Студопедия — НАЧАЛО ДИСПУТА.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НАЧАЛО ДИСПУТА.






Перерыв кончился, все расселись по местам. Директор Дома культуры Альтшулер пригласил желающих выступить, но никто не отозвался. Он повторил приглашение, и тогда в первом ряду

не спеша, поднялся Демьян Лукич. Альтшулер пристально посмот­рел на него.

—Вы хотите? Пожалуйста.
Демьян Лукич откашлялся.

—Много ты, милый человек, — обратился он к докладчику, - нам тут всего наговорил. Сравнил даже религию с прялкой — мол, ее тоже скоро в музей сдадут... Да разве может такое быть? Рели­гия — ведь не предмет какой-то, взял да и выбросил, это жизнь на­рода, и к серьезным вещам, милый мой, надо относиться серьезно. А насчет того, что Бога дикари выдумали от страха, тоже скажу: это
не так! Дикари выдумали не Бога, а богов, потому что, сам ты гово­рил, обожествляли природу, поклонялись солнцу, деревьям, кам­ням всяким. Это были языческие боги, а мы в таких не веруем. Мы
веруем в единого Бога, Творца неба и земли, и нам нечего Его вы­думывать, потому что Он есть, был и будет всегда. — Демьян Лукич немного помолчал. — Говоришь: Бога нет. Слыхали мы такое! Выступал тут один, из бывших священников, отрекся от Бога. «Я, — говорит, — вас раньше обманывал, внушал, что Бог есть, а на самом деле Его нет». Конечно, я не вытерпел, поднялся и гово­рю ему: «Если ты раньше нас обманывал, кто же тебе теперь пове­рит?» Ну, а ты, милый мой, можешь нам доказать, что Бога нет?

—А что тут доказывать? Я ведь только что говорил, что об этом ясно свидетельствуют величайшие достижения науки. 20-й век — век науки и техники, век космических полетов, а не религии, она
уже отжила, — убежденно повторил Матюхин.

—Ошибаешься, дорогой! — возразил Д. Л. — Наука Бога не ищет, у нее задачи совсем другие. Наука изучает природу, ее зако­ны, открывает их, и ты, конечно, знаешь, что очень много знамени­тых ученых были верующими. Ломоносов, например, Пирогов, Павлов, Филатов, Циолковский... Вера в Бога не мешала и не ме­шает им делать открытия, а, напротив, помогает: Бог вразумляет
их, чтобы они, видя в природе премудрость Божию, прославляли Творца. Вера в Бога была,есть и всегда будет. Почему? Да потому, что человеческая душа стремится к небу, тоскует по нем, такой она
Богом создана. Даже наши писатели это признают. Читал я недав­но книгу Владимира Солоухина — может, знаешь? — так он инте­ресно сравнивает. Жили, мол, в пруду караси, жили, и вдруг один,
вроде бы карасиный космонавт, решил выпрыгнуть и посмотреть, что за жизнь там, наверху. Выпрыгнул — и задохнулся, и быстрее на дно. «Ну, что там?» — спрашивают его сородичи. «Да ничего. Ни­чего там нет!» Вот так и люди: слетали в космос, на вершок от земли подпрыгнули и уже кричат: «Мы летали, а Бога не видели! Бога нет!» Да разве Бога из ракеты увидишь! Он живет в Свете неприступном... А как мы можем узнать о Нем? Через Его творение. Оглянись — и увидишь, всюду Его следы...

 

 

Зал внимательно, напряженно слушал.

 

ПЧЕЛЫ.

—Вот у меня на пасеке есть пчелы, — продолжал Демьян Лу­кич. — Сколько я наблюдаю за ними и все удивляюсь: как мудро они работают! Как дивно строят соты — такие правильные и краси­вые ячейки мастерят, нам таких ни за что не сделать. А как собира­ют и откладывают мед! Читал я в ваших книгах, что даже ученые удивляются пчелиной мудрости. Вот я и хочу спросить тебя: откуда у них эта мудрость? Кто научил их?

—Никто их не учил, — быстро ответил докладчик, — и эта, как вы выражаетесь, мудрость ничто иное, как инстинкт, или интуи­ция. Инстинкт свойствен и человеку, и животным, и насекомым,
короче, всем живым существам. Действует он всегда бессознатель­но, но целесообразно, т. е. достигает нужной цели. Вот и пчелы: они не сознают, что делают, хотя Действия их полезные, целесообраз­ные. Поняли вы теперь?

—Понять-то понял, да не о том я спрашиваю. Я спрашивал: от­куда у них эта мудрость, или инстинкт этот? Откуда? — переспросил Матюхин. — От привычки. Привыч­ка — это тоже свойство человека и животных. Например, мы при­выкли ходить, привыкли писать, и делаем это бессознательно, как
бы механически. Подобные привычки есть и у животных. Приобре­таются они не сразу, а вырабатываются сотнями, даже тысяча­ми лет...

—Смотри-ка, — удивился Д. Л. — Что же тогда получается — что пчелы тысячи лет назад были умнее нынешних архитек­торов?

—Как так? — возразил Матюхин.

—Да так. Если они давным-давно привыкли делать такую муд­рую работу, какую ученые и поныне не осилят! Ведь ученым мед с цветочков ни за что не собрать, а пчелы справляются с этим быстро
и легко. Да еще, я читал, прибавляют к меду 25% воды и какого-то противогнилостного вещества, чтобы предохранить мед от броже­ния. Кто научил их? Мы — люди — и то сами не можем научиться писать, читать, даже ходить нас учат. А тут пчелы, насекомые — не­ужели они сами научились?

Матюхин ответил не сразу: видно было, что он немного расте­рялся. Альтшулер попробовал его выручить.

—Выступайте по докладу! — сказал он. — Как произошла вера в Бога? — вот тема доклада. Не уклоняйтесь!

—А он и не уклоняется! — бросил кто-то из зала. — Он дело го­ворит. Нечего увиливать. Отвечайте!

 

3. ДАРВИНИЗМ.

—В науке существует особая теория — дарвинизм, снова заговорил докладчик. - Как известно, она названа так по имени английского ученого Дарвина. Этот ученый доказал, что все в мире по­степенно развивается и совершенствуется. Происходит с природой так называемая эволюция, т. е. постепенное развитие. Миллионы лет назад животный и растительный мир был совсем не такой, как сейчас. В природе идет борьба за существование, в процессе кото­рой слабое, неприспособленное гибнет, а здоровое, сильное выжи­вает, укрепляется и развивается. Этот процесс в науке называется
естественным отбором. Помимо него существует отбор искусствен­ный, с помощью человека. Так, скотоводы скрещивают разные по­роды животных, улучшают их, то же делают садоводы с растениями
путем прививок. Новые приобретенные качества передаются по на­следству, закрепляются в последующих поколениях, и таким обра­зом происходит усовершенствование отдельных видов.

—Ну, ладно, — согласился Д. Л., — даже если и есть эта эволю­ция, ее мы еще можем признать — но она ведь только следствие! А я тебя спрашиваю о причине, о начале начал, т. е. о Боге, от Кото­рого и эволюция, и интуиция, и все прочее.

Матюхин снова замолчал, и Альтшулер воспользовался паузой.

—Вопрос исчерпан, — сказал он.

Но Демьян Лукич и не думал отступать.

—Какое там исчерпан, — смиренно заметил он. — У меня, милый мой, вопросы только начались... Я вот тоже хочу сказать о садовнике, есть у меня знакомый в городе. Какие он цветы выра­щивает — настоящее чудо! Как-то спросил я его: «А можешь ты вы­растить какой-нибудь цветок, ну, скажем, из крапивы?» — «Нет, ко­нечно», — удивился он. «А из дерева сделать железную скамей­ку?»

— «Это уж совсем чепуха!» Почему? Потому что есть законы в природе, и их не переступишь. Попробуй привить что-нибудь к за­сохшему дереву — хоть всех садовников собери, ничего не полу­чится, потому что в нем нет жизни... И с пчелами не так-то оно просто. Не садовник же и не скотовод и даже не пчеловод обучил их строить соты и собирать мед. Ни с кем их не скрещивали, не при­вивали. Откуда же они такие хитрости знают? Вот на этот вопрос я никак не добьюсь от тебя ответа! Не скрой же, почтенный, пчелино­го учителя, скажи, кто научил пчелу мудрости?

Матюхин все еще молчал. Демьян Лукич хотел, чтобы ему отве­тили конкретно: Бог научил пчелу или природа? И чтобы добиться ответа, привел пример.

—Вот самолет и птица, — начал он, — в полете и по своему строению они похожи, ведь самолет создавали по подобию птицы. Но вот какое интересное дело: птицу можно убить и разобрать по
косточкам, самолет можно разобрать на части. А собрать что легче — самолет или птицу? Ясно, что самолет собрать можно, а птицу никому не удастся, потому что она — живое существо. Теперь ответь мне: кто сделал самолет?

—Разумеется, человек. Конструктор.

—Л птицу? Ее кто сотворил?

Матюхин молчал, и за него тут же ответил Альтшулер:

—Разумеется, природа!

4. О ПРИРОДЕ.

—Значит, и пчелиный учитель, и конструктор птицы — природа, так я тебя понял? — переспросил Лукич.

—А кто же еще? Только природа, и никто иной, — сказал Матюхин. — Она есть великий учитель и конструктор. Она производит, она делает отбор, она создала птицу. Все она делает.

—Смотри-ка, — снова удивился Демьян Лукич. — Тогда ответь мне: что такое природа?

—Природа — это все, что нас окружает, — принялся объяснять Матюхин. — Все, что мы видим, и все, что существует. Небо и звезды, моря и земля, и растения, и весь животный мир — все это
природа.

—- Стало быть, — начал рассуждать Демьян Лукич, — природа состоит из одушевленных существ и неодушевленной материи. Так ведь? Теперь давай возьмем одушевленных: человека, живот­ных, птиц— и в уме уберем их из природы и спросим: «земля, воз­дух, вода и прочее будет ли одушевленно, если все живое убрали?» Нам скажут: «Нет, это неодушевленная материя». Она разум имеет?

—Нет, неодушевленная материя не мыслит.

—Из этого мы видим, что есть природа одушевленная и неодушевленная, мыслящая и не мыслящая,— заключил Демьян Лу­кич.— Ладно, мы отделили одушевленную природу от неодушевленной, а теперь поразмыслим: кто же из нее создал птицу? Человек? Нет. Животные? Нет. Сама себя птица создать не может... Или земля создала? Или вода, воздух? А может, они все вместе сели за стол и общими силами все продумали? Опять же нет! А почему? Да потому, что если уж разумный человек не может создать живое су­щество, то, что говорить о неодушевленной природе! Неодушевлен­ная природа не создаст никогда одушевленное существо, как яблоня не уродит вместо яблока морского ежа. Из мертвой материи, не имеющей разума, разве может сам собой получиться разумно уст­роенный мир и разумный человек? Или по-другому сказать: мерт­вая женщина, имеющая во чреве плод, может родить живого ребен­ка? Как ты думаешь?

—Конечно, нет!

—Вот и разъясни, — попросил Лукич, — кто же изприроды, одушевленной или неодушевленной, создал птицу и научил пчелок такой великой мудрости? Известно ведь, что сто дураков не сумеют
одного человека сделать умным, а умный один может сто просветить и научить. Какое же такое существо создало птицу и научило пчелок уму разуму?

—Да ведь я уже разъяснял, что пчелы делают все не по разуму, а по инстинкту, — с оттенком раздражения ответил Матюхин.— У них нет сознания и воли.

— Это еще дивнее, — заметил Д. Л. — Легко научить человека, у которого есть разум и язык, а вот попробуй корову или лошадь научить читать и писать! Это было бы чудом! А еще большее чу­до — научить малюсеньких пчелок делать дивные дела, на какие не способны самые ученые люди. Скажи, наконец, кто это чудо совер­шил? Кто?!

Молчание. И в зале было тихо. Спор всех захватил.

— В далекие времена, читал я, — продолжал Демьян Лукич, — многие языческие народы — египтяне, финикийцы, греки — пред­ставляли себе происхождение мира так: раньше был вечный хаос,
первобытный океан, и из этого темного бессмысленного скопления стихий возник наш разумно устроенный мир. Это древнее языче­ское учение воскресили современные атеисты. Они тоже объявили,
что вселенная возникла из бессмысленной, неразумной материи, и науку они используют в своих интересах: что им подходит — при­знают, а что не подходит — отбрасывают...

Альтшулер поморщился:

—Я запрещаю обсуждение посторонних вопросов!

—Тут надо серьезно подумать и рассудить, — не обращая внимания на окрик, говорил Демьян Лукич, — проверить, правильно ли это учение? А для примера возьмем книгу «Война и мир» Льва
Толстого. Прочитаем ее, разрежем на отдельные буквы и всю эту огромнейшую кучу букв рассыпем по земле. Получится из этого книга «Война и мир»? Нет, получится хаос. А чтобы из этого хаоса
снова создать книгу — что надо?

—Ясно, что, — усмехнулся Альтшулер. — Голова нужна.

—Э, милый, голова и у обезьяны есть, а она тебе даже из готовых слов книгу не составит. К голове-то что надо? Разум. Чей? Пи­сателя Толстого. Правильно я говорю?

Матюхин нехотя кивнул.

—А чтобы из первобытного океана, из хаоса получился наш разумный, прекрасный мир — для этого что надо? — не отставал Лукич.

—Разум нужен, — ответил Матюхин.

—Чей, человеческий?
— Нет...

—Чей же?

— Надо полагать... высший разум.

Да! И ЭТОТ ВЫСШИЙ РАЗУМ ЕСТЬ БОГ!

Последние слева Демьян Лукич произнес громко и радостно. В его душе зазвучал торжественный призыв псалмопевца: «Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся..." Матюхин же чувствовал себя скверно, точно в западне. Что отвечать этому старику? Смешно же утверждать, что солнце или звезды, растения или животные создали птиц и научили пчел. Все они не имеют разума. И... неужели весь этот разумный мир сам собой образовался из мертвой, неорганизованной материн?.. Как воз­ник мир? Вот вопрос вопросов! Случайно? Из стечения обсто­ятельств? Но тогда вокруг был бы беспорядок, хаос... Откуда же такая гармония в природе, такая точность во всем, такой глубокий смысл?

Матюхина бросило в пот, и он жадно пил воду. Альтшулер опять пришел ему на помощь: объявил перерыв.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия