Студопедия — Выбор проблемы или темы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выбор проблемы или темы






Как обстоит дело в науке? Согласно представлениям большинства современных философов, здесь имеется круг общепризнанных проблем, вопросов, задач. Ученый выбирает для себя задачу, руководствуясь внутренним интересом, общественной значимостью проблемы, сознанием границ своих способностей и т.п. Как правило, ученые не ставят перед собой и не разрабатывают таких проблем, которые не признаны в качестве таковых научным сообществом.

Удивительно, но проблем в этом смысле в философии почти нет, т.е. нет каких-то общепризнанных вопросов, на которые все философы хотели бы получить ответ. Очень трудно указать философский вопрос, на который не было бы предложено ни одного ответа. Поэтому философские сочинения часто начинаются довольно стандартно: «Иванов решает данную проблему так-то, Петров решает ее иначе, а я, Сидоров, предложу третье решение». Ответы есть практически на все философские вопросы, но дело в том, что эти ответы не удовлетворяют тебя.

Поэтому исходный пункт философского исследования – не вопрос, не проблема, с которых начинает наука, а субъективная неудовлетворенность философа существующими решениями и желание устранить эту неудовлетворенность. Часто она носит довольно-таки неопределенный характер: какая-то беспокоящая неясность, непонимание известных слов, утверждений, смутное подозрение, что здесь что-то не так.

В нашем философском сообществе встречаются люди, которым уже все в философии ясно и которые из работ Маркса, Хайдеггера, Гадамера, Фуко или из основоположений какого-нибудь философского учения способны за пять минут извлечь ответ на любой вопрос. Едва ли их можно считать философами. Неудовлетворенность существующим, способность видеть открытые вопросы и недостатки предложенных решений – отличительная черта философа и необходимая предпосылка философского исследования. Как часто при попытке поставить или обсудить некоторую философскую проблему вдруг возникает самоуверенный знаток, ворохом цитат заваливающий обсуждение и парализующий движение зарождающейся самостоятельной мысли! К тому же этот несчастный еще и преисполнен гордости по поводу того, что он «знает» ответ, в то время как вопрошающие «не знают». Эти динозавры начетничества бывают полезны, но не в начале исследования.

Вы можете встретить людей другой породы, которые, напротив, всем неудовлетворены и все готовы критиковать. Как правило, это весьма квалифицированные специалисты с критическим складом мышления, и они гораздо больше похожи на философов, чем первые. Безуспешные многолетние попытки продвинуться в решении тех или иных философских проблем порой рождают усталость и скепсис. То, что проповедуют с официальных кафедр – глупость, но и робкое стремление выдумать что-то свое – тоже глупость, ибо никому из нас не дано сравняться с Кантом. Гегелем или Ницше. Нет и не может быть пророка в своем отечестве! Такая позиция парализует столь же сокрушительно, как и догматизм.

Подлинным философом, по-видимому, будет тот, кто не только чем-то удовлетворен, не только в чем-то сомневается или что-то критикует, но и что-то отстаивает. Философу должно быть присуще стремление устранить имеющуюся у него неудовлетворенность и готовность приложить усилия для этого. Он не может обойтись без простодушной веры в найденные им решения. И в этом отношении он похож на ученых и изобретателей – бескорыстных создателей новых идей и машин.

Поскольку неудовлетворенность возникает в значительной мере стихийно и заранее весьма трудно предсказать, что именно привлечет ваше внимание и вызовет у вас сомнения, постольку можно было бы даже сказать, что не философ выбирает тему своего исследования, а скорее тема выбирает, захватывает его, отвечая каким-то глубинным пластам его духа. Поэтому когда вы встречаете человека, спрашивающего, на какую бы тему ему поразмышлять, написать статью, то с уверенностью можно предположить, что у него еще не проснулся интерес к философии или в эту сферу его загнали внешние обстоятельства. Итак, вас интересует какая-то мировоззренческая проблема, существующие ее решения кажутся вам плохими и вы пытаетесь найти такой ответ, который бы вас устроил.

И еще одно. Порой вы над чем-то бьетесь, что-то сочиняете, а это никого не интересует. Иногда человек всю жизнь разрабатывает некоторую проблему, пишет и даже публикует статьи и книги, но все это оказывается никому не нужным.

«Нередко, просидев в безмолвной келье

Два, три дня, позабыв и сон и пище,

Вкусив восторг и слезы вдохновенья,

Я жег мой труд и холодно смотрел,

Как мысль моя и звуки, мной рожденны,

Пылая, с легким дымом исчезали» (А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери).

В науке такое случается редко, ибо ученые работают над общепризнанными проблемами. Философ же часто сам изобретает для себя проблему, следовательно, рискует остаться в одиночестве в своем интересе к ней. Поэтому для философии, как представляется, имеет смысл вопрос о различении проблем и псевдопроблем. Едва ли здесь можно надеяться найти какие-то четкие критерии. Однако в качестве одного из возможных ориентиров можно предложить следующий: псевдопроблема от проблемы отличается тем, что то или иное ее решение никак не влияет на рассмотрение других проблем. Таким образом, если то или иное решение некоторого вопроса заставляет вас и смежные вопросы решать в определенном направлении, то вы столкнулись с проблемой. Если же прямо противоположные ответы на некоторый вопрос оставляют вам полную свободу в решении других вопросов, то вполне возможно, что вам попалась псевдопроблема. Например, в 60-е годы ХХ в. в нашей философской литературе широко обсуждался вопрос о единстве (или тождестве) диалектики, логики и теории познания. Шли ожесточенные споры, издавались статьи и книги. Но признаем ли мы их тождественными или только едиными, это никак не скажется на рассмотрении всех иных вопросов. Это была типичная псевдопроблема.

Избрав или выдумав себе проблему для последующего исследования, посмотрите: окажет ли то или иное ее решение какое-либо влияние на интересующую вас область философии, на ваше мировоззрение?







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия