У мужчин и женщин
График построен на выборке, в которой 41 женщина и 19 мужчин. На графике видно, что у мужчин, в среднем, уровень субъективного контроля выше, чем у женщин, что и предполагалось в нашей исследовательской гипотезе. Эту тенденцию к различиям можно объяснить, как культурными, так и эволюционными аспектами, ведь ответственность за развитие политического строя общества, а зачастую и семейного благополучия культура возлагает именно на мужчин, формируя их интернальную позицию.
Рисунок 4. Средние значения по локусу контроля по критерию «Главное лицо в воспитании»
В нашем исследовании, по результатам анкеты, в выделенных группах следующее распределение численности: Ведущая роль принадлежит бабушке – 7 человек (12 %), Ведущая роль принадлежит отцу – 9 человек (15 %), Ведущая роль принадлежит матери – 44 человека (73 %). На графике мы видим, что у людей, ведущую роль в воспитании которых занимала мать, среднее значение по уровню субъективного контроля выше.
Рисунок 5. Средние значения по локусу контроля по критерию «Наличие сиблингов»
В анкетах выборки распределение по группам следующее: Единственный ребенок – 28 человек (47 %) Люди, которые имеют брата или сестру – 27 человек (45 %). Из них сестра есть у 11 человек (18 %), брат – у 16 человек (27 %) Многодетная семья – 5 человек (8 %). Графически отображено, что у взрослых, которые были в семье единственными детьми, уровень субъективного контроля выше, чем у взрослых, которые выросли в семьях с братьями и сестрами. Это можно объяснить тем, что детям, которые растут одни, не представляется возможным «списывать» свои достижения и промахи кому-то. А дети, у которых есть братья и сестры привыкают как к совместной деятельности, так и к перекладыванию ответственности на другого.
Рисунок 6. Средние значения по локусу контроля по критерию «Порядок рождения»
Численность по каждой группе следующая: Первенцы – 38 человек (64 %) Людей, имеющих старших братьев и сестер – 22 человека (36 %) На графике мы видим, что у детей – первенцев уровень субъективного контроля выше, чем у детей, имеющих старших братьев. На плечи старшего ребенка кладется, как правило, больше ответственности – «он ведь старше». Он всегда является примером младшим братьям и сестрам, он же помогает родителям воспитывать младших сиблингов. Таким образом, он с ранних лет привыкает быть тем, кто «более компетентен», ответствен. А по теории Л.С. Выготского любое первоначально обрядовое действие становится через процесс интериоризации личным качеством человека.
Рисунок 7. Средние значения по локусу контроля по критерию «Материальная обеспеченность семьи»
В исследуемой выборке следующая численность по данному критерию: Бедная семья – 9 человек (15 %) Достаток в семье – 35 человек (58 %) Богатая семья – 16 человек (27 %). На графике мы видим, что у детей из бедных семей уровень субъективного контроля выше, чем у выросших в богатых семьях. Данные различия можно обосновать тем, что в бедных семьях дети зачастую предоставлены сами себе, а в богатых семьях с детства родители стараются определить детей в определенные отросли, стремятся дать лучшее образование… В результате, у детей в бедных семьях больше возможности собственного выбора, а у детей из богатых семей такой свободы нет.
Рисунок 8. Средние значения по локусу контроля по критерию «Потеря значимого лица в детстве»
В ходе исследования в анкете обозначили, что пережили потерю в детстве 20 человек (33 % выборки). И соответственно, что не пережили – 40 человек, т.е. 67 % выборки. Графически отображено, что у людей, переживших в детстве горе потери, уровень субъективного контроля выше.
|