Жизнь группы
- Жизнь в группе создает атмосферу отряда. - Это среда, в которой дети ростут, стремяться к поставленным целям и учатся самостоятельно выполнять задания. - Качество жизни группы определяет привлекательность стаи в глазах детей. - Для детей жизнь в группе всегда игра, натуральная как воздух, которым они дышут, хотя мы, руководители, знаем, что качество жизни группы зависит от удачного использования элементов скаутского метода в стае. - Одни только занятия не помогут достич скаутские цели воспитания4 необходимы и другие скаутские элементы.
Среда отряда, которую мы обсудили в ранних разделах, создается фантзиями, которые являются близкими к образу мышления маленьких детей. Так предложенная идея скаутинга детям проще понятна. Мы играем. 7 – 11 летние дети творческие и с хорошим воображением. Они представляют, что являются разными деятелями – выдуманными, историческими, телевизионными или повседневной жизни персонажами. Хотя уже в этом возрасте магический образ мышления ранних лет начинает исчезать – сейчас дети играют, представляя, что являются героями или животными, но прекрасно понимают, что на самом деле ими не являются и что это только игра. Идея скаутинга, связанная с персонажами фантастического мира, становятся привлекательной и эфективной. Это не фантазия противопостовляемая реальности, а предлагаемый определенный тип поведения и передача модели общества через символы и персонажей. Детям это является более понятным, нежели идеи и концепции.
В глубинах ждунглей Индии, где никогда не ступала нога человека, живет волчая стая Сиони. Волки называют себя свободными жителями джунглей. Они свободны, так как имеют законы жизни стаи, старые как джунгли и мудрые как сама природа. Этим законам твердо следуют все члены стаи. Стаей руководит большой серый волк одиночка Акела, который ведет стаю на охоту и безопасно приводит её домой. Все волки его слушают и уважают, так как занют, что начальник стаи представляет закон, соблюдение которого сплачивает волков в стаю и гарантирует их – свободных жителей джунглей – свободу. Другие жители джунглей уважают волков за их солидарность, правильность и чесность. Неподалеку от принадлежащих стае гор, в старом заброшенном городе и развалинах крепости, находится жилище бандерлого в, стаи обезьян. Бандерлоги все время на деревьях, болтают, кричат, бросаются разными предметами и вредят окружающим. Обезьяны известны только как общество без всяких законов – совершенно хоотическое и безцельное, особенно сравнивая с порядочными и благородными волками, свободными жителями.
В горной пещере живет одна волчья семья: отец, мать Ракша, и четыре маленьких волченка. Одныжды в их пещеру забрел маленький человеческий детенышь, заблудившийся в джунглях и преследуемый тигром Шер-Ханом, который считает его своей добычей. Ракша защищает ребенка от спутника Шерхана шакала Табаки, везде следуещего за тигром и питающегося остатками его добычи. Ракша принимает человеческого детеныша в семью как своего и называет его Маугли, или «лягушонком», так как его кожа была без шерсти. Когда пришло время, волки представили своих детей и Маугли стае. В каждое полнолуние стая собирается возле Скалы Совета, на вершине которой сидит начальник стаи. Взрослые волки через «смотр» показывают своих детей стае, что бы все другие узнали их и защищали, пока те не вырастут и смогут охотится сами. Но с Маугли легко не было. Хотя Акела был склонен согласится, другие волки, подстрекаемые Шер-Ханом, не хотели его принять в стаю. От части потому, что волки не привыкли иметь какие то ни было дела с людьми и их детьми, а так же отчасти от того, что тигр требовал отдать человеческого ребенка ему. Закон джунглей требует, что если появляется спор из-за принятия волчонка в стаю, за него должны поручится не меньше чем два члена стаи, но не его родители. Первым за Маугли поручился бурый медведь Балу, которому единственному не волку было дозволенно участвовать в Совете, так как он учил маленких волчат. Но больше никто не хотел последовать его примеру. Но закон джунглей так же говорит о том, что жизнь волченка можно выкупить, а это может сделать кто угодно, не обязательно волк. По этому черная пантера Багира, которая наблюдала за совещанием, попросила разрешения говорить и предложила только что пойманного на охоте быка за жизнь Маугли. Волки с этим предложением охотно согласились. С этого момента Маугли счастливо рос в джунглях как волк, присматриваемый Багирой и обучаемый строгим, но любящим Балу. Багира учила его навыкам охоты, как тихо и быстро передвегаться по джунглям, как услышать все звуки джунглей. Но она так присматривала и баловала Маугли, что если бы не Балу, он бы превратился в беззаботного и испорченного ребенка. Балу обучал Маугли, как мирно жить с другими, учил законам джунглей, так же паролям, которые необходимы прося помощь и которые защищают от нападения других жителей джунглей. Строгий и неуклюжий, но всеми уважаемый за мудрость и никого необижающий медведь, был источником всех ценностей, необходимых ростя в джунглях. Багира и Балу вместе вырастили маугли – полноправным жителем джунглей, искустным и сильным как зверь, умным и мудрым как человек. Но Багира и Балу не были единственными друзьями Маугли. Каа, старый 9 метровый питон, всегда имеющий хорошии мысли и ценные советы, учил Маугли внимательно и разумно планировать нападение и защиту. Когда умерли приемные родители-волки Маугли, одинокий волк Акела заменил ему обоих родителей. Акела сказал Маугли, что тот никогда не перестанет быть человеком, и что когда-нибудь ему придется вернутся к людям. Дети Ракши – четыре волченка – всю жизнь были верными спутниками Маугли, когда тот жил в Сионийских горах. Маугли в джунглях испытал множество приключений. Он был захвачен бандерлогами, пока Багира, Балу и Ка поле длительной битвы невызвовали его из плена. Он пережил страшную засуху, во время которой старый и мудрый слон Хати расказал ему, почему Шер-Хан такой злой. Наконец то Маугли победил тигра, заманив его в сухой овраг и запустил туда стадо буйволов, которые и затоптали Шер-Хана. Занимательная и заставляющая задуматься история о том, как Маугли с Багирой находят «железный зуб». Так же там были страшная битва с красными собаками; Маугли заманил собак в рой диких пчел, а затем вместе с Ка оставшихся собак сплавил в низ по реке Вайнганге, где их встретили волки Сиони и после долгой битвый на всегда избавились от опасности исходящей от красных собак. Не забываемый и эпизод, как Маугли наконец-то вернулся к людям и нашел свою мать, которую потерял так много лет назад. Особенно трогательным является рассказ, как семнадцатилетний Маугли простился со своими друзьями и покинул джунгли, как было предначертано и как Акела ему предрек.
Без представленного рассказа о волках Сиони, полную картину символьной структуры помогуют составить и другие истории «Книги джунглей». Среди них история Рики-Тики-Тави, приятного и дружелюбного мангуста. Этот мангуст смело из-зо всех своих сил защищает ребенка и его семью от пары ядовитых кобр. Сразился с ними и победил. Этот захватывающий дух эпизод вызывает у читателя восхищение. Так же надо отметить и Котика, маленького белого тюленя, который пускается в длинное путешествие чрез Тихий океан в поисках охотникам недоступных пляжей. Вернувшись в Арктику ему понадобилась большая целеустремленность и выносливость, что бы убедить сомневающихся тюленей изменить свою жизнь и призвать отправиться в новые земли; Котик заставляет их защищать свои права. В Книге джунглей есть множество других интересных историй. Если прочитаете всю эту книгу, точно удивите детей интересными рассказами.
«Книга джунглей» - часть наследства литературы. Художественная литература часто прибегает к сюжетным линиям и характерам животных для проявления моральных идей. Интересные истории и большое разнообразие типов поведения и социальных взаимоотношений представленых в книге предопределило, что со стечением времени интерес книги не исчезнет. Она и сейчас ценное средство при планировании игр и усиливании детской уверенности. 7 – 11 лет дети шаг за шагом перенимают ценности своих родителей и общества, а так же модели поведения. Эти ценности передаются разными способами, которые, без сомнения, намного привлекательнее и проще воспринимаются, если сопоставляются с характерами персонажей истории, с которыми дети могут себя сопоставлять. Например, намного проще взрослому и намного интереснее ребенку инсценировать сцену из джунглей, в которой переживается верность и забота друг о друге персонажей, чем долго говорить об этом, используя абстрактные определения. В этой книге Р. Киплинг для глубокого познания человека и общества людей использует кртитический анализ общества своей эпохи. Множесто распространенных типов поведения он проектирует в своих созданных героях.
Разумеется, эта книга не взрослым, но только они, хорошо ознакомившись с содержанием рассказа, смогут расказать детям много историй.
|