КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА
Когда-то в одном небольшом городке жил известный вор. В лицо его почти никто не знал, но легенды о его мастерстве и неуловимости ходили далеко за пределами городка. Заработав с помощью своего, прямо скажем, нечестного ремесла приличное состояние, он отошел от дел, чтобы мирно и в достатке доживать свои дни. Но однажды к нему пришел его любимый внук и попросил обучить всем тонкостям воровского дела, чтобы он мог продолжить династию. А если дед откажется (что тот и собирался сделать), то он найдет другого учителя, но от своего намерения стать знаменитым вором не отречется. Ничего не поделаешь, старому вору пришлось согласиться. Он предупредил внука, что через несколько дней они пойдут на его первое дело. Настало время, они вышли из дому, тайком достигли другого города и, когда стемнело, используя все необходимые уловки и предосторожности, пробрались в очень богатый дом. В середине ночи, когда они ворошили очередной сундук, старый вор внезапно поднял сильный шум и мгновенно скрылся. Юноша остался один, по дому забегали слуги; зажгли свет. Обижаться на деда было недосуг, следовало спасаться. Сначала ему пришлось спрятаться в сундук, откуда только по слуху он мог определить, что происходит в доме. Он догадался выбрать сундук с самым старым тряпьем, и именно этот сундук и не стали проверять, так как всех в первую очередь интересовало, не пропало ли что-нибудь ценное. Через некоторое время он попытался выбраться, но один из домочадцев услышал шорох. Тогда молодому вору пришлось замяукать кошкой и спрятаться за портьерой. Простояв там почти час не шелохнувшись, он выглянул в окно в надежде через него убежать, но обнаружил, что у каждого окна стоят люди, видимо, рассчитывая, что если воры остались в доме, то им не удастся выбраться через окна. Юноша начал пробираться к дверям. Тут ему повезло – единственный коридор, ведущий к выходу из дома, был пуст, зато слуги охраняли все подходы к дому на улице. Нечего было и думать о том, чтобы проскользнуть незамеченным. Тогда он решил рискнуть и сделать ставку на внезапность и стремительность, ибо приближался рассвет, и дальнейшее ожидание не принесло бы ничего хорошего. Выбрав подходящий, как ему казалось, момент, а больше рассчитывая на удачу, он стремительным броском бросился на свободу. Пока ошеломленная прислуга соображала, что произошло, он успел проскочить опасное место. Теперь помочь могли только быстрые ноги и выносливость. Однако один из слуг был также силен в длительном беге. Жильцы дома подняли всю округу, чтобы устроить облаву, а тот слуга продолжал преследовать начинающего вора, которому удалось оторваться от него и спрятаться в расселине, откуда был только один выход. И у этого выхода его ждал преследователь. Поразмышляв, молодой человек понял, что если он здесь останется, то рано или поздно его обнаружат и поймают. Ему ничего не оставалось, как вступить в борьбу и, пока еще не поздно, очистить себе путь. Со всей яростью загнанного в угол зверя бросился юный вор на преследователя, который выглядел явно сильнее его, и ценой невероятных усилий и длительной борьбы, когда казалось, что силы уже были на исходе, последним отчаянным броском сбросил противника с обрыва в реку и побрел чуть живой в сторону дома. Только спустя несколько дней он, наконец, добрался до родного дома, где его встретил дед. «Ты здесь, – сказал он. – Значит, ты будешь знаменитым вором!
*****
Давайте разберем эту притчу с точки зрения управления реальностью. У молодого человека была цель – выбраться из западни. Причем он обладал по-настоящему страстным желанием, если учитывать последствия, которые его ожидали в случае поимки. Слов нет, мотивация была хорошая. Но он не шел напролом, несмотря на страстное желание. Он применял, в зависимости от момента, необходимые линейные инструменты. В один момент прятался, в другой – убегал, иногда ожидал, просчитывал и наблюдал, когда надо – боролся изо всех сил. Все в свое время. Однако, как и в жизни, он не мог рассчитать всего, поэтому в некоторых случаях ему приходилось рисковать, то есть доверяться высшим силам. Можно назвать это материализацией, чутьем, подключением интуиции. Ясно одно – все рассчитать невозможно. Риск заключался даже в том, что он мог выбрать другое, менее удачное время, когда вылезать из сундука или переходить от ожидания к действию. Его бессознательное благодаря неистовому желанию помогало ему, что внешне можно рассматривать как удачу, а его дед считал талантом к воровскому делу. А мы приводим его в качестве примера гармоничного сочетания двух типов мышления, которое обеспечивает человеку успех в любом виде деятельности. Когда такого сочетания нет, то «...не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени». (Екклесиаст 9:11–12) Умный мужик был этот Екклесиаст, царь Израиля.
*****
Есть такая игра: «Камень, ножницы, бумага». Многие из вас знают ее. Два человека на счет «раз, два, три» одновременно показывают рукой фигуру. Сжатый кулак означает камень. Открытая ладонь означает бумагу. Два пальца означают ножницы. Показать фигуры необходимо одновременно. Кто сильнее? Камень сильнее ножниц, потому что он их тупит. Ножницы сильнее бумаги, потому что они ее режут. Бумага сильнее камня, потому что она его заворачивает. Поняли в чем коварство? Подумайте. Хотя камень побеждает ножницы, которые побеждают бумагу, сам камень проигрывает бумаге. Ножницы побеждают бумагу, которая побеждает камень, но сами ножницы при этом проигрывают камню. То же происходит и с бумагой. Она побеждает камень, который сильнее ножниц, но эти ножницы побеждают бумагу. Никто не знает, что выбросит соперник. Ни одна фигура не может быть сильнее всех. В одном сочетании она сильнее, в другом слабее. Все зависит от сочетания. Так и в жизни, любые качества, сильные в одной ситуации, станут слабыми в другой. Примеров я уже приводил в своих книгах много. Смелость города берет, но она же приводит к гибели. И тогда называется глупостью и безрассудством. Щедрость в одной ситуации нужна, а в другой она превращается в расточительность и осуждается. Настойчивость помогает превратить идею в реальность. Но бывают обстоятельства, когда излишняя твердолобость и тупое упрямство мешают достигнуть цели. Муха, которая бьется об стекло – пример тупой силы воли. Честность в иных ситуациях – это глупость, а лживость – нужная хитрость. И так далее. Но самое главное, что в жизни, как и в игре «Камень, ножницы, бумага», мы часто заранее не знаем, что выкинет реальность. Она выкинет свою фигуру – камень, ножницы или бумагу – одновременно с нами. Причем тогда, когда мы совершим поступок, после которого поменять уже ничего нельзя. Практическое применение любой стратегии – это шаг в непознанное. И только сделав этот шаг, мы узнаем, правильна была наша стратегия или нет. Вот почему хорошая стратегия всегда оставляет возможность случайности. Ты хочешь постоянства, Ты хочешь безопасности, Ведь когда все непрерывно меняется, Приходится постоянно быть настороже. Ты хочешь поддерживать Иллюзию контроля. Рам Цзы знает... – Тебя поимели. Потому что перемены неизбежны, Это – часть существования (Рам Цзы).
69. ЗАКОН НАРУШЕНИЯ СТАТУС-КВО
Невозможно все рассчитать. Вы всегда можете очертить точный круг проблем и создать соответствующую теорию. Но реальность размоет ваши построения, и то, что было правильно, станет неверным. Жизнь всегда нарушит статус-кво, и надо будет искать новые решения. Все теории временны и ограничены, основанные на них действия имеют смысл только в контексте места, времени и цели. Реальность же – это движение. Логический и линейный мыслитель со временем понимает, что жизнь недоступна полному анализу, так как будущее – результат такого неисчислимого переплетения, что только при участии бессознательного можно найти правильное решение в этой умопомрачительной сложности. «Чтобы умно поступать, одного ума мало» (Ф. Достоевский). «Великие дела надо совершать не раздумывая» (Юлий Цезарь). По мнению святых, единственно правильным поведением в жизни становится не логическое обоснование поступков, а освобождение от ложной рационализации и гармоничное участие в потоке жизни. Это выражается в спонтанности поступков, которые в сложных ситуациях оказываются наиболее правильными. Трансформируя сознание в этом направлении, мастер работает с парадоксами мотивации. Он стремится избегать крайностей аскетизма, с одной стороны, и полного отказа от всякой тренировки, с другой. В практике психотренинга усиленное напряжение воли сочетается с релаксацией, дисциплина – со спонтанностью. В итоге мышлением и поведением управляет божественная целостность, в которой сознательные и подсознательные уровни находятся в гармоничном взаимодействии. Отсутствие контроля помогает бессознательному находить возможности, а сознание их реализует. Действия человека в таком состоянии идут из самой глубины его существа, от его истинной природы и продиктованы интуитивным озарением. К такому уровню приходят, освободившись с помощью различных техник катарсиса от подсознательных программ. Неоднократно проходя через кризис неопределенности и состояние хаоса, прорабатывая страхи и парадоксальные ситуации, мастер получает ответы на жизненные вопросы в виде озарений и абсолютно точных спонтанных поступков. Возникает естественность поведения, способность к импровизации, учитывается текучесть, изменчивость и уникальность каждой конкретной ситуации. Буддистский учитель не дает знаний. Он ставит ученика в конфликт двойного послания с помощью коанов, создания соответствующих жизненных ситуаций, противоречивых высказываний, бессмысленных ударов своим посохом. И наблюдает, как решается этот конфликт: либо с помощью интеллектуального мышления, либо под влиянием чувственной реакции (например, гнев или стыд), либо гармонично, с возникновением озарения. «Для того чтобы победить, воин твердо держится цели, при этом следует потокам окружающего мира, подчиняется законам Вселенной и находится в единении с небесным провидением. Такое состояние позволяет ему выжить в самых трудных условиях» (из кодекса ниндзя).
|