ISBN 5-7139-0118-1 ББК 20.1 я 73 3 страница
Процедура суммирования новых знаний (как элемент научного метода) в социальной экологии должна быть приспособлена к ее предмету. Это приспособление должно исходить как из специфики ее предмета, так и из формулирования гипотез (на основе выработанного теоретического подхода — предшествующего знания). Методы сбора данных также должны быть адаптированы к предмету социальной экологии. Особое внимание следует уделить этапу классификации данных и способу их представления. В этом плане следует критически осмыслить и далее теоретически и практически совершенствовать существующие математико-статистические методы, а также метод моделирования, используемый в исследовании жизненной среды. Однако элементы метода в социальной экологии (как в любой науке) должны отвечать требованиям общенаучного метода, это же относится и к этапу обобщения, т.е. установлению и формулированию научных законов. Но при этом в социальной экологии ученый должен иметь в виду, что его выводы об отношениях в системе «общество — природа» должны способствовать сохранению и совершенствованию качества жизненной среды как моральному требованию современного общества1 и инициировать необходимые «великие шаги»2 в проведении экологической политики на международном и локальном уровне. На этапе научного объяснения социальная экология (как, впрочем, любая наука) должна объяснять явления, относящиеся к ее предмету, показывая, что они с необходимостью возникают из предшествующего фактического положения. Любое объяснение, предлагаемое ею, должно содержать в себе не только описание объясняемого явления, но и один или несколько фактов, предшествующих ему, и в контексте такого анализа формулировать прочную и необходимую связь между двумя явлениями или их группой3. Поскольку предмет социальной экологии весьма сложен и специфичен, то научное объяснение, предлагаемое ею, требует теоретического осмысления собранной информации. Точно так же одно научное объяснение (выводы) следует связывать с другими научными объяснениями. При этом должны быть возможность проверки точности научных выводов и надежность используемых методов. Однако и этап проверки истинности научных выводов в социальной экологии имеет свою специфику. С учетом этой специфики и следует решать, какой метод научной проверки использовать: проверку в более узком смысле (сбор новых данных и их теоретическое осмысление сразу после получения научных выводов) или в более широком смысле (верификацию истинности научных выводов развитием науки)1. Какой из этих видов проверки истинности научных выводов будет использован, зависит от конкретного предмета исследования. Во всяком случае, проверка должна определить надежность и истинность научных выводов и способствовать выявлению ключевых отношений в системе «общество — природа» таким образом, что «критическое объяснение и понимание существующих и исследование рациональных форм социальной жизни желаемого и возможного будущего становятся решающим фактором великих преобразований цивилизации, поставленных историей на повестку дня»2. Проблемы социальной экологии нельзя изучать с помощью одного лишь сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и через взаимосвязь явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, свидетельства об объективно имеющихся необходимых и существенных связях между явлениями, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидения. При формулировании таким образом понятых научных законов следует согласовать требование к универсальности их действия с эмпирическими фактами, свидетельствующими о том, что почти все научные законы действуют лишь в более или менее строгих рамках, выходя за них довольно часто. Из вышесказанного следует, что при установлении научных законов социальной экологии надо таким образом формулировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе «общество — природа», чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе. При таком подходе социальная экология будет отвечать всем требованиям, предъявляемым к науке, теоретическое осмысление предмета которой еще осуществляется, и на основе этого осмысления предлагается решение экологических проблем и в глобальном, и в локальном плане. Между тем, учитывая молодость социальной экологии как науки, ее специфические связи с другими науками, можно задать вопрос (собственно, этот вопрос уже и задается), могут ли (и должны ли) социальные экологи на данном этапе развития науки приступать к формулированию научных законов, так как это, возможно, чревато большими отступлениями от их универсальности, чем допустимо для науки, и, кроме того, не существует ли при этом опасность, что закономерности, которые выявлены, окажутся произвольными эмпирическими обобщениями. Точно так же возникает вопрос, обладают ли имеющиеся в настоящее время эмпирические знания о системе «природа — общество — человек» необходимым качеством и достаточно ли их для того, чтобы они могли представлять собой реальную «критическую массу», необходимую для формулирования научных законов с позиций определения предмета социальной экологии. Ответить на этот вопрос тем более важно, что в социальной экологии формулировки, связанные с отношениями «общество — природа», основываются на эмпирическом материале (фактах) других, прежде всего естественных, наук. Наконец, пока еще идут дискуссии об определении предмета социальной экологии, т.е. отсутствует единое общепринятое мнение о ее месте в системе наук, и все еще не разработана полностью ее собственная система категорий. Из-за этого ее исследователи вынуждены пользоваться заимствованными понятиями и категориями (как это делалось в процессе возникновения других наук и делается иногда в уже сформировавшихся науках), а для точных определений научных законов, которые должны быть универсальными, науке следует обладать в определенной мере разработанной системой своих понятий и категорий. Уже сделанные усилия и попытки сформулировать определения законов социальной экологии свидетельствуют о комплексности их установления и о фактах, имеющих для них ограничительный характер, на что мы и указывали. Так, например, еще до определения законов (возможных) социальной экологии обычно называют общие законы системы «человек — природа» и только после этого подходят к формулированию законов социальной экологии, которые по отношению к «общим» законам имеют характер частных. Так поступает, например, Н.Ф. Реймерс, который на основе частных законов, установленных такими учеными, как Б. Коммонера, П. Данеро, А. Тюрго и Т. Мальтус, указывает на десять законов системы «человек — природа». Эти законы в соответствии с тем, как он их систематизировал и привел, следующие: правило исторического развития производства за счет последовательного омоложения экосистем; закон бумеранга, или обратной связи взаимодействия человека и биосферы; закон незаменяемости биосферы; закон обновляемости биосферы; закон необратимости взаимодействия человека и биосферы; правило меры (степени возможностей) природных систем; принцип естественности; закон уменьшения отдачи (природы); правило демографической (технико-социально-экономической) насыщенности и правило ускоренного исторического развития. Реймерс, да, впрочем, и другие, при формулировании законов социальной экологии, так или иначе, исходит из этих «общих закономерностей» и, таким образом, законы социальной экологии, на которых мы здесь останавливаемся, в той или иной степени содержат в себе и выражения этих закономерностей. Анализируя попытки установить законы социальной экологии, следует прежде всего указать на те из них, которые исходили из понимания общества как экологической подсистемы. При таком подходе следует прежде всего назвать два принципа (закона), которые в тридцатые годы были сформулированы Бауэром и Вернадским. Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению. Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию. Г. Одум и Е. Одум указывают, что в соответствии с законом максимализма в борьбе за существование выживают те системы, которые интенсивно эксплуатируют энергетические источники и снабжают систему большой энергетической силой. Жизнь на Земле, естественно, развивается только в условиях постоянного притока новой энергии, так как весь цикл циркуляции живой материи осуществляется в одной и той же массе живой субстанции с маленьким коэффициентом восстановления. Человеческий род проник в эту систему за счет того, что нарушил систему потребления и накопления энергии живой природы. Воздействие человека на энергетическую систему планеты нарушает эту систему, так как «растяжимость» биосферы мала, а человеческое общество, его популяция и сила присвоения развиваются быстро. В частности, постоянно увеличиваются потребности общества в энергии, они требуют большей структурной реорганизации биосферы, а производство новой энергии становится энергетически неблагоприятным. Однако эти закономерности следует осмысливать и с позиций специфичности общества, понимаемого как общности людей, и его отношения к природе. Общество действительно подчиняется целому ряду единых экологических закономерностей природной среды, но оно обладает и рядом свойств, которые не подвластны этим закономерностям. Поэтому при формулировании законов социальной экологии следует исходить и из выражения этих законов как законов «теоретического экологического влияния», при этом, однако, их не следует понимать как законы социальной экологии. В работе Б. Коммонера «Замыкающийся круг» (Л., 1974) изложены четыре основных, глобальных экологических закона, которые, по мнению автора, действуют не только в биосфере, но и в сфере взаимоотношений социальной и биологической среды, в силу чего они могут считаться законами социальной экологии. Эти законы таковы: «Все связано со всем», «Ничто не может исчезнуть без следа», «Природа знает лучше» и «Ничто нельзя получить бесплатно». Первый закон содержит мысль, относительно которой можно сказать, что свое происхождение она ведет от принципа общей детерминации и указывает на то, что стремления человеческой среды возникают вследствие нарушения отношений в экологической системе в рамках ее причинно-следственных отношений. Из этого следует, что влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, оптимальное развитие которых трудно предвидеть. Второй закон Б. Коммонера содержит положение о том, что человеческий род живет в таком мире, пространство которого является замкнутым, вследствие чего все, что создается благодаря тому, что берется от природы, ей же определенным способом снова возвращается. Поэтому появление в химико-экологической системе любой новой материи представляет собой переоформление этой системы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Третий закон указывает на связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на нее. В частности, если мы полностью не осознаем всех возможностей переоформления природы, мы не сможем ее «улучшить» нашими действиями, и поэтому человечеству следует вернуться к тем формам жизни, которые представляют собой экологическую гармонию с природой. Четвертый закон содержит мысль о том, что глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безграничным, а человечество должно следить за тем, чтобы за счет потребления природных ресурсов не поставить под вопрос основу своего развития и существования. Большое внимание формулированию законов социальной экологии уделил В.Д. Комаров в своих книгах «Что такое социальная экология» (Л., 1978) и «Социальная экология — философские аспекты» (Л., 1990). Он понимает (и формулирует) законы социальной экологии как стабильные периодичные связи между общественными и природными явлениями, которые имеют относительно статичный характер и проявляются в отношениях природно-социального континуума. В.Д. Комаров выделяет и ряд состояний, которые он понимает и рассматривает как природные законы, основанные на законах общественного развития. Под такими состояниями он понимает: ведущую роль общественной системы в определении характера использования природных ресурсов, непрерывное производственное овладение формами движения материи, оптимальную скоординированность состояний природной среды с характером и темпом развития производства, естественнонаучное расширение ойкумены и «волнообразный» прогресс ноосферы. Сформулированные В.Д. Комаровым законы социальной экологии являются показателем и ее развития, и общественного контекста того времени, когда они были сформулированы. Позже было указано как на их противоречивость, так и на неприемлемость, особенно в отношении того, что и социалистическая, и частнособственническая общественные системы более или менее в состоянии поддерживать экологическое равновесие, потому что, как отмечалось, общественно-политическое устройство не влияет на использование природных ресурсов в такой степени, как развитие производительных сил и экологическое сознание определенного общества. Пять законов социальной экологии сформулировал Н.Ф. Реймерс. Эти законы таковы: правило социально-экологического равновесия; принцип культурного управления развитием; правило социально-экологической замены; закон исторической (социально-экологической) необратимости и закон ноосферы В.И. Вернадского. Первый закон (правило) содержит мысль, что общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его «давлением» на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или искусственным путем. Второй закон (принцип) культурного управления развитием говорит об ограниченности экономического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком и теми общественными группами, в которых человек живет. Третий закон (правило) содержит мысль о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены специфическими характерными особенностями природной среды и которые на нее влияют. Четвертый закон содержит мысль об исторической необратимости процесса развития общества. В качестве пятого закона приведен закон В.И. Вернадского, в соответствии с которым биосфера неизбежно переходит в ноосферу, т.е. в такую сферу, в которой человеческий разум играет преобладающую роль в развитии системы «человек — природа». Тем самым хаотическое саморазвитие природы в процессе естественной саморегуляции заменяется разумной стратегией, которая основывается на принципах прогнозирования и планового регулирования процессом развития природы. Этот краткий обзор свидетельствует о следующем. Во-первых, так же как социальная экология в своем формировании и развитии пользуется категориями экологии, так и формулирование ее законов основывается на закономерностях экологии при выраженном стремлении подчеркнуть специфичность проявления этих законов в отношениях «общество — природа». Во-вторых, в процессе развития социальной экологии, по мере того как она становится все более самостоятельной (с прояснением предмета ее изучения в качестве науки), при формулировании своих законов как законов отдельной, частной науки, она все больше и больше освобождается от биологического подхода при установлении закономерностей в сфере «общество — природа» с выражением отношения общества или отдельных общественных групп к необходимости защиты и сохранения среды, окружающей человека. С пониманием относясь к тем ограничениям, которые вытекают из молодости социальной экологии как науки, и к трудностям, являющимся следствием специфичности предмета ее изучения, считаем, что существуют потребность и возможность определять ее основные законы. Потребность их формулирования вытекает из потребности того, чтобы социальная экология смогла заявить о себе (и утвердить себя) как о науке. Целью любой науки (в том числе и социальной экологии) является установление научных законов. Их установление в социальной экологии является также и потребностью общества основывать на научных знаниях свои действия как в глобальном, так и в локальном плане по сохранению и защите окружающей среды. Возможность сформулировать эти законы дает уже накопленный материал по осмыслению окружающей среды человека, отношений в ней, отношения общества к окружающей среде и существующие на настоящий момент сформулированные законы социальной экологии, которые можно подвергнуть критике, но никак нельзя игнорировать. При таком подходе к формулированию законов социальной экологии, исходя из определения ее предмета, понимая ее как отрасль социологии (которая изучает специфические связи между человеком и его окружающей средой), и из понятийного определения научных законов мы считаем возможным сформулировать десять ее основных законов. Эти законы таковы: * Человек как природно-общественное существо живет в природе, созданной таким способом, который не мог бы быть результатом человеческого сознания. В природе все формы органического и неорганического мира составляют нерушимое единство, и человек — часть этого единства. * Жизненная среда человека состоит из ранее заданных природных условий и обстоятельств, возникших помимо человеческой деятельности, а также из условий и обстоятельств, созданных человеческой деятельностью. * Возможности развития социотехнических систем, которые возникают как результат человеческой способности осмысления и творчества, неограниченны, природные же ресурсы ограниченны, а некоторые из них и невосполнимы. * Использование природы человеком ограничено необходимостью поддерживать экологическое равновесие в данном пространстве и времени, а экологические проблемы возникают из-за отсутствия гармонии между биосферой, техносферой и социосферой. * Быстрое и всеобъемлющее технологическое развитие сопровождается ростом возможностей нарушения экологического равновесия, а природа сама не может освобождаться от его отрицательного воздействия с помощью саморегуляции, для этого необходимы действия общества по сохранению и защите природной среды. * Существует взаимосвязь между состоянием экосистемы человека, концепцией и целями общественного развития и качеством жизни человеческих сообществ и человека. * Экологические проблемы имеют глобальный характер, все общества, представляющие собой составные части человечества в целом, существующего на Земле, стоят перед лицом опасности, вызванной нарушением экологического равновесия, поэтому покорение и освоение человеком природы как в локальном, так и в глобальном плане должны соответствовать экологическим возможностям. * Для преодоления неразумного освоения природы (которое становится все сильнее с развитием производительных сил человека) необходимо развивать экологическое сознание и понимание того, что пренебрежение экологическими закономерностями жизни природы ведет к разрушению биологической системы, от которой зависит жизнь человека на Земле. * Между человеческой природной средой жизни и его трудовой средой существует связь, которая проявляется через возможность нарушения экологического равновесия и которую следует поддерживать выработкой концепции системы защиты как природной, так и трудовой среды. * Существует связь между концепцией защиты жизненной среды человека в отдельных обществах и их общественно-экономическими системами, и не только ими, но и системами ценности и культурно- духовным развитием. Перечисленные законы социальной экологии мы охарактеризовали как основные, а это означает, что возможны их дальнейшее осмысление и критический пересмотр на основе новых исследований. При критическом осмыслении следует принимать во внимание, что они сформулированы с позиций социальной экологии как частной отрасли социологии, которая изучает специфические связи между человеком и его жизненной средой с позиций и его выживания как природно-общественного существа, и отношения общества в его институциональных и неинституциональных формах организации к анализу и решению экологических проблем. Глава 2 При определении понятия окружающей среды и ее элементов следует исходить из отношения общества и природы. Это отношение в своей основе определяется тем, что общество возникает в природе и вместе с ней является динамической системой, части которой находятся в изменчивом отношении по принципу обратной связи1. Поэтому естественное и социальное окружение человека, строго говоря, не могут быть отделены друг от друга. Они составляют неразрывное единство явлений природы и результатов человеческой деятельности, которые невозможно подчинить либо только естественному, либо только социальному окружению2. Эти две «действительности» окружающей среды проявляются как естественная и социальная системы. Естественные системы характеризуются следующими свойствами: это органические системы (внутри них поддерживается существующее состояние материй, энергии, информации и отношений структур как определенное равновесие); это системы циркуляции (в них есть процессы исчезновения и обновления отдельных частей системы или целых систем, являющихся частями больших систем); в определенной степени это «логические системы» (имеют внутреннюю детерминистскую природу движения); стабильные и открытые системы (могут ассимилировать негативные последствия, вытекающие из их внутренних отношений или отношений методу отдельными системами, и они автономно могут восстанавливаться); взаимозаменяемые (компенсаторны и взаимозависимы); иерархически организованные (существуют в горизонтальной организации параллельного сосуществования как ряд механических систем). Социальные (человеческие) системы своими свойствами отличаются от естественных систем. Их свойства следующие: они созданы человеком организованно и совместно (в соответствии с определенными потребностями и целями); их структура — организация (в ходе истории меняется); они состоят из материи (а не из организмов, как естественные системы); это закрытые системы (не принимают посторонние элементы, если для них не предвиделось определенное место в системе); это частичные системы (не могут существовать как самодостаточные и живут за счет окружающих их систем); это функциональные системы (созданы для реализации какой-либо функции)1. И наконец, человек на протяжении своей истории может поставить под угрозу созданную им систему, а природа этого не делает или делает очень редко. Естественные и социальные системы не существуют независимо друг от друга, а «пересекаются»2. При таком подходе к окружающей среде и при понимании человека как естественно-общественного существа, который, своим трудом изменяя природу, поднялся над животным уровнем3, окружающая среда может быть определена как совокупность естественных условий и социальных образований, при которых человек живет как естественное и общественное существо. Такая трактовка понятия окружающей среды не противопоставляет человека и его «окружение». Более того, человек и сам ¾ часть этого «окружения», своей среды, а природа как элемент его среды ¾ тоже «переработанная» природа, т.е. часть его среды, на которую он влияет своим деятельным отношением. Но в то же время такое определение окружающей жизненной среды противопоставляется сведению ее проблематики только к экологам и устраняется ошибка биологизма, в соответствии с которым в конце прошлого и начале этого столетия биологические законы и связи, характерные для биологических организмов, распространялись на общество и социальные процессы. Человек — природное существо. «Возникновение и развитие человеческого рода неотделимы от его природной среды... Эволюция человека находилась под постоянным влиянием климатических перемен и других обстоятельств, менявших природную среду»1. Но человек не только непосредственно существующее для самого себя родовое существо. Он должен утвердить и проявить себя как родовое существо в своем знании и в своем бытии... Природа ни в объективном, ни в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом. И подобно тому, как все природное должно возникнуть, так и человек имеет свой акт возникновения, историю, которую осознает2. История есть истинная естественная история человека3. Как подчеркивается, человеческая сущность природы существует лишь для общественного человека, так как только здесь она выступает как его существование для другого и другого для него, как жизненный элемент человеческой действительности; и только здесь она существует как основа его собственного человеческого существования. Его природное существование только здесь стало его человеческим существованием, природа обернулась для него человеком. Следовательно, общество — завершенное сущностное единство человека и природы, подлинное воскрешение природы, реализованный натурализм человека и гуманизм природы4. Окружающая среда, хотя речь идет об одной и той же среде, включает в себя природные и социальные компоненты, т.е. представляет собой совокупность физических условий и социальных образований, в которых живет человек. Другими словами, можно сказать, что окружающая среда состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной1. Природный компонент (или часть) в широком смысле включает в себя все пространство, прямо или косвенно доступное человеку, т.е. планету Земля и окружающее космическое пространство (включая и ближние небесные тела). В более узком смысле—это часть биосферы, где человек может жить независимо от того, идет ли речь «о дикой природе или о природе, которая в большей или меньшей степени—результат творчества людей»2. Общественный компонент (или часть) окружающей среды составляет общество, точнее, социальные процессы и образования, через которые и с помощью которых человек окружает себя как общественное, деятельное существо. Но нередко, когда речь идет об окружающей среде, различают естественную и искусственную среду. Природной средой обозначают ту часть среды, которую человек существенно не изменял или вообще не изменял. Искусственной средой обозначают среду, которую человек существенно изменил и все больше меняет3. Человек, будучи в большей или меньшей степени подчинен миру природы, на протяжении истории создал (и создает) мир, несущий его печать, но и далее он живет за счет неорганической природы. И насколько человек универсальнее животных, настолько универсальнее область неорганической природы, за счет которой живет человек. Атмосфера — воздушная оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, твердых и жидких материй. Для биологических процессов самым важным является кислород. Структура атмосферы относительно стабильна, хотя и в ней происходят изменения, которые человек до конца еще не познал. С ней он связан двояко: во-первых, атмосфера содержит кислород, без которого человек не мог бы жить. «Человек не может жить без кислорода более пяти минут. Это критическая граница, за которой, если кровь не доставит в мозг достаточно кислорода, он необратимо разрушится, а если кислорода не будет дольше, то наступает смерть»3. Во-вторых, атмосфера защищает человека от смертоносных космических лучей и ультрафиолетовой радиации. В высших слоях стратосферы задерживаются вредные ионизированные лучи Солнца, и лишь немногие из них в небольшом количестве проникают на Землю, они необходимы для растительного мира и фотосинтеза. Однако атмосфера утрачивает свои естественные свойства из-за все большего присутствия в ней субстанций, чужеродных для ее природного состава. В ней становится все меньше кислорода и больше углекислого газа. Эти изменения приобретают угрожающие размеры. Начиная с 1850 г. ежегодно количество углекислого газа увеличивается на 10—12 %, а количество кислорода в этот период уменьшилось на 10—12 миллиардов тонн (прежде всего вследствие уничтожения лесов). Гидросфера — это вся водная масса на земном шаре и в атмосфере. В нее постоянно попадают и исчезают из нее разные твердые, жидкие и газообразные материи, каждая из которых по-своему влияет на равновесное состояние гидросферы. Водная масса постоянно движется, кружится, и это движение называется гидрологическим циклом, представляющим собой совокупность процессов, регулирующих количество воды на Земле в данном пространстве и времени, так как количество постоянно и воспроизводимо. Гидрологический цикл действует как мощный насос, двигающий огромные массы воды, но в процессе движения вода теряет свои качества1. Как известно, вода, причем вода определенного качества, представляет собой необходимую часть метаболизма живых существ, условие их жизни. Человек использует лишь незначительную часть всей водной массы. Вода на Земле занимает около 361 млн. кв. км (71 %) земной поверхности. Из этого 97,39 % приходится на соленую морскую воду, 2,01% — на воду, из которой состоят полярные ледники на севере и юге Земли, и лишь 0,6 % водной массы остается людям для питья и удовлетворения других жизненных и производственных потребностей. Вода—обновляемый ресурс. Однако снабжение питьевой водой ограничено не только ее количеством, но и способом распределения.
|