Студопедия — Картина четвертая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Картина четвертая






Городская площадь перед дворцом Герцога. Толпа горожан. Бальтазар выкатывает бочонок вина.

Бальтазар (кричит). Эй, жители Вероны! Вас Монтекки всех с честью просят выпить, закусить в знак примирения с семьею Капулетти! Гуляй и пей во славу молодых!

С возгласами радости горожане подставляют кружки. Свой бочонок выкатывает Самсон.

Самсон (кричит). Эй, горожане! Капулетти всех вас потчуют вином в знак примирения с семьей Монтекки! Пей и веселись!

Снова возгласы радости.

Бальтазар. Самсон! О, Боже! Ты ли, мой дружочек? Самсон. Я, Бальтазар! Я, солнышко мое! Как мы, давно не виделись!

Целуются к изумлению горожан.

1-й горожанин. Смотри-ка! Целуются!

Горожанка. Соскучились...

2-й горожанин. С чего это «соскучились»?.. Они из тюрьмы только три дня как вышли!

Бальтазар. Ну, как ты здесь, дружочек?

Самсон. Да бегаю все, солнышко, кручусь... По целым дням спины не разгибаю! А ночь покоя тоже не дарит... Тоскую о былом!

Бальтазар. Да, мой дружочек... Прошедших дней усладу не вернуть! И время, проведенное в тюрьме, уж каторга свободы не заменит!..

Вновь целуются.

1-й горожанин. Да это — не они. Не иначе, подменили!

2-й горожанин. Эй, Бальтазар! Самсон! Это вы или нет?.. Чего это вы целуетесь? Или вам крысы в тюрьме кое-что поотгрызали?

Горожане смеются.

Бальтазар. Да это мы, Петручьо! Но — другие! Совместная темница нам дала иное пониманье смысла жизни... А ты, дружочек, как был дерьмом, так и остался...

Самсон. Ты, Петручьо, козел вонючий, вот что я добавлю!

2-й горожанин (удовлетворенно и без всякой обиды). Они!.. А то слышим, изъясняетесь как-то непонятно... с выкрутасами. Словно господа!..

Бальтазар. Так Герцог повелел! Он нам сказал, что будут нас в темнице держать, пока друг друга не полюбим. И не научимся изящно изъясняться...

Самсон. И элегантной шуткой ублажать!..

Бальтазар. Хотите услыхать вы серенаду, что в заточенье сочинили мы?

Горожане. Хотим! Хотим!

Вооружившись мандолинами, Бальтазар и Самсон исполняют серенаду:

«За решеткой по небу гуляет луна...

Годы жизни проходят как дым...

Бедный узник не спит!

Ах, ему не до сна!

Его сердце разбито другим...

Припев:

Чему положено, то пусть исполнится!.. Что суждено, того не миновать... Ах, серенада, ты, как я,— невольница! Хочу тебе свободу даровать!!

Если жажда томит1 — воду я отыщу! Если голоден ты — дам поесть! Но измену любви никогда не прощу! Смоет кровь поруганную честь!

Припев:

Чему положено, то пусть исполнится!.. Что суждено, того не миновать... Ах, серенада, ты, как я,— невольница! Хочу тебе свободу даровать!!

На прощанье, о друг мой, тебя попрошу: Пусть не гаснет сердечный пожар. Ведь под сердцем отныне наколкой ношу Твое имя: «Самсон»! «Бальтазар»!!!

Припев:

Чему положено, то пусть исполнится! Что суждено, того не миновать! Ах, серенада, ты, как я,— невольница! Хочу тебе свободу даровать!

Аплодисменты. Горожане пьют, веселятся, танцуют.

Появляются родственники Монтекки и Капулетти, среди них — Бенволио и Валентин.

Бенволио (одному из родственников Монтекки, презрительно указывая на толпу).

...Как беззаботно веселится чернь!

Один стакан вина — и все забыто!

И нет ни оскорбленных, ни убитых,

И наплевать, что даст грядущий день... 1-й родственник Монтекки.

Но вот идет задира Валентин!

Прошу, синьор, вас: будьте осторожны...

Он свой кинжал не убирает в ножны!

И к нам направился! При этом — не один!..

Валентин (подойдя к Бенволио).

Синьор Бенволио! Когда-то сгоряча

Я вам сказал, что вызов к поединку

Готов принять от вас! Бенволио.

Я это помню! Валентин.

А я прошу забыть в день общей свадьбы!

И от меня не вызов, но клинок

Прошу принять, как символ примиренья,

В ответ отдав мне свой... (протягивает кинжал.)

Бенволио (нерешительно). Что ж, я готов,

В угоду вам оружием сменяться...

Хотя отметить должен, юный друг,

Что мой кинжал и больше, и дороже...

(протягивает свой кинжал.)

Валентин (вспыхнув). Я попросил бы!

Бенволио. Что ж тут просить?

Вы попросили, я отдал немедля!..

Хотя и жалко! Но надеюсь я,

Что сохранят клинки любовь хозяев,

И острием их к нам не повернуть! Валентин и Бенволио меняются кинжалами, расходятся.

Звукифанфар.ПоявляетсяГерцогсосвитой,синьорисиньора Капулетти, синьор Монтекки.

Герцог (обращаясь ко всем). Счастливый день!

Его весь город ждал Так много лет, бессмысленно страдая

От распрей и борьбы!..

Тем радостней итог Указа моего!

Синьоры Капулетти, И вас, Монтекки, я благодарю За вовремя проявленную мудрость И трезвость в понимании проблем... (весело)

А, впрочем, трезвым быть сегодня всем Довольно глупо!

Здесь я ставлю точку,

И предлагаю всем нам выпить по глоточку, Не пропустив ни ту, ни эту бочку!

Под возгласы одобрения наливает в кружку из обеих бочек, выпивает и, сразу захмелев, меняет тон.

...И вот, главное, никто же и не помнит, когда это все началось!.. Столько лет неприязни, ненависти, а спроси любого: в чем дело, он и не знает! А я вам скажу, никакой же разницы нет... Все — дети Божьи, и нельзя так сразу... (Одному из горожан). Вот ты, например? Монтекки? Капулетти?

Горожанин. Я — не он. Не — он. Я — проездом. Из Иерусалима.

Герцог (огорченно). Ты меня сбил. Но не важно... (Всем). Пьем, веселимся все и отмечаем конец вражды, которой нет начала! (Капулетти, с досадой указывая на горожанина). Он меня сбил!.. О чем я?

Синьор Капулетти. Вы хотели объявить танец, ваше высочество. Танец — в качестве примера соеди-ненья рук, доселе разъединенных враждой...

Герцог. Да... В качестве примера... (Заметив, что синьор Капулетти протянул руку супруге). Нет, вам как раз нельзя. На танце у синьоры другой быть должен кавалер... (Обернулся к Монтекки). Монтекки! Где вы? Вы же обещали...

Монтекки. И не отказываюсь! И не «в качестве примера», как любит выражаться синьор, а по зову души! Прошу! (Протягивает руку синьоре Капулетти. Та, подумав мгновение, протягивает свою.)

Общее ликование. Звучит музыка, все танцуют. Синьора Капулетти и синьор Монтекки танцуют на переднем плане.

Монтекки (негромко). Сколько лет я не держал тебя за руку, Юлия?

Синьора Капулетти (негромко). Не люблю считать года, Пьетро... Но рука твоя погрубела с тех пор.

Монтекки. А твоя — совсем нет. Помню ее наощупь...

Синьора Капулетти. Спасибо. Ты был всегда галантен.

Монтекки. Но нерешителен. Был бы я порешительней тогда... в юности... Может быть, и наши дети были бы живы...

Синьора Капулетти. Это были бы другие дети, Пьетро. Ни о чем не надо жалеть. Они отлюбили за нас. Им можно позавидовать...

Монтекки. Я и завидую. До слез...

Синьора Капулетти. Ну... Держись, Пьетро! Улыбайся... На нас смотрят!

Музыка продолжается.

На передний план выходит Герцог, танцующий сразу с несколькими дамами из обоих семейств.

Герцог (хмель путает его речь). Это ж так приятно... Вот слева — одна семья, справа — другая... И все это — под рукой! И мы, как одно целое... Поверите, первый раз отдыхаю, как простой человек? Это ж наказание — быть правителем такого города! Все время ждешь подвоха! Все время — неприятности... Среди танцующих появился Лоренцо.

Вот святой отец появился... Ну вот, что его принесло? Ведь примета есть: монаха встретишь — к беде...

Лоренцо (подойдя к Герцогу). Ваше высочество! У меня — важное известие!

Герцог (в отчаянии). Ну, что я говорил?! (Дамам). Танцуйте! Танцуйте!

Лоренцо. Я думаю, имеет смысл позвать Монтекки и синьору Капулетти!

Герцог (печально). Ах, даже так? Ну, что же... Позовем... (Громко всем). Танцуйте все! И музыка — погромче! (Сразу трезвеет, шепчет на ухо кому-то из своей свиты, тот спешит оповещать Монтекки и Капулетти.)

Танцы продолжаются на заднем плане. На переднем — Герцог,Лоренцо, синьор и синьора Капулетти, Монтекки негромко ведут беседу, изредка прерываясь, чтобы приветствовать танцующих.

Лоренцо.

Глубокочтимые синьоры! Вам известно, Что нынче у святого алтаря

 

Я должен был прилюдно повенчать

Антонио и Розалину!

Благодарю вас за оказанную честь,

Но, избегая общего позора,

Спешу уведомить вас об отказе...

Герцог....Так! (Веселящимся, нарочито небрежно). Танцуйте! Танцуйте!

Лоренцо (взволнованно продолжает).

Я из Неаполя сегодня получил

Письмо... от францисканского монаха...

Его зовут Джованни. Брат Джованни!

Вы, может быть, и знаете его...

Монтекки (нетерпеливо). Да знаем, черт возьми! Что пишет он?

Герцог. Тихо!Тихо! (приветливомашетрукой танцующим). Танцуем все! Лоренцо (Монтекки).

Не стоит черта поминать, синьор,

Ни к месту! Он ведь рядом — враг хвостатый...

Так вот, в письме Джованни написал,

Что родственничек ваш, синьор Антонио

Женат!

Монтекки. И что? Он — дважды был женат!

И дважды стал вдовцом...

Лоренцо. Нет, к сожаленью!..

Хотя, конечно, говорить так грех...

Но первую его жену... Роситу...

Монах Джованни повстречал недавно,

О чем в письме своем и сообщил... Пауза.

Мой брат, Джованни — честный человек!

Поэтому так долго и подробно

Я говорил о нем...

Синьор Капулетти. Какой позор!! Герцог (машет рукой). Танцуйте все! Танцуйте! СиньорКапулетти.Какой пример безмерного коварства!..

Монтекки (взбешен). Синьор!Язаклинаю!Помолчите!







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия