Проблема больших социальных групп в социальной психологии
Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения Рассмотрение проблемы больших групп предполагает ответ на следующие вопросы: - какие группы следует рассматривать в качестве «больших»; - какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи; - каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии; - какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений. Итак, что же такое «большая социальная группа»? Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп: - в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; - существование этих регуляторов обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, а также относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. - существует особый образ жизни группы, предполагающий исследование специфических форм общения, особого типа контактов, складывающихся между членами данной группы, особенностей их ценностей, потребностей; - наличие специфического языка (особенно это характерно для этнических групп), который может иметь форму определенного жаргона, свойственного, например, профессиональным группам, или такой возрастной группе, как молодежь. Все «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория); - социальные группы, то есть группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании (социальные классы, различные этнические группы (их главная разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.)) Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.); 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Третья проблема – соотношение психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Выявление общего, типичного, невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы. Какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, имеющие целью сравнение различных культур и различных социальных групп. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экспериментальным исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в социальной психологии. Он уместен и допустим прежде всего при изучении психологических характеристик больших групп. Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московичи). Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, то есть способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик (Донцов, Емельянова, 1987). Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет – интегральная характеристика некоторой культуры (в том числе большой социальной группы),
|