественных и общественных наук. При таком подходе к ее методу следует иметь в виду, что в современной науке наблюдаются два противоположных, но взаимосвязанных процесса: процесс дифференциации и процесс интеграции наук, когда возникают новые (специализированные) науки, что отражается и на создании новых методов. Но в то же время существует потребность в интеграции наук, и это приводит к пересечению их методов и оказывает влияние на создание отдельных методов. Эта тенденция особенно наглядно проявляется при разработке метода социальной экологии, которая «заимствует материал» для своего метода из общественных (в первую очередь, социологических) и из естественных наук. В процессе научного познания предмета социальной экологии существуют определенные этапы, общие для процесса любого научного познания.1 Однако каждый этап имеет особенности, обусловленные спецификой как самого предмета социальной экологии, так и спецификой ее метода в целом. Можно согласиться с точкой зрения, что специфика предмета социальной экологии состоит в том, что она изучает как общие закономерности взаимоотношения природы и общества, так и отношение общества (отдельных его частей) к нему, что влияет на создание ее категориально-логического аппарата, в том числе и метода. Если иметь в виду, что метод науки определяется ее предметом, то можно сказать, что и метод социальной экологии определяется объективными закономерностями, составляющими суть ее предмета исследования. В контексте такого подхода к специфике метода социальной экологии можно указать и на основные направления его разработки. Метод социальной экологии должен представлять собой совокупность познавательных операций, соответствующих цели ее исследования как науки. Но если социальную экологию понимать как отраслевую социологию и с этой позиции подходить к разработке ее метода (как метода отраслевой социологии), то тогда необходимо определить, какой метод наиболее соответствует социологии, в том числе и отраслевой, адаптирующей общий социологический метод к своей специфике. А как известно, по этому вопросу в социологии существует два противоположных мнения: одни считают, что социологии соответствует позитивистский метод, другие — исторический. Считается, что методы, средства и модели, применяемые в естественных науках и давшие положительные результаты, могут стать моделью для исследований и в общественных науках. В позитивистском методе акцент делается на индуктивном подходе, обеспечивающем надежность, точность намерения, простоту научных высказываний1. Историзм (аксиология), т.е. исторический метод, базируется на принципе, согласно которому общественные явления отличаются от природных, поэтому общественные науки (а значит, и социологические) имеют иные задачи по сравнению с естественными. Общественные науки через объяснение и понимание должны раскрывать внутреннее значение, придаваемое людьми своим результатам творчества, т.е. социальным явлениям. На основе метода понимания, по мнению ряда исследователей, можно познавать более широкие по объему общественные явления, хотя в своей основе этот метод субъективен и недооценивает причинное и функциональное их объяснение2. Как нам представляется, при разработке метода3 социальной экологии следует использовать элементы как одного, так и другого методов. Из позитивистского метода надо позаимствовать стремление к выявлению причинных и функциональных связей между явлениями и применение индуктивного подхода в выводах. Из исторического метода необходимо взять подход к объяснению социальных явлений: с помощью метода понимания можно раскрывать внутреннее значение, которое придают творцы создаваемым предметам, что позволит исследовать и познать внутренний смысл, сообщаемый индивидами (или) и членами социальных групп своему отношению к жизненной среде, своей деятельности и природе. Определяя отношение к позитивизму и историзму как методологическим ориентациям при разработке метода социальной экологии, следует отказаться от натуралистического понимания общества. Но, исходя из различия между природой и обществом, необходимо учитывать постоянную и неразрывную взаимосвязь природы и общества и невозможность существования общества (и человека) вне природы. Принимая во внимание возможность познания научных законов, исследователи должны выработать методологический подход к выявлению закономерностей взаимоотношения природы и общества, а также и отношения индивидов и социальных групп к природе и окружающей среде с позиции значения этого отношения в плане сохранения природы и развития цивилизационного процесса. При этом надо использовать не только индукцию, но и синтез, т.е. применять как индуктивно-дедуктивный, так и эмпирически-рациональный методы1. При разработке метода социальной экологии, определении его основных частей (предварительное знание о предмете ее изучения; подход к приобретению новых познаний и средств, которые при этом используются) следует исходить из специфики ее предмета изучения. В научном исследовании предмета социальной экологии следует исходить из определенных предшествующих данных и познаний, заключенных в некоторой системе знаний, непосредственно не связанной и не относящейся к предмету социальной экологии. Достаточно, если эти данные и познания имеют к ней косвенное отношение. По сути социальная экология в этом смысле может (и должна) использовать существующие теории из других, соприкасающихся с ней наук, имеющих отношение к элементам ее предмета изучения1. Исходя из этого, можно сказать, что теории более низкого уровня могут быть использованы на более высоком (глобальном) уровне исследования. Но эти теории не являются методом социальной экологии, а лишь служат основой или вкладом в разработку ее метода. Они превращаются в элементы ее метода (теоретический элемент как предварительное знание о предмете) лишь тогда, когда включаются в определенную систему знаний о предмете социальной экологии и в качестве таковых служат разработке и выбору средств для более полного изучения ее предмета2. Фактически использование усвоенных знаний, оформленных в теорию как элемент метода, обеспечивает адекватность метода, с помощью которого изучается предмет. Экологическое мировоззрение представляет собой важнейшую исходную точку в определении не только предмета, но и метода социальной экологии. Это мировоззрение, отличающееся своими теоретическими принципами, имеет особое значение при выработке того элемента метода социальной экологии, который представляет (и должен представлять) исходное знание о ее предмете. При использовании различных экологических подходов в выработке метода социальной экологии следует основываться на том, что ее предмет, теория познания и метод лишь до некоторой степени сходны, но по своему содержанию и целям не обязательно идентичны. Точно так же следует учитывать и то, что одни экологические подходы в большей степени, другие — в меньшей приближаются к теории в ее более узком значении (как относительно подлинному познанию), и социальная экология должна опираться на последние. Особое значение для выработки метода социальной экологии имеют: системное понимание мира, экологический кризис, кризис человеческого бытия в современном мире, индустриализм, ориентированный на прибыль, — причина экологического кризиса, решение экологического кризиса — предпосылка гуманистического развития, глобальность экологических проблем и всеобщая ответственность за их решение. Основой современного научного мировоззрения является биология систем, согласно которой мир характеризуется органическими, комплексными и динамичными взаимоотношениями. При таком познании мира на любом уровне организации существует динамичное равновесие между самодостаточными (независимыми) и интегративными (зависимыми) тенденциями.1 Человеческий род, человеческое общество и природа тесно взаимосвязаны, поэтому можно согласиться с тезисом: то, что полезно для общественной стабильности, культурного развития, поддерживает экономические отношения, полезно для существования всей планеты и счастья индивида. В этом смысле следует понимать и высказывание, что «человеческие существа не властелины, а члены семьи Земля».2 Нельзя согласиться с точкой зрения, так или иначе ставящей под сомнение наличие экологического кризиса. В современном мире он существует как глобальная проблема, проявляющаяся в кризисе человеческого существования, человеческого общения с миром, а ее решение требует и предполагает понимание окружающего мира и формирование такого представления о месте человека в нем, которое бы сделало возможным постоянное пребывание человека в мире. Экологический кризис — это отчуждение человека от того, из чего он черпает свою силу. «Человек становится ничьим, потому что не живет в согласии со своим миром. Экологический кризис — это одновременно «причина и следствие»1. Бесконечная экспансия в весьма ограниченном мире с необходимостью ведет к катастрофе. Ее нельзя предотвратить только путем развития техники и технологии, а лишь путем переосмысления и изменения отношения людей к природе как к среде, из которой не только берут начало истоки человеческого существования, но которая и есть условие самого существования человека. Мнение, будто природа может выдержать бесконечную экспансию, использоваться без ограничений (насколько это допускают производительные силы), наиболее полно проявилось в период промышленного производства, целью которого является не удовлетворение подлинных человеческих потребностей, но достижение возможно большей прибыли на основе бесплатного использования природных ресурсов. В этом смысле уже сделан вывод, хотя и запоздалый, что экологический кризис является результатом индустриализма, гоняющегося за прибылью. Он — результат «экспансии производственной мощи, цель которой — не удовлетворение подлинных человеческих потребностей, а достижение прибыли или государственного накопления... Важнейший ее принцип — «прибыльная рентабельность», достигаемая в конкурентной борьбе таким образом, что бесцеремонно используется доступное природное сы- Сохранение экологического равновесия, т.е. решение проблем, вызванных экологическим кризисом, должно способствовать гуманному общественному развитию. В процессе этого развития должны быть созданы условия, в которых все индивиды будут иметь одинаковые возможности для проявления своих потенциальных творческих способностей. Существует соответствие между активной этичностью и способом восприятия мира3. В контексте такого подхода к рассмотрению экологических проблем необходимо отказаться от непродуманной (или недостаточно продуманной) ориентации на развитие по пути количественного роста. «Подлинный прогресс не следовало бы понимать как ускоренное и бесконечное накопление материального богатства и услуг, а При количественном прогрессе люди вступают в конфронтацию с природной средой. Этот прогресс предполагает неограниченные источники материальных богатств, а мы знаем, что они ограниченны, малы и в большинстве своем невосстановимы. Качественный образ жизни и жизнедеятельности в меньшей мере зависим от наличия ограниченных источников материальных богатств2. Однако стремление к ограничению количественного подхода не означает стремления к отказу от промышленной цивилизации3. Более того, принцип экоразвития предполагает развитие техники, которое должно способствовать усилению человеческого и природного общества, что соответствует интересам индивида4. Для современного экономического и общественного развития необходимо и комплексное (интегральное) развитие человека. При глобальном восприятии экологических проблем требуется и универсализация ответственности за решение. С развитием техники возросла не только способность человека безгранично вмешиваться в природу, но и появилась потребность в ответственности человека за последствия, вызываемые этим вмешательством. Ответственность людей за экологическое равновесие в природе и решение экологических проблем, обусловленных его нарушением, становится вопросом выживания как человека, так и человечества, т.е. людского рода на Земле. Безответственность привела к экологическому кризису и будет вызывать новые экологические и социальные проблемы. Свободный человек, не несущий ответственности, становится «монстром, который уничтожает... уничтожает безответственно и бессознательно, потому что он именно так понимает свободу, полностью забывая об ответственности»1. Именно поэтому образование должно способствовать как развитию экологического сознания, так и чувства ответственности за свободу, которую люди испытывают при использовании природных ресурсов благодаря развитию производительных сил и в первую очередь развитию, связанному с научно-технологической революцией. Это образование, базирующееся на научном знании, в своей основе должно быть и гуманистическим2. Оно должно предотвратить злоупотребление научными знаниями при использовании их в развитии новых технологий. Здесь имеется в виду игнорирование возможных вредных экологических последствий, применение новых технологий для разработки политики развития, которая одновременно и экологически продумана, и реализуется в демократической атмосфере и демократическими средствами3. Исходя из перечисленных выше и сходных с ними экологических подходов и из своего предмета как отраслевой социологии, социальная экология должна выработать метод получения нового знания о своем предмете и определить методику сбора данных и метода обобщения. При таком подходе следует определить предмет исследования как на глобальном, так и на «локальном» уровнях. Определение предмета исследования, взаимосвязанных явлений и отношений, существующих в реальной жизни, должно ставить своей целью формирование научной основы для осознанных общественных действий, направленных на сохранение экологического равновесия, т.е. улучшение качества окружающей среды. Однако на этапе определения предмета конкретного исследования и при формулировании гипотез1 социальная экология исходит и из определенных категорий и понятий, используемых в исследовании и анализе таких экологических категорий, как система, комплекс, система «общество — человек — техника — природная среда». В связи с этим возникает необходимость более строгого объяснения их использования при разработке метода социальной экологии. Это тем более необходимо, что термины «система» и «комплекс» часто употребляются как синонимы. Термин «система» чаще всего употребляется в двух значениях: как множество элементов, соединенных в некоторое сложное или единое целое; как согласованная и методологически отлаженная (по логическим критериям) совокупность или перечисление фактов, данных, законов, знаний, тезисов и т.д., относящихся к определенной отрасли знания или науки. В современной методологической литературе, относящейся в первую очередь к исследованию экологической проблематики, понятие системы уточняется. В частности, отмечается возможность включения в систему однородных объектов, которым предписываются различные функции, выявляются различные свойства, делающие их разнородными2. В этом смысле подчеркивается, что в системе могут быть только элементы и подсистемы одного вида, что в широком смысле означает: не могут существовать системные связи между материальным и духовным, тем, что имеется объективно, и тем, что идеально3. Следовательно, при таком подходе элементы одной системы могут быть либо только материальными, либо только идеальными. Понятие «комплекс» (в широком смысле) означает некую целостность элементов (частей). По сути понятие «комплекс» означает взаимосвязь различных частей в едином целом, в котором есть центральный носитель связи. В современной методологической литературе по сравнению с понятием «система» целостность комплекса обеспечивается за счет функциональных связей, общих для всех его частей, а непосредственные связи между ними не являются необходимыми. В то время как система требует нивелирования множества объектов, сходства или различия между которыми не обязательны, для комплекса внутреннее множество не имеет значения, так как он отличается разнообразием охватываемых им элементов. При исследовании предмета социальной экологии не следует отказываться ни от системного, ни от комплексного подхода[6]. Наоборот, для научного исследования и познания ее предмета необходимо соотношение этих подходов. Применение системного и комплексного подходов позволит открыть закономерности сложного взаимоотношения «человек — общество — природа». Окружающая среда — природная, материальная — со всем разнообразием элементов как комплекс представляет массу, которую нельзя соединить в целое вне общего отношения к человеку как к фактору существования, она отличается функциональной целостностью только в данном аспекте[7]. Но общество и природа — это два полюса системы, противоречащие друг другу, так как общество относится к высшей социальной форме движения материи, а природа — к досоциальной, где присутствуют химическая, геологическая и биологическая формы движения материи. Общество в известной степени как раз и представляет собой (по отношению к человеку) продукт развития природы, специфическую часть материального мира. Фактически общество и природа — диалектические системы, пронизывающие и исключающие друг друга (но их элементы могут образовывать комплексы), что, в частности, проявляется и в том, как природная среда, будучи динамичной суперсистемой, изнутри представляет собой упорядоченное целое; поэтому она и выступает по отношению к обществу в роли системы партнера. Предмет социальной экологии — отношения в системе «общество — человек — техника — природная среда». В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обусловливают его неизменность и структуру. Общество нельзя рассматривать как самую широкую подсистему социоприродного отношения, так как оно включает в себя кроме материальных элементов (материальное производство) и формы общественного сознания. В этой системе «соединительная ткань» — труд людей, который устанавливает практические отношения между обществом и природой (с помощью орудий труда), природа же является материальной основой и условием развития общества. Именно поэтому основой для существования являются технологический процесс материального производства и связи, устанавливаемые людьми в нем. По сути все элементы отношения «общество — человек — техника — природа» тесно взаимосвязаны и развитие одного элемента обусловлено функционированием другого, поэтому отношение между ними и является системой. В этом отношении (системе) человек и техника выделяются как особые элементы в силу своей социально-естественной специфики. Человек выделяется не только потому, что принадлежит и природе, и обществу, но и потому, что его защита как биологического (но не только биологического) существа, защита его здоровья — основной критерий оптимизации взаимоотношений (исторически развитых и обусловленных) природы и общества. Техника, понимаемая как сумма искусственно созданных материальных средств с целью усиления эффективности человеческой деятельности в первую очередь по отношению к природе, также имеет свою социальную и естественную специфику.[8] Ее специфика выражается в том, что техника, воздействуя на природу, лишь меняет форму материи, опираясь при этом на силу природы. Хотя своим происхождением техника обязана природе, она создана трудом человека, поэтому функционирует целесообразно, по плану людей и с социальными последствиями1. Материальная (природная) предметность техники проявляется в ее развитии в соответствии с законами природы, ее генетическая связь с обществом проявляется в целесообразном функционировании технических средств по законам общественной жизни. По существу техника по своей социально-природной специфике — продукт человеческой природы, а потому и одно из основных средств воздействия общества на природную среду. Отношение «общество — человек — техника — природная среда» — система. Во-первых, потому, что между ее элементами-компонентами есть прочная связь, обусловленная законами взаимодействия общества и природы. Во-вторых, она отличается целостностью, которая проявляется в наличии единого процесса развития и функционирования ее элементов, подчиненного целесообразности. В этой системе действуют объективные, специфические законы, которые можно исследовать и устанавливать. Если же такие законы не существуют, то это значит, что нет и системных связей между элементами этой системы, прежде всего между природой и обществом. И в таком случае эти связи не могли бы стать предметом исследования социальной экологии. Социальная экология берет в качестве предмета изучения элементы природы не сами по себе, а в контексте их взаимоотношений с человеком, т.е. как элементы его окружающей среды. Точно так же она изучает человека и общество в их взаимоотношении с природой. Фактически в центре ее внимания как науки находятся взаимоотношения природы и общества — социоприродные отношения, основу которых составляют сущностные связи, имеющие характер закономерностей. При формулировании первого элемента своего научного метода — предварительного знания о предмете исследования — социальная экология должна исходить (и исходит) не только из экологического мировоззрения, но и из теорий о защите окружающей среды, которые, так или иначе, в своей основе содержат и некоторое экологическое мировоззрение. Теоретические разработки защиты окружающей среды появляются во второй половине XIX в. В Великобритании возникают значительные изменения не только в производстве (с развитием машинной системы производства), но и в обществе, и в отношении «общество — природа», как результат сильного, до тех пор неизвестного вмешательства человека в природу. Наиболее известными теориями являются: теория бентамистов; теория мальтузианства; теория «тихая весна»; теория стоимости экономического роста; теория границ роста (глобального равновесия научного роста); теория преобразования международного порядка; теория постоянного состояния; теория уровня жизни; теория экономического оптимизма; теория замкнутого круга; теория постиндустриального периода; теория географического пространства; теория децентрализации общественной системы1. При использовании этих теорий для выработки метода социальной экологии их надо критически проанализировать как с точки зрения научной обоснованности, так и с позиции предмета.
|