Студопедия — Действие 1. Верните бабушке ружье! 19 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Действие 1. Верните бабушке ружье! 19 страница






боли, какой не перестрадали бы другие, и что в мире, где боль подчас так

одинока, в этом было даже свое преимущество. Нет, решительно он должен

был говорить за всех.

Но был среди жителей Орана один человек, за которого не мог говорить

доктор Риэ. Речь шла о том, о ком Тарру как-то сказал Риэ: "Единственное

его преступление, что в сердце своем он одобрил то, что убивает детей и

взрослых. Во всем остальном я его, пожалуй, понимаю, но вот это я вынуж-

ден ему простить". И совершенно справедливо, что хроника оканчивается

рассказом об этом человеке, у которого было слепое сердце, то есть оди-

нокое сердце.

Когда доктор выбрался из шумных праздничных улиц и уже собрался свер-

нуть в переулок, где жили Гран с Коттаром, его остановил полицейский

патруль - этого уж он никак не ожидал. Вслушиваясь в отдаленный гул

празднества, Риэ рисовал в воображении тихий квартал, пустынный и без-

молвный. Он вынул свое удостоверение.

- Все равно нельзя, доктор, - сказал полицейский. - Там какой-то су-

масшедший в толпу стреляет. Подождите-ка здесь, ваша помощь может еще

понадобиться.

В эту минуту Риэ заметил приближавшегося к нему Грана. Гран тоже ни-

чего не знал. Его тоже не пропустили; одно ему было известно: стреляют

из их дома. Отсюда был действительно виден фасад здания, позолоченный

лучами по-вечернему нежаркого солнца. Перед домом оставалось пустое

пространство, даже на противоположном тротуаре никого не было. Посреди

мостовой валялась шляпа и клочок какой-то засаленной тряпки. Риэ и Гран

разглядели вдалеке, на другом конце улицы, второй полицейский патруль,

тоже заграждавший проход, а за спинами полицейских быстро мелькали фигу-

ры прохожих. Присмотревшись внимательнее, они заметили еще нескольких

полицейских с револьверами в руках, эти забились в ворота напротив. Все

ставни в доме были закрыты. Но во втором этаже одна из створок чуть при-

открылась. Улица застыла в молчании. Слышались только обрывки музыки,

доносившейся из центра города.

В ту же минуту из окон противоположного дома щелкнули два револьвер-

ных выстрела и раздался треск разбитых ставен. Потом снова наступила ти-

шина. После праздничного гама, продолжавшего греметь в центре города,

все это показалось Риэ каким-то нереальным.

- Это окно Коттара, - вдруг взволнованно воскликнул Гран. - Но ведь

Коттар куда-то пропал!

- А почему стреляют? - спросил Риэ у полицейского.

- Хотят его отвлечь. Мы ждем специальную машину, ведь он в каждого,

кто пытается войти в дом, целит. Одного полицейского уже ранил.

- Почему он стреляет?

- Поди знай. Люди здесь на улице веселились. При первом выстреле они

даже не поняли, что к чему. А после второго начался крик, кого-то рани-

ло, и все разбежались. Видать, просто сумасшедший!

Во вновь воцарившейся тишине минуты казались часами. Вдруг из-за

дальнего угла улицы выскочила собака, первая, которую Риэ увидел за дол-

гое время; это был грязный взъерошенный спаниель, очевидно, хозяева пря-

тали его где-нибудь во время эпидемии, и теперь он степенно трусил вдоль

стен. Добравшись до ворот, он постоял в нерешительности, потом сел и,

вывернувшись, стал выгрызать из шерсти блох. Раздалось одновременно нес-

колько свистков - это полицейские приманивали пса. Пес поднял голову,

потом нерешительно шагнул, очевидно, намереваясь обнюхать валявшуюся на

мостовой шляпу. Но сразу же из окна третьего этажа грохнул выстрел, и

животное плюхнулось на спину, как блин на сковородку, судорожно забило

лапами, стараясь повернуться на бок, сотрясаясь в корчах. В ответ разда-

лось пять-шесть выстрелов, это стреляли из ворот и снова попали в став-

ню, из которой брызнули щепки. Опять все стихло. Солнце спускалось к го-

ризонту, и к окну Коттара уже подползла тень. За спиной Риэ раздался

негромкий скрежет тормозов.

- Приехали, - сказал полицейский.

