Социальные классы
Термин «класс» имеет различное содержание для американских и европейских исследователей. Для европейцев это понятие в большей степени сопряжено с определением политической принадлежности. Для американцев – более привычны термины «средний класс», «низший класс» и т.п. Это связано с тем, что в социологических теориях социальная структура описывается при помощи такого понятия, как «социоэкономический статус», а не «социальный класс». При всех различиях в подходах важно учесть, что сущность социально-психологического анализа состоит в том, чтобы выявить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведения ее членов. Социально-психологическое изучение классов может затрагивать следующие аспекты: - выявление психологических особенностей различных классов, которые существовали - характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи, создающей особый «колорит» эпохи; анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса. Структура психологии класса состоит из динамических и более устойчивых компонентов. Динамическая сфера классовой психологии представлена следующими элементами: - классовые потребности – нужда представителей определенного класса в различных материальных и духовных благах, к обладанию которыми они стремятся ввиду высокой значимости последних для обеспечения необходимых условий существования и развития класса; - интересы – доминирующее внимание представителей класса на определенных объектах, явлениях социальной действительности, связанных с удовлетворением классовых потребностей; - «социальные чувства» – определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. В некоторых классификациях компонентов классовой психологии вводятся и другие элементы: «набор социальных ролей» и осознание его, «социальная ориентация личности» (система ее ценностных ориентаций, норм поведения и осознания целей жизнедеятельности). Наиболее важным компонентом, относящимся к числу устойчивых компонентов психологии больших социальных групп, относится «психический склад». Психический склад - психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Социальный характер определяется тем, что типично для устоявшегося образа действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов. Термин «социальный характер» широко представлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него социальный характер – это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, Степень и мера проявления привычек и обычаев в качестве регулятора социального поведения, естественно, не одинакова для различных классов различных эпох. Так, установлено, что прочнее всего привычки и обычаи сохраняются даже в современных обществах, прежде всего в крестьянстве. Большой город с разветвленной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Поэтому вычленение самого объекта исследования здесь затруднено.
4.2.2 Психологические особенности этнических групп
Психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего наций исследуются этнопсихологией – специальной наукой, которая находится на стыке социальной психологии и этнографии. Являясь наиболее распространенной формой этнической общности, нации более всего привлекают внимание исследователей. Кроме них существуют такие разновидности этнических общностей, как народность, национальная группа и т.п. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта через ближайшее окружение есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть – психический склад, куда включаются национальный, 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства. Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. В конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера Однако нельзя абсолютизировать отдельные черты характера как исключительное достояние определенных наций. Нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому – общительность. Поэтому речь должна идти не столько о каких-то «наборах» черт, свойственных определенной нации, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, Осторожность должна быть присуща и исследованиям некоторых других особенностей этнических групп. Игнорирование культурного (то есть и этнического) контекста может давать тенденциозный материал, который легко использовать в различных политических доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя. На уровне обыденного сознания опыт межэтнических взаимоотношений приводит к возникновению этнических стереотипов. Этнический стереотип – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов различают относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – мнения, суждения и оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Их возникновение связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе, формировании определенного «мы-чувства», фиксирующего особенности своей собственной группы и отличие ее от других групп. Гетеростереотип – совокупность положительных и отрицательных оценочных суждений о других народах, основанные на прошлом историческом опыте взаимодействия с данными народами. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения, когда черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Факт осознания особенностей своей этнической группы обычно сопровождается констатацией различий своей и «чужой» группы, их оценкой (как правило, в свою пользу). Психологически при этом возникает явление этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления Относительнопричин национальных особенностей людей существуют различные точки зрения. В теориях «народного духа» они были объяснены изначальной заданностью, рассматривались как генетически обусловленные, как принадлежащие расе. Корни этих различий отыскивались в антропологических, физических особенностях людей, в географических условиях их существования и т.д. Неудовлетворенность этими концепциями повернула исследователей лицом к анализу исторически сложившихся экономических, социальных и культурных условий жизни. В этом плане этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Однако большинство исследований в области традиционной этнопсихологии осуществлено на материале племен, населяющих острова Тихого и Атлантического океанов (Таити, Гаити и пр.), условия жизни которых были весьма специфическими. Поэтому перенос результатов подобных исследований на большие современные нации невозможен. Другая попытка предпринята в рамках культурантропологии, ориентированной на школу неофрейдизма. Здесь было введено понятие «базовой личности», фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этнической группы. Анализ базовой личности предполагал анализ способов ее социализации, то есть изучение семьи, норм, принимаемых группой, символов, принятых в данной культуре. Таким образом исследование было нацелено на выяснение условий формирования базовой личности, иными словами, условий, порождающих этнические особенности людей. Однако в этом случае условия оказались сведенными только к культурным символам, в то время как социально-экономические отношения оказались вне поля рассмотрения. Поэтому задача, которая стоит перед социальной психологией – выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, – остается актуальной и сегодня.
|