Студопедия — Русская культура в миру бинарных оппозиций
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская культура в миру бинарных оппозиций






Чтобы понять, какие же задачи решает алкоголь в русской культуре, нужно вспомнить еще несколько очевидных вещей —но очевидных уже не для повседневного сознания, а для современной культурологии.

Человек как существо по своей природе пограничное вынужден постоянно пребывать в пространстве фундаментальных, неустранимых противоречий — бинарных оппозиций, — из которых и состоит смысловое поле культуры вообще и любой конкретной культуры в частности. Однако природа человеческого сознания такова, что оно не может смириться с неустранимыми противоречиями смыслов и ценностей и всеми путями стремится их снять: примирить, объявить недействительными, выйти в какую-то точку сознания, с которой они представляются несуществующими, мнимыми. При этом идеальная самореализация человека всегда связана не с переживанием какого-либо единичного и конечного феномена или состояния, в котором бинарные оппозиции снимаются ситуативно, на время и в известных пределах, — а с выходом за пределы конечных оппозиций. Эта направленность вовне, за рамки всяких семантических пределов, связана с принципом трансцендирования. Под действием импульса к трансцендентному человек стремится вырваться из пространства бинарных оппозиций и достичь непротиворечивого бытия. Но это, по сути, означает выход за пределы культуры. Трагедия человеческого бытия в культуре как раз и состоит в невозможности полного и абсолютного трансцендирования. Мнимый выход за пределы бинарных оппозиций в действительности лишь перемещает рефлексивную ситуацию на новый уровень бинарных оппозиций. Дальнейшее развитие этой философско-культурологической темы увело бы нас слишком далеко.

Одно из важнейших для всякой культуры бинарных различений — оппозиция должного/сущего, или, иначе говоря, дуализм автомодели культуры и ее реального образа. Эта оппозиция относится к числу первичных, наиболее фундаментальных — тех, что возникают непосредственно из распада первичной синкретичности, нерасчлененной целостности ритуала. И полюса данной оппозиции, сохранившие немалый «запас» первичного синкретизма, несут колоссальный смыслообразовательный потенциал. Внутри этих полюсов — синкретических смысловых капсул — как бы подспудно идет дальнейшее членение, происходит становление отдельных смыслов, позиций, отношений, а те уже в опосредованной, замещенной и несобственной форме отражаются в культуре. Итак, культура существует в пространстве бинарных оппозиций, а человеческое сознание по своей природе стремится к целостности, преодолению оппозиций. Эта ситуация заставляет всякую культуру вырабатывать механизмы медиации — своеобразных «посредников» между полюсами оппозиции. Тем, кому данная проблема интересна, а читать философские и культурологические работы недосуг, можно порекомендовать почитать (или перечитать под новым углом зрения) «Иосифа и его братьев» Томаса Манна. В этом великом романе тема посредничества между полюсами культурных оппозиций — едва ли не главная. Для нас же здесь важно, что специфические механизмы и особенности такой медиации как ничто иное раскрывают характер системного качества той или иной культуры.

Так, культура западноевропейского христианства унаследовала от античности антропные основания и формы медиации и, отталкиваясь от аристотелевой логики и вооружась христианской доктриной богочеловека, осуществила медиацию в форме последовательной прогрессии бинарных оппозиций. Какие коллизии испытал при этом европейский дух, ставший в конце концов жертвой собственной расчленяющей рефлексии, — вопрос отдельный. По существу, связующим звеном между должным и сущим, между Землей и Небом, между божественным и природным в европейской культуре стал буржуазный человек, аристотелевский homo politicus с христианской душой. Подспудно вызревая в средневековье, эта синтетическая культурно-антропологическая парадигма проявилась со всей очевидностью в эпоху Ренессанса и Реформации. А в последующий период новоевропейской истории изначально неснимаемая оппозиция между должным и сущим «спустилась» посредством семантической регрессии до оппозиции закона и свободы и тем самым как бы снялась. Так западный человек обрел гармонию, периодически нарушаемую циклическим ниспровержением богов, спровоцированным коварной рефлексией.

Есть и другие варианты выхода. Можно примирить мир трансцендентный с миром имманентным, объявив мир имманентный иллюзией, как это сделал буддизм.

Было в истории и третье решение. В исламе примирение миров горнего и дольнего произошло в обход антропных оснований, за счет единства логоцентрического принципа, в равной степени упорядочивающего как трансцендирующую медиацию в молитве, так и типические ситуации обыденной жизни.

В русской культуре доктринального решения медиации должного и сущего не найдено. Эти миры пребывают в вечном антагонизме, вечно делят смысловое пространство культуры, превращают последнее в неустойчиво-зыбкое кентаврическое целое. А потому культура, вырастающая из проклинаемых и ненавидимых, но до конца не изжитых манихейских корней, вечно озабочена проблемой соединения несоединимого. И именно здесь порождающее лоно всех «великих идей».

Российская культура не только не имеет полноценных антропных оснований, но так и не сумела выработать никаких иных универсальных форм медиации.

Но без тех или иных механизмов медиации культура просто не может выжить. Если ее автомодель (свод идеальных культурных образов и образцов, воплощающих универсальные для носителей данной культуры представления о самой этой культуре, ее нормах и ценностях) не способна выработать универсальную для данного общества доктрину медиации, — то источником медиации выступает уже не идеальная знаковая модель культуры, а ее, культуры, синкретическое предметное тело. А сам процесс медиации в этом случае носит спонтанный характер и осуществляется, так сказать, на «клеточном» уровне. При этом семиотические образы медиационных форм — символы, образы, мифологемы — функционируют, если можно так выразиться, ненормальным образом.

В «нормальной» ситуации они как бы спускаются сверху вниз. Как божественная эманация, нисходят из сакральных сфер должного, последовательно онтологизуя (наделяя подлинным бытием) безымянно-профанную реальность, оправдывая ее с точки зрения высших смыслов, совершенствуя и облагораживая, давая ее феноменам имена и бытийственные права. Постепенно, порциями, из века в век феномены «профанной», земной реальности втягиваются в лоно священных смыслов, берущих начало в сфере «должного».

1 Принципиальное отсутствие в русской культуре медиаторов между «должным» и «сущим», «божественным» и «диавольским»,«сакральным», священно-потусторонним и «профанным», низменно-обыденным и т.п. отмечалось многими исследователями. Подробнее всего это положение рассматривается и доказывается на семиотическом уровне в многочисленных работах Б.А. Успенского.

В России все наоборот. Мир горний отгорожен от мира дольнего непроходимой пропастью. И мир должного никак не проявляет желания наводить медиационные мосты, даже ради расширения своих владений за счет освоения нового материала из сферы сущего 1. Напротив, манихейская непроходимость дистанции, разнобытийственность двух миров — «сакрального», «высшего», «должного» и «профанного», «земного», «сущего» — настойчиво подчеркивается. Причем этот принцип гальванической ванны, в силу которого все смыслы русской культуры растаскиваются к полюсам должного и сущего, работает столь безотказно, что ни одна из институциализованных форм медиации, включая даже такие фундаментальные, как государство, не носят универсально-всеобщего характера.

В этих условиях всеобщая медиация может осуществиться только в стихийно-низовых формах, а главное, может распространяться через тот глубинно-архаический слой ментальности, который стадиально предшествует утверждению манихейской доктрины как в ментальности отдельного индивида, так и в истории культуры в целом. Иначе говоря, если культура не решает проблему медиации между должным и сущим «сверху», — единственной универсально-жизнеспособной формой медиации может стать воспроизводство того архаичного уровня синкретизма культуры и сознания, который вообще предшествует полаганию должного и сущего.

В бутылке мир горний и дольний сливаются в диффузном смешении. А субъект проваливается в состояние, которое на языке современных экстрасенсов называется «нижним астралом». Другие, менее архаические формы медиации безжалостно подавляются неразрешимым дуализмом манихейской парадигмы. А если те или иные формы цивилизованной, не традиционной для нашей культуры, медиации все же проникают сквозь этот фильтр и утверждаются в культуре, то практически всегда ограничиваются какой-то частной, изолированной областью бытия. Более того, образы этих «нетрадиционных» медиаторов — государства, монархии, церкви, чиновной иерархии — носят в культуре глубоко амбивалентный характер. Вспомним, например, неизменно амбивалентную семантику любых форм и представителей власти — от царя до последнего околоточного.

Неуниверсальность, ограниченность осуществляемой ими медиации, помимо иных, более сложных соображений подтверждается еще и тем, что они сами вынуждены обращаться к единственно подлинному и незаменимому российскому медиатору — бутылке. Пили цари и чиновники, пили министры, генсеки, вертухаи, сексоты, завмаги, протоиереи и епископы, милиционеры и все остальные персонажи, наводящие по долгу службы мосты между космическим порядком и реальностью.

Таким образом, алкоголь стал единственной универсальной формой медиации между должным и сущим в русской культуре. Из этого следует, что российское пьянство есть бегство от проклятого, фундаментально неразрешимого противоречия, заложенного в основания культуры. Культуры, в которой само существование недостижимого метафизического идеала автоматически предполагает на другом, трагически оторванном, полюсе существование грязного, богооставленного, погрязшего в грехе и мерзости мира.

Трансцендирование все-таки происходит, но носит не прогрессивный, а регрессивный характер.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 524. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.053 сек.) русская версия | украинская версия