Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания и норм поведения
Усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, проведения свободного времени, возрастающая роль больших социальных групп в жизни общества заставляют с особым вниманием отнестись к изучению механизмов влияния больших групп на сознание отдельного человека. Эффективность такого влияния, выражающаяся в детерминации определенных форм поведения, установок, образа мыслей, убеждений во многом зависит от того, насколько большая группа способна соответствовать ожиданиям ее членов относительно удовлетворения наиболее значимых потребностей. Что касается самих способов воздействия, реализуемых в больших группах, то они достаточно традиционны. К их числу относятся: заражение, внушение, подражание. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным эмоциональным психическим состояниям. С давних пор заражение исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно при возникновении таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Заражение осуществляется не через пассивное созерцание и более или менее осознанное принятие внешне очевидных образцов, а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом. Секрет эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта заключается в самом механизме социально-психологического заражения, который сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние. Заражение как средство психологического воздействия во многом способствует усилению групповой сплоченности. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, от уровня развития их самосознания. Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, то есть выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействию называется контрсуггестией. Одним из первых в отечественной психологии предпринял попытку специального исследования внушения применительно к общественной жизни В.М. Бехтерев («Внушение и его роль в общественной жизни», 1908). Интересную гипотезу о роли внушения в расселении первобытного человека, развитии языка предложил Б.Ф. Поршнев. С его точки зрения древнейшее расселение позволило человеку избежать бремени межиндивидуального психологического давления, как бы прикрывшись от этого давления пространством, а многоязычие явилось своеобразным щитом непонимания чужого (внушающего) слова. Вопрос о соотношении внушения и заражения в настоящее время не имеет однозначного ответа. Для одних авторов внушение является одним из видов заражения, другие подчеркивают отличия внушения от заражения, которые сводятся к следующему: 1) внушение – процесс односторонний, предполагающий активное и персонифицированное воздействие одного индивида на другого; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, то есть осуществляется посредством речевого сообщения (заражение носит невербальный характер – танцы, игры, музыка, ритмические звуки, темп совместных действий и т.п.); 3) внушение действует путем непосредственного инициирования психических состояний, 4) в условиях внушающего воздействия большую роль играет авторитетность источника информации, которая располагает к доверию и снимает в значительной мере сопротивление внушающему воздействию. При изучении внушения установлены некоторые закономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается. Так, доказана зависимость эффекта внушения от возраста: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. При внушении результат в не меньшей степени зависит не только от внушающего человека, но и от характеристик личности суггеренда. Феномен контрсуггестии иллюстрирует меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать в определенной степени эту «психическую самозащиту». Совокупность таких мер предложено называть «контрконтр-суггестией» (Поршнев, 1968). Как особый фактор внушения может быть рассмотрена и предварительно сформированная социальная установка, предшествующая сообщаемой информации, которая возникает в процессе восприятия людьми друг друга. Внушение выступает мощным фактором формирования индивидуального и группового сознания в таких сферах, как пропаганда и реклама. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, то есть относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция «имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии. Имидж – это специфический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь на определенные стороны объекта. Имидж строится Подражание, относясь к способам воздействия людей друг на друга, имеет свою специфику состоящую в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но и воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. Данная теория считает подражание фундаментальным принципом развития и существования общества. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание непроизвольно и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892). Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее Анализ различных видов подражания позволил сформулировать следующие законы подражания: - подражание осуществляется от внутреннего к внешнему, то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние (духу религии подражают раньше, чем обрядам); - низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство — королевскому двору) и т.д. Признавая абсолютизацию роли подражания в данной концепции, следует признать особое значение подражания в процессе развития ребенка. Исследования механизма подражания стали предметом специальной теории социального научения, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», то есть образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции; б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения; в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Очевидно, что все эти способы подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения. Таким образом, в целом анализ такого сложного явления, как большие социальные группы позволяет точнее понять, каким образом общественные отношения «преломляются»
|