Из машины повыскакивали полицейские, вытащили канаты, лестницу, два

каких-то продолговатых свертка, обернутых в прорезиненную ткань. Потом

они стали пробираться по улице, шедшей параллельно этой, за домами, по-

зади жилища Грана. И уже через несколько минут Риэ не столько увидел,

сколько догадался, что под аркой ворот началась какая-то суетня. Потом

все вновь застыло в ожидании. Пес уже не дергался, вокруг него расплы-

лась темная лужа.

Внезапно из окна дома, занятого полицейскими, застрочил пулемет. Били

по ставне, и она в буквальном смысле слова разлетелась в щепы, открыв

черный четырехугольник окна, но Риэ с Граном со своего места ничего не

могли разглядеть. Когда пулемет замолчал, в дело вступил второй, нахо-

дившийся в соседнем доме, ближе к углу. Очевидно, целили в проем окна,

так как отлетел кусок кирпича. В ту же самую минуту трое полицейских бе-

гом пересекли мостовую и укрылись в подъезде. За ними по пятам бросилось

еще трое, и пулеметная стрельба прекратилась. И снова все стояли и жда-

ли. В доме раздалось два глухих выстрела. Потом послышался гул голосов,

и из подъезда выволокли, вернее, не выволокли, а вынесли на руках невы-

сокого человечка без пиджака, не переставая что-то вопившего. И как по

мановению волшебной палочки все закрытые ставни распахнулись, в окнах

замелькали головы любопытных, из домов высыпали люди и столпились за

спинами полицейского заслона. Все сразу увидели того человечка, теперь

он уже шел по мостовой сам, руки у него были скручены за спиной. Он во-

пил. Полицейский приблизился и ударил его два раза по лицу во всю мощь

своих кулаков, расчетливо, с каким-то даже усердием.

- Это Коттар, - пробормотал Гран. - Он сошел с ума.

Коттар упал. И зрители увидели, как полицейский со всего размаха пнул

каблуком валявшееся на мостовой тело. Потом группа зевак засуетилась и

направилась к доктору и его старому другу.

- Разойдись! - скомандовал толпе полицейский.

Когда группа проходила мимо, Риэ отвел глаза.

Гран и доктор шагали рядом в последних отблесках сумерек. И словно

это происшествие разом сняло оцепенение, дремотно окутывавшее весь квар-

тал, отдаленные от центра улицы снова наполнились радостным жужжанием

толпы. У подъезда дома Гран распрощался с докторам. Пора идти работать.

Но с первой ступеньки он крикнул доктору, что написал Жанне и что теперь

он по-настоящему рад. А главное, он снова взялся за свою фразу. "Я из

нее все эпитеты убрал", - объявил он.

И с лукавой улыбкой он приподнял шляпу, церемонно откланявшись докто-

ру. Но Риэ продолжал думать о Коттаре, и глухой стук кулака по лицу

преследовал его всю дорогу вплоть до дома старика астматика. Возможно,

ему тяжелее было думать о человеке преступном, чем о мертвом человеке.

Когда Риэ добрался до своего старого пациента, мрак уже полностью

поглотил небо. В комнату долетал отдаленный гул освобождения, а старик,

все такой же, как всегда, продолжал перекладывать из кастрюли в кастрюлю

свой горошек.

- И они правы, что веселятся. Все-таки разнообразие, - сказал старик.

- А что это давно не слыхать о вашем коллеге, доктор? Что с ним?

До них донеслись хлопки взрывов, на сей раз безобидные, - это детвора

взрывала петарды.

- Он умер, - ответил Риэ, приложив стетоскоп к груди, где все хрипе-

ло.

- А-а, - озадаченно протянул старик.

- От чумы, - добавил Риэ.

- Да, - заключил, помолчав, старик, - лучшие всегда уходят. Такова

жизнь. Это был человек, который знал, чего хочет.

- Почему вы это говорите? - спросил доктор, убирая стетоскоп.

- Да так. Он зря не болтал. Просто он мне нравился. Но так уж оно

есть. Другие твердят: "Это чума, у нас чума была". Глядишь, и ордена се-

бе за это потребуют. А что такое, в сущности, чума? Тоже жизнь, и все

тут.

- Не забывайте аккуратно делать ингаляцию.

- Не беспокойтесь. Я еще протяну, я еще увижу, как они все перемрут.

Я-то умею жить.

Ответом ему были отдаленные вопли радости. Доктор нерешительно оста-

новился посреди комнаты.

- Вам не помешает, если я поднимусь на террасу?

- Да нет, что вы. Хотите сверху на них посмотреть? Сколько угодно. Но

они отовсюду одинаковы.

Риэ направился к лестнице.

- Скажите-ка, доктор, верно, что они собираются воздвигнуть памятник

погибшим от чумы?

- Во всяком случае, так в газетах писали. Стелу или доску.

- Так я и знал. И еще сколько речей напроизносят. - Старик одышливо

захихикал. - Так прямо и слышу: "Наши мертвецы...", а потом пойдут заку-

сить.

Но Риэ уже подымался по лестнице. Над крышами домов блестело широкое

холодное небо, и висевшие низко над холмами звезды казались твердыми,

как кремень. Сегодняшняя ночь не слишком отличалась от той, когда они с

Тарру поднялись сюда, на эту террасу, чтобы забыть о чуме. Но сейчас мо-

ре громче, чем тогда, билось о подножие скал. Воздух был легкий, непод-

вижный, очистившийся от соленых дуновений, которые приносит теплый осен-

ний ветер. И по-прежнему к террасам подступали шумы города, похожие на

всплеск волн. Но нынешняя ночь была ночью освобождения, а не мятежа.

Там, вдалеке, красноватое мерцание, пробивавшееся сквозь темноту, отме-

чало линию бульваров и площадей, озаренных иллюминацией. В уже освобож-

денной теперь ночи желание ломало все преграды, и это его гул доходил

сюда до Риэ.

Над темным портом взлетели первые ракеты официального увеселения.

Весь город приветствовал их глухими и протяжными криками. Коттар, Тарру,

та или те, кого любил Риэ и кого он потерял, все, мертвые или преступ-

ные, были забыты. Старик астматик прав - люди всегда одни и те же. Но в

этом-то их сила, в этом-то их невиновность, и Риэ чувствовал, что вопре-

ки своей боли в этом он с ними. В небе теперь беспрерывно распускались

многоцветные фонтаны фейерверка, и появление каждого встречал раскатис-

тый, крепнувший раз от раза крик, долетавший сюда на террасу, и тут-то

доктор Риэ решил написать эту историю, которая оканчивается здесь, напи-

сать для того, чтобы не уподобиться молчальникам, свидетельствовать в

пользу зачумленных, чтобы хоть память оставить о несправедливости и на-

силии, совершенных над ними, да просто для того, чтобы сказать о том,

чему учит тебя година бедствий: есть больше оснований восхищаться

людьми, чем презирать их.

Но вместе с тем он понимал, что эта хроника не может стать историей

окончательной победы. А может она быть лишь свидетельством того, что

следовало совершить и что, без сомнения, обязаны совершать все люди воп-

реки страху с его не знающим устали оружием, вопреки их личным терзани-

ям, обязаны совершать все люди, которые за невозможностью стать святыми

и отказываясь принять бедствие пытаются быть целителями.

И в самом деле, вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра горо-

да, Риэ вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал

то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках,

- что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может

десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья,

что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в

носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение

людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на ули-

цы счастливого города.

 

Компьютерный набор - Олег Аристов

Дата последней редакции - 14.03.1999

 

 

КОММЕНТАРИИ

 

Первые наброски сюжета "Чумы" и выход законченной книги в свет разде-

ляют почти десять лет: отдельные персонажи, которых мы обнаруживаем в

повести, появляются в записных книжках Камю еще в 1938 г. Несомненно,

одним из событий, самым непосредственным образом определившим ход работы

над книгой, стала война: чуть ли не буквальные отсылки рассеяны по всей

книге, да и сам Камю, настаивая на множестве возможных прочтений повес-

ти, выделял одно: "Очевидно, что "Чума" повествует о борьбе европейского

сопротивления против нацизма: врага, который в книге прямо не назван,

узнали по всей Европе" ("Письмо Ролану Барту о "Чуме").

Фабула, некоторые элементы которой встречаются нам в сборнике новелл

"Лето" (эссе "Минотавр, или Остановка в Оране") и "Калигуле" (акт IV,

сц. IX), по мере работы над книгой быстро обогащается вариантами и дета-

лями; множество бытовых деталей были подмечены Камю во время его пребы-

вания в самом Оране, алжирском городе на побережье Средиземного моря, -

в частности, образ старика, приманивавшего кошек и плевавшего им затем

на головы. Камю так и описывал свою работу над книгой: "это заранее раз-

работанный план, который изменяют, с одной стороны, обстоятельства и с

другой - сама работа по его осуществлению".

Вариант заголовка появляется в 1941 г.: "Чума или приключение (ро-

ман)", помечает Камю в записных книжках; тогда же он приступает и к изу-

чению специализированной литературы по теме. В следующем году Камю зна-

чительно увеличивает количество четко обрисованных персонажей (так, нап-

ример, появляются Коттар и старик астматик) и размышляет о возможной

форме будущего произведения: он обращается к романной классике, от Мел-

вилла и Бальзака до Стендаля и Флобера.

Первые наброски цельной рукописи значительным образом отличаются от

окончательного варианта; так, например, изменен порядок глав и отдельных

описаний, отсутствуют персонажи Рамбера и Грана.

 

 

* Жизнеописание (лат.)

Ж Больница Сент-Джеймс (англ.).

З Разрешение церковной цензуры (лат.)

1 Если позволительно изобразить... - Отрывок из книги Даниеля Дефо

(ок. 1660 - 1731) "Дневник чумного года" (1722) (или предисловие к

третьему тому "Робинзона": "Серьезные размышления о жизни и удивительных

приключениях Робинзона Крузо").

2 Бернар Риэ. - Здесь мы видим повторение имени, а также многих черт

характера доктора Бернара из "Счастливой смерти".

3 Сен-Жюст, Луи-Антуан (1767 - 1794) - французский государственный

деятель, член Комитета общественного спасения конвента (1793 - 1795);

отличался крайней жесткостью убеждений, получил прозвище "Архангел тер-

рора".

4...по утверждению Прокопия... - Прокопий Кесарийский (ок.500 -

ок.562) - византийский писатель-историк; речь о константинопольской чуме

565 г. идет во втором томе его "Войны против персов".

5 Кантон (Гуаньчжоу) - город и порт Юж. Китая. Детали, касающиеся

кантонской чумы 1871 г., могли быть позаимствованы Камю из книги Ашиля

Адриена Пруста (1834 - 1903) "Защита Европы от чумы" (1897).

6...зачумленные... Афины. - Эпидемия чумы в Афинах в 429 г. до н.

э., описанная Фукидидом в "Истории Пелопонесской войны" (кн.П, гл. XLVII

и LIV) и Лукрецием в "Природе вещей"; именно детали этой поэмы вспомина-

ет далее доктор Риэ.

7...марсельских каторжников, скидывающих... трупы... - Марсельская

чума 1720 - 1722 гг. Камю пользуется в своих описаниях трудами "О чуме в

знаменательные времена этого бедствия" (1800) Жан-Пьера Папона (1734 -

1830), а также "Чума 1720 года в Марселе и во Франции" (1911) Поля Луи

Жака Гафареля (1843 - 1920).

8...великой провансальской стены. - Чума дважды опустошала Прованс -

в XIV в. и в 1720 г.

9 Яффа - город в Палестине, на побережье Средиземного моря, часть

современного Тель-Авива. Эпидемия чумы - 1799 г.

10 Черная чума. - Имеется в виду пришедшая из Китая чумная эпидемия,

поразившая практически всю Европу в XIV в. и умертвившая четверть ее на-

селения.

11...на погостах Милана. - Милан пережил две эпидемии чумы - в XVI и

XVII вв. Возможна отсылка к строкам из книги барона Жана Луи Мари Алибе-

ра (1766?-1837) "Физиология страстей" (1825): "Многие миланцы предава-

лись тогда оргиям".

12...сраженном ужасом Лондоне. - Имеется в виду лондонская эпидемия

чумы 1655 г.

13 Монтелимар - небольшой французский город неподалеку от Роны.

14 Речь шла о молодом служащем... - Реминисценция из "Постороннего".

15 Но там, где одни видели абстракцию... - Последующая глава, включа-

ющая проповедь отца Панлю, вызвала негодование в католических кругах

Франции. Сам Камю определял "Чуму" как одну из своих наиболее антирели-

гиозных книг (в записных книжках мы читаем: "...христианство оправдывает

несправедливость"). Начальный вариант главы содержал множество ветхоза-

ветных реминисценций и отсылок, но позже Камю уменьшил их число.

16 Святой Рох (1295-1327) - католический святой, покровитель зачум-

ленных; к нему обращаются за защитой от чумы и прочих эпидемий.

17 Аврелий Августин (Блаженный Августин) (354-430) - христианский те-

олог, один из отцов церкви; уроженец Севера Африки. Философия Августина

была одной из тем диплома Камю (1936).

18 "Золотая легенда" - название, присвоенное в XV в. сборнику житий

святых, составленному доминиканцем Яковом Ворагинским в XIII в.

19 Павия - город в Северной Италии.

20...абиссинцы христианского вероисповедания видели в чуме... -

Пруст, "Защита Европы от чумы".

21 Марэ, Матье (1664 - 1737) - французский писатель и адвокат, автор

"Дневника и воспоминаний об эпохе Регентства и Людовика XV" (1720) -

ценного свидетельства светской жизни эпохи. Камю сам не читал этих мему-

аров и использовал их по второисточникам.

22 Бандоль - курорт на Юге Франции.

23 Кат (Канны) - курорт Юга Франции на побережье Средиземного моря.

24 Поле-Рояль - архитектурный и садовый ансамбль XVII в. в Париже.

25 Пантеон - церковь на холме Святой Женевьевы в Париже, усыпальница

деятелей политики и культуры.

26 "Больница Святого Джеймса" (Saint James Infirmary) - английская

популярная песенка, написанная в 1930 г.; она часто использовалась в

бродвейских мюзиклах и интерпретировалась отдельными музыкантами (напри-

мер Луи Армстронгом в 1948 г.).

27 "Орфей" ("Орфей и Эвридика", 1762, французская постановка - 1774)

- трехактная лирическая драма немецкого композитора Кристофа Виллибальда

Глюка (1714 - 1787).

28 Нострадамус (настоящее имя Мишель де Ностр-Дам, 1503-1566) - фран-

цузский астролог и врач; знаменит своими "Астрологическими центуриями"

(1555), в которых предсказал ряд значительных событий будущего.

29 Святая Одилия (ок.660 - ок.720) - эльзасская монахиня, покрови-

тельница Эльзаса; основала монастырь, получивший впоследствии ее имя,

где, согласно поверью, верующие могли узнать свою судьбу.

30 Орден Мерси ("Орден милосердия") - религиозный орден, созданный в

1218 г. в Барселоне, посвятивший себя освобождению и выкупу пленных у

арабов. Матье Марэ излагает в своих воспоминаниях историю восьмидесяти

монахов этого ордена, из которых после чумной эпидемии осталось только

четверо; Камю же, скорее всего, почерпнул ее из книги Пруста.

31 Бельзенс де Кастельморон, Анри Франсуа-Ксавье де (1670 - 1755) -

марсельский епископ, знаменит своим самопожертвованием во время мар-

сельской чумы 1720-1721 гг. История, излагаемая отцом Панлю, встречается

у Марэ и носит явный апокрифический характер.

32 День всех святых - религиозный праздник в честь всех святых като-

лической церкви, отмечаемый 1 ноября; по традиции на День всех святых

люди навещают могилы умерших родственников.

33 Бриансон - высокогорный климатический курорт во Французских

Альпах.

34 Шамоникс (Шамоникс-Монблан) - французский город у подножия Монбла-

на, центр альпинизма и зимних видов спорта.

35...отец позвал меня в суд. - Рассказ Тарру об этом слушании отсы-

лает к описаниям судебного разбирательства в "Постороннем".

36 14 июля - день взятия Бастилии (1789), национальный праздник Фран-

ции.

Перед тем, как начнете пользоваться оружием, ознакомьтесь с настоящей инструкцией и, в особенности, со следующими правилами техники безопасности.

Неправильное и небрежное обращение с оружием может привести к непреднамеренному выстрелу, который может повлечь за собой ранение, смерть или причинение ущерба имуществу. К таким же последствиям могут привести самовольные изменения, коррозия или применение непредписанных или поврежденных патронов. В таких случаях производитель не может нести ответственность за возникшие последствия.

Перед выпуском этого оружия в продажу оно было опробовано, тщательно осмотрено и упаковано. CZ не может контролировать обращение с оружием после того, как оно покидает завод. Поэтому при покупке настоящего оружия удостоверьтесь в том, чтобы оно было не заряжено и не повреждено

Настоящее пособие с инструкциями должно всегда прилагаться к оружию, причем и в случае, если Вы его кому-то одолжите или продадите.

 

СОДЕРЖАНИЕ;


Инструкции по технике безопасности 5

Терминология и описание 7

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 8

Боеприпасы 8

Зарядка оружия 8

Перезарядка оружия 8

Разряжение оружия 8

Обращение с предохранителем 8

Изменение емкости магазина 9

Настройка прицельных приспособлений 9

Оптический прицел 9

Комплект сменных чоков 10


Инструкция по уходу 10

Разборка для чистки 10

Обратная сборка 11

Чистка оружия 11

Чистка канала и патронника ствола 11







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